ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-287/2016 от 14.10.2016 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Черкасова И.В. Дело № 12-287/2016

№ 7-85/2016

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

14 октября 2016 года город Магадан

Судья Магаданского областного суда Адаркин И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда жалобу Местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской «Скала Надежды» на решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 24 августа 2016 года, вынесенное по жалобе Местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской «Скала Надежды» на постановление заместителя главного государственного инспектора города Магадана по пожарному надзору управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Магаданской области ФИО1 от 19 июля 2016 года № 105, которым к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечено

юридическое лицо - Местная религиозная организация Церковь христиан веры евангельской «Скала Надежды», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <адрес>,

с участием представителя ГУ МЧС России по Магаданской области ФИО1,

при секретаре судебного заседания Кулаковой А.Н.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя главного государственного инспектора города Магадана по пожарному надзору управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Магаданской области ФИО1 от 19 июля 2016 года № 105 юридическое лицо - Местная религиозная организация Церковь христиан веры евангельской «Скала Надежды» (далее - Организация, Церковь «Скала Надежды») привлечено к административной ответственности, с учетом положений статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 24 августа 2016 года, вынесенным по жалобе Церкви «Скала Надежды», постановление от 19 июля 2016 года № 105 изменено, размер назначенного административного штрафа снижен до 75 000 руб., в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, Церковь «Скала Надежды» просит решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 24 августа 2016 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указывает, что бремя содержания объекта недвижимости - <адрес> несет его собственник - муниципальное образование «Город Магадан» на основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылается на отсутствие какого-либо договора, возлагающего на Церковь «Скала Надежды» обязанность по проведению капитального ремонта или реконструкции указанного дома либо ответственность за соблюдение в здании Правил пожарной безопасности.

Считает, что протокол об административном правонарушении от 12 июля 2016 года № 104 является незаконным, поскольку система автоматической пожарной сигнализации устанавливается только в общежитиях, к которым дом <адрес>. На момент ввода в эксплуатацию в 1971 году дома не был оснащен системой автоматической пожарной сигнализацией и ее демонтаж не производился.

Полагает, что фактически на Организацию необоснованно возложена обязанность произвести модернизацию здания и оборудовать дом системой (установкой) оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями НБП 104-03.

Настаивает на том, что в протоколах об административном правонарушении от 12 июля 2016 года №№ 103, 104 и 105, а также в постановлении о привлечении к административной ответственности отсутствует указание на наличие в действиях Церкви «Скала Надежды» субъективной стороны вменяемого правонарушения и на наличие у Организации возможности по соблюдению соответствующих правил и норм пожарной безопасности.

Кроме того, указывает, что административным органом существенно нарушена процедура привлечения к административной ответственности, поскольку протоколы об административном правонарушении от 12 июля 2016 года №№ 103, 104, 105 составлены в отсутствие законного представителя собственника здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрении дела по жалобе извещено надлежаще. Своего представителя в судебное заседание не направило, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовало.

При таком положении полагаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствие не явившегося лица.

На основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса и частями 3-8 данной статьи, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений наступает административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).

В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 38 вышеуказанного закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: <адрес>, передано во временное пользование Церкви «Слово жизни» постановлением администрации города Магадана № 2307 от 14 сентября 1994 года.

В 1999 году наименование Церкви «Слово жизни» было изменено на наименование Церковь христиан веры евангельской «Слово Жизни» Магаданской области, а в 2003 году - на наименование Местная религиозная организация Церковь христиан веры евангельской «Скала Надежды», о чем Управлением Минюста России по Магаданской области были зарегистрированы изменения и дополнения, вносимые в Устав данной религиозной организации 29 марта 1999 года и 04 апреля 2003 года соответственно (л.д. 59).

13 апреля 2016 года прокуратурой города Магадана совместно с сотрудником ОНД и ПР по г. Магадану проведена проверка соблюдения законодательства в области пожарной безопасности в отношении Церкви «Скала надежды» по адресу: <адрес>.

В ходе проведенной проверки Церкви «Скала надежды» выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в том числе:

- в нарушение требований статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пункта табл. 1 НПБ 110-03, пункта 6.1 табл. А.1 СП 5. 13130.2009, пункта 18 табл. 2 НПБ 104-03, пункта 4 табл. 2 СП 3.1313.2009 в здании отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- в нарушение требований пункта 36 «В» ПП РФ ППР № 390 в коридорах здания эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции (скрутки и т.д.);

- в нарушение требований пункта 42 «В» ПП РФ ППР № 390 в здании эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

- в нарушение требований пункта 36 «Б» ПП РФ ППР № 390 в здании загромождены эвакуационные пути и выходы (лестничные площадки, марши лестниц) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, создающими препятствие свободной эвакуации;

- в нарушение требований пункта 23 «К» ПП РФ ППР № 390 в здании под лестничным маршем хранятся горючие материалы.

