ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-287/21 от 12.08.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-287/21

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

12 августа 2021 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Сидоров Я.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» (ИНН: , ОГРН: ) Ежкова Александра Валентиновича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца , зарегистрированного по адресу: проживающего по адресу: на постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Ребус Л.В. № 8-04/138 от 22.01.2021, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Ребус Л.В. № 8-04/138 от 22.01.2021 начальник краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» (далее по тексту – КГСАУ «ДВ-авиабаза», Учреждение, Авиабаза) Ежков А.В. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ.

Данным постановлением начальник КГСАУ «ДВ-авиабаза» Ежков А.В. признан виновным в нарушении по месту исполнения своих должностных обязанностей по адресу: , требований ст.ст.6, 8, 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе), выразившихся в закупке услуг – заключении ДД.ММ.ГГГГ договора аренды спецтехники – форвадера с экипажем для лесозаготовительных работ на территории Средне-Амгуньского лесничества, Амгуньского лесничества, Солнечного района, без проведения соответствующих конкурсных процедур, то есть в нарушение порядка, установленного Законом о контрактной системе.

Полагая данное постановление незаконным, Ежков А.В. обратился в суд с жалобой, указав на право КГСАУ «ДВ-авиабаза» осуществлять закупку в соответствии Федеральным Законом № 223-ФЗ и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд авиабазы. Случаи применения Закона о контрактной системе № 44-ФЗ к правоотношениям в области закупки товаров, работ и услуг с участием автономных учреждений указаны в частях 4 и 6 ст.15 Закона № 44-ФЗ, согласно которым правоотношения по закупкам государственного автономного учреждения, источником финансового обеспечения которых является субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, не являются предметом регулирования Закона № 44-ФЗ. При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в Законе № 223-ФЗ, стороны выступают как юридически равноправные, и никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений. Различные цели действия Законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ и принципы осуществления закупок определяют особенности регулирования отношений, возникших при применении этих законов, а также правовые последствия несоблюдения субъектами закупок их требований. Закон № 44-ФЗ не содержит определений понятий «государственные нужды», «федеральные нужды», «муниципальные нужды» и, соответственно, не разграничивает этих понятий. Бюджетный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ, на нормах которых основан Закон № 44-ФЗ, также не раскрывают этих понятий. В этой связи части 1 и 2 ст.1 Закона № 44-ФЗ применяются во взаимосвязи со ст.3 и ч.ч.4, 6 ст.15 указанного закона. КГСАУ «ДВ авиабаза», как автономное учреждение, осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд учреждения, утвержденным Наблюдательным советом Учреждения, протокол заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное Положение о закупках размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Не признанный недействительным действующий договор от ДД.ММ.ГГГГ субаренды форвадера с экипажем заключен с единственным арендодателем в целях самостоятельного выполнения Учреждением лесохозяйственных работ за счет приносящей доход деятельности в соответствии с Положением. Такой способ закупки в Положении предусмотрен, порядок закупки соблюден. Управление лесами (в настоящее время Комитет лесного хозяйства) в 2020 году были обязаны в соответствии с ч.4 ст.19 Лесного кодекса РФ реализовывать функцию органа государственной власти, как государственного заказчика – осуществлять для удовлетворения государственных нужд субъекта РФ – Хабаровского края закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе работ по обнаружению и тушению лесных пожаров, в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ при отсутствии выданного подведомственному автономному учреждению государственного задания на эти работы. Эти положения закреплены в п.3.51 Положения об Управлении лесами, а также в п.3.51 Положения о Комитете лесного хозяйства. Управление лесами выдало на 2020 год государственное задание на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и Учреждение самостоятельно выполняет эти работы, в связи с чем, у Управления лесами, как у государственного заказчика, отсутствовали основания для объявления закупки по Закону № 44-ФЗ работ по обнаружению и тушению лесных пожаров для удовлетворения государственных нужд края. Авиабаза, как хозяйствующий субъект и заказчик по Закону № 223-ФЗ, осуществило закупку услуг у ИП ФИО4 по договору для удовлетворения собственных нужд в целях самостоятельного выполнения работ, предусмотренных госзаданием. Закупка за счет средств субсидии на выполнение государственного задания авиационных услуг для выполнения авиабазой, автономным ФИО2, лесоавиационных работ не указана в исчерпывающих случаях, предусмотренных частями 4 и 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, когда автономное учреждение обязано проводить закупки в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ. Авиабаза не может быть государственным заказчиком (заказчиком) по Закону № 44-ФЗ, так как их определения императивно предусмотрены статьей 3 Закона № 44-ФЗ, даже в случаях, предусмотренных ч.4 и ч.6 ст.15 Закона № 44-ФЗ. Автономное учреждение не указано в перечне лиц, являющихся государственными заказчиками и заказчиками, согласно п.п.5 и 7 ч.1 ст.3 Закона № 44-ФЗ. Орган государственной власти субъекта РФ является государственным заказчиком по Закону № 44-ФЗ в силу прямого указания в данном законе и, соответственно, осуществляет закупки, заключает государственные контракты от имени субъекта РФ на основании данного закона в целях реализации своих функций органа государственной власти, то есть для удовлетворения государственных нужд. Автономное учреждение не является государственным заказчиком и заказчиком по Закону № 44-ФЗ. Оно является заказчиком по Закону № 223-Ф3 в силу прямого указания в данном законе (п.1 ч.2 ст.1) и осуществляет закупки, заключает договоры от своего имени в соответствии с данным Законом и утвержденным Положением о закупках. Из государственных (муниципальных) учреждений осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд и заключать государственные (муниципальные) контракты от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования могут только государственные (муниципальные) казенные учреждения, за исключением единственного случая, предусмотренного ч.6 ст.15 Закона № 44-ФЗ, когда бюджетное или автономное учреждение, не являющиеся государственными (муниципальными) заказчиками, могут заключать государственные контракты в соответствии с Законом № 44-ФЗ от лица органа государственной власти (органа местного самоуправления). На орган государственной власти субъекта РФ либо государственное казенное учреждение субъекта РФ может быть возложено осуществление полномочий на осуществление закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ для нужд органов власти края, казенных и бюджетных учреждений края (ч.3 ст.26 Закона № 44-ФЗ). В Хабаровском крае такие полномочия возложены на Комитет государственного заказа (п.1.1 Положения о комитете государственного заказа), На бюджетные и автономные учреждения субъектов РФ возложение осуществления таких полномочий законодательно не предусмотрено. КГСАУ «ДВ авиабаза» не является органом государственной власти, казенным, бюджетным учреждением, и не относится к лицам, указанным в п.п.5 и 7 ч.1 ст.3 Закона № 44-ФЗ. В соответствии со ст.2 Закона № 174-ФЗ оно не создано для осуществления закупок в целях удовлетворения государственных нужд (нужд государственного органа, в том числе органа государственной власти). Автономное учреждение по смыслу ч.2 ст.1 Закона № 223-Ф3, ст.2 Закона № 174-ФЗ уполномочено производить закупки товаров, работ, услуг, необходимые для обеспечения нужд самого автономного учреждения, то есть для удовлетворения потребностей самого учреждения, необходимых для выполнения работ, предусмотренных государственным заданием, а не для реализации функций государственных органов (в том числе органов государственной власти). Учитывая положения законодательства, отсутствует законная возможность наделять автономные учреждения полномочиями по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (нужд государственных органов, в том числе органов государственной власти). Осуществление (делегирование) полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления автономным учреждениям возможно исключительно в рамках ст.2 Закона № 174-ФЗ. Делегирование иных функций (полномочий) автономным учреждениям приведет к нарушению ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции (письмо ФАС России от 12.03.2014 № АД/8919/14 «О направлении разъяснений и обзора судебной практики по вопросам, связанным с порядком обеспечения муниципальным бюджетным учреждением, являющимся хозяйствующим субъектом, возложенных на него функций по реализации полномочий органа местного самоуправления, при условии установленного запрета совмещения функции органа власти и хозяйствующего субъекта»). Устав не запрещает учреждению в целях самостоятельного им выполнения государственного задания арендовать лесозаготовительную и лесохозяйственную технику за счет средств от приносящей доход деятельности.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явилось, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении по указанному в материалах дела адресу. Ходатайств о рассмотрении дела с его обязательным участием, а также об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, не заявлял.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, судья находит возможным, рассмотреть жалобу по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, ввиду соблюдения установленных законом прав на его участие в судебном разбирательстве.