По результатам проверки составлен акт от 13 апреля 2016 года (л.д. 49).

В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении Церкви «Скала Надежды» как юридического лица, владеющего помещением на основании постановления администрации города Магадана № 2307 от 14 сентября 1994 года, и отвечающего за пожарную безопасность и соблюдение противопожарного режима, составлены протоколы №№ 103, 104 и 105 от 12 июля 2016 года об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях заместителем главного государственного инспектора города Магадана по пожарному надзору управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Магаданской области 19 июля 2016 года вынесено постановление № 105 о привлечении Церкви «Скала надежды» к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Церковь «Скала надежды» оспорила его в Магаданский городской суд.

В ходе рассмотрения дела по жалобе судьей Магаданского городского суда изменено постановление по делу об административном правонарушении № 105 от 19 июля 2016 года, снижен размер административного штрафа до 75 000 руб., с учетом материального положения Организации.

Вместе с тем, при рассмотрении дела по жалобе судья пришел к выводу о том, что нарушения требований пожарной безопасности, вмененные должностным лицом административного органа Организации, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Данный вывод судьи подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Факт совершения Церковью «Скала Надежды» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколами об административных правонарушениях №103, 104, 105 от 12 июля 2016 года; постановлением мэрии города Магадана от 8 июня 2016 года № 1650; письмом Управления Минюста России по Магаданской области от 23 мая 2016 года; постановлением администрации города Магадана № 2307 от 14 сентября 1994 года; актом проверки от 13 апреля 2016 года; письменными объяснениями ФИО2 от 13 апреля 2016 года; сведениями МУП г. Магадана «Водоканал» от 19 мая 2016 года; сведениями ПАО «Магаданэнерго» от 20 мая 2016 года; копией договора на теплоснабжение от 05 февраля 2010 года с приложениями; копией свидетельства о регистрации Церкви «Скала Надежды»; выпиской из ЕГРЮЛ; копией заявления о регистрации изменений в Устав от 8 апреля 2003 года; учредительными документами Церкви «Слово жизни»; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Церкви «Слово Жизни»; копией свидетельства о регистрации Церкви «Слово Жизни»; кадастровым паспортом на здание <адрес>; письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Магадана от 8 июня 2016 года.

Объективных данных, ставящих под сомнение достоверность и допустимость приведенных доказательств, в деле не содержится.

Из материалов дела об административном правонарушении не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов о доказанности вины Организации в совершении вменяемого административного правонарушения.

Доводы жалобы об отсутствии у Церкви «Скала надежды» обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в здании, аналогичны доводам, изложенным в жалобе на постановление должностного лица административного органа № 105 от 19 июля 2016 года, основаны на неверном толковании правовых норм в области пожарной безопасности, являлись предметом проверки судьи Магаданского городского суда и обоснованно отвергнуты им по основаниям, приведенным в обжалуемом судебном акте.

Поскольку данное здание на момент проверки находилось в законном владении Организации, соответственно, за нарушение требований действующего законодательства РФ при эксплуатации здания в этот период ответственность несет Организация.

При таком положении выводы должностного лица административного органа и судьи Магаданского городского суда о виновности Церкви «Скала Надежды» в совершении правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, является верным.

Вопреки доводам жалобы, при составлении протоколов об административных правонарушениях от 12 июля 2016 года №№ 103, 104, 105 участие собственника здания - <адрес> - муниципального образования «<адрес>» в силу положений статьи 28.2 КоАП РФ не требовалось, поскольку как следует из материалов дела, лицом уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться указанным зданием, являлась Церковь «Слово жизни».

Иные доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ, а потому не могут служить поводом к отмене постановления судьи.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений закона, которые в силу статьи 30.7 КоАП РФ явились бы основанием к отмене решения судьи Магаданского городского суда Магаданской области, не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 24 августа 2016 года, вынесенное по жалобе Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Скала Надежды» на постановление заместителя главного государственного инспектора города Магадана по пожарному надзору управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Магаданской области ФИО1 от 19 июля 2016 года № 105, которым к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечено юридическое лицо - Местная религиозная организация Церковь христиан веры евангельской «Скала Надежды», оставить без изменения, жалобу Местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской «Скала Надежды» - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление по делу, либо опротестовано прокурором.

Судья И.А. Адаркин