Защитник привлеченного к административной ответственности лица – ФИО5 в полном объеме поддержал изложенные в жалобе доводы. Дополнительно указал, что вся древесина, заготовленная КСАУ «ДВ авиабаза» с использованием арендованного у ИП ФИО6 форвадера была реализована в установленном законом порядке – на электронных аукционах в системе электронных торгов АО «».

Заместитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора ФИО7 и представители УФАС по Хабаровскому краю ФИО8, ФИО9 полагали вынесенное постановление законным, обоснованным и мотивированным, а жалобу – удовлетворению не подлежащей.

Заслушав участвующих лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Частью 3 ст.7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как установлено ст.15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, следовательно – установленные законом обязанности.

Вступая в общественные отношения в сфере регулирования порядка и условий осуществления государственных закупок, лицо должно знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения Управлением лесами Правительства Хабаровского края и КГСАУ «ДВ-авиабаза» требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе, Федеральный закон № 44-ФЗ).

В ходе проведенной проверки установлено, что на основании государственного задания на 2020 год, плановые 2021 – 2022 гг., утвержденного 12.02.2020 заместителем начальника Управления лесами Правительства Хабаровского края, КГСАУ «ДВ-авиабаза» определены объемы выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на 2020 год и переданы лесные насаждения для сплошной санитарной рубки погибших и поврежденных насаждений в Амгуньском лесничестве Средне-Амгуньского участкового лесничества на площади 69,4 га.

В целях реализации договора купли-продажи лесных насаждений, направленного на выполнение мероприятий, установленных госзаданием, Учреждением под руководством Ежкова АВ. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды форвадера с экипажем с индивидуальным предпринимателем ФИО11 для проведения лесозаготовительных работ для нужд КГСАУ «ДВ авиабаза», на территории Солнечного района, Амгуньского лесничества, Средне-Амгуньского участкового лесничества по цене рублей путем проведения закупки у единственного исполнителя. Руководителем Учреждения Ежковым А.В. нарушены требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, выразившееся в том, что договор аренды спецтехники с экипажем от ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем ФИО4 для проведения лесозаготовительных работ заключен без соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ.

Усмотрев в действиях должностного лица КГСАУ «ДВ авиабаза» нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг, предусмотренного Федеральным законом № 44-ФЗ, Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ежкова А.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

22.01.2021 заместителем руководителя Хабаровского УФАС начальник КГСАУ Ежков А.В. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.32.3 КоААП РФ, выражается в действиях (бездействии) при осуществлении закупки товаров, работ, услуг без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, когда соблюдение такого порядка является обязательным.

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Перечень случаев не применения Федерального закона установлен ч.2 ст.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона № 44-ФЗ, бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии со ст.24 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

На основании ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В силу ч.1 ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 данного Кодекса, или использующими леса в соответствии с указанным Кодексом лицами.

По правилам ч.1 ст.29 ЛК РФ, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины; положениям главы 3.1 ЛК РФ – санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, являются видом мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, относятся к мерам санитарной безопасности в лесах и входят в комплекс мероприятий по защите лесов (п.2 ч.1 ст.60.7, п.4 ч.1 ст.60.3, ч.1 ст.60.2 ЛК РФ).

Таким образом, положения Лесного Кодекса РФ предусматривают проведение рубки лесных насаждений либо в рамках заготовки древесины при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствии со ст.29 ЛК РФ, либо путем выполнения работ в рамках осуществления мероприятий по охране и защите лесов в порядке ст.19 ЛК РФ.

Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края согласно Постановлению Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 № 162-пр «Об утверждении Положения о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края» является правопреемником Управления лесами Правительства края.

Исходя из положения п.7 ст.26.3 Федерального закона 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п.1 ч.1, ч.ч.2, 3, ст.82 ЛК РФ, пунктов 1.1, 1.5 Положения, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться Комитетом путем проведения закупок данных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также специально созданными ими государственными автономными ФИО2, подведомственными Комитету, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ЛК РФ, на основании соответствующего государственного задания.

В соответствии с ч.4 ст.19 ЛК РФ, закупка вышеуказанных услуг и работ по договору проведена согласно положениям Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках, Федеральный закон № 223-ФЗ), применение которого при проведении закупки для удовлетворения государственных нужд недопустимо.

КГСАУ «ДВ авиабаза» создано Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.02.2011 № 32-пр «Об автономных учреждениях Хабаровского края» на основании распоряжения Губернатора Хабаровского края от 28.12.2011 №836-рп «О создании краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов».

Согласно п.п.1.3, 2.2 Устава, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной на неопределенный срок для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, п.1.6 Устава – учредителем является Хабаровский край; органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является Управление, в настоящее время – Комитет, п.2.12 Устава – Учреждение выполняет государственное задание, установленное Учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными Уставом к основной деятельности.

На основании ч.1 ст.4 Федерального Закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

В силу ч.2.1 ст.4 ФЗ «Об автономных учреждениях», автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания. Аналогичные положения содержатся в п.3.7 Устава КГСАУ «ДВ авиабаза».

По правилам, установленным п.4 ст.69.2 БК РФ, финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.

В соответствии с ч.ч.4, 5 ст.19 ЛК РФ – в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом с одновременной продажей лесных насаждений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с включением в контракт на выполнение данных работ условия о купле-продаже лесных насаждений.

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в частности, в части, касающейся: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Исходя из положений ст.8 Закона № 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению Конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

По смыслу приведенного правового регулирования, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого автономное учреждение не вправе отказаться.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом № 223-ФЗ.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.2 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 2 ст.1 Федерального закона № 223-Ф3 определен круг лиц, на которых распространяются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке работ, услуг, установленные данным законом.

Согласно п.4 ч.2 ст.1 Закона 223-ФЗ, настоящий закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе бюджетным учреждениям при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с ч.3 ст.2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок: а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения; в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Федеральный Закон № 223-Ф3 определяет порядок закупок для нужд самих автономных учреждений. В тех же случаях, когда автономные учреждения выступают государственными заказчиками в силу наделения их соответствующими полномочиями государственными органами и производят закупки для удовлетворения государственных нужд, данный закон не подлежит применению.

В таких случаях автономные учреждения как государственные заказчики должны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, указанными в ст.24 Федерального Закона № 44-ФЗ, то есть на открытых, закрытых конкурсах, аукционах, путем запроса котировок, запроса предложений, а у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) только в определенных законом случаях.

Из вышеуказанных норм следует, что Учреждению при выполнении мероприятий по реализации Госзадания необходимо руководствоваться положениями Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе положениями ст.ст.6, 8, 24 путем организации и проведения аукциона, основываясь на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции, принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок, создавая равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Применительно к осуществлению санитарной рубки лесных насаждений в рамках осуществления Госзадания с последующей ее реализацией исполнителю, КГСАУ «ДВ авиабаза» нарушен порядок заключения соответствующих договоров, поскольку при их заключении положения лесного законодательства и Федерального закона № 44-ФЗ о проведении соответствующих конкурсных процедур не соблюдены.

Заключенный договор от ДД.ММ.ГГГГ по правилам Федерального закона № 223-ФЗ между Учреждением под руководством Ежкова А.В. и ИП ФИО4 противоречит ч.4 ст.19 ЛК РФ, согласно которой в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

Заключение договора от ДД.ММ.ГГГГ по выполнению мероприятий Госзадания без соблюдения процедуры, предусмотренной нормами Федерального Закона № 44-ФЗ, свидетельствует о предоставлении исполнителю по договору преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг), о том, что указанный договор не соответствует требованиям ч.ч.1 и 4 ст.19 ЛК РФ.

Следовательно, в действиях руководителя КГСАУ «ДВ-авиабаза» Ежкова А.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ – осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По смыслу положений ст.2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности только в том случае, когда совершенное им правонарушение, связано с неисполнением своих служебных обязанностей либо ненадлежащим их исполнением. При этом служебные обязанности закрепляются в любых локальных актах, в том числе, служебных, должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка, уставах о дисциплине работников, нормативных правовых актах.

Ежков А.В. назначен на должность начальника КГСАУ «ДВ-авиабаза» приказом Управления лесами № 19пк от 29.01.2018.

На основании Устава, начальник КГСАУ «ДВ авиабаза» осуществляет непосредственное управление, текущее руководство деятельностью Учреждения, по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к его компетенции, действует на принципах единоначалия, действует без доверенности от имени Учреждения, представляет интересы во всех органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях, организациях, предприятиях.

Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о том, что начальник КГСАУ «ДВ-авиабаза» Ежков А.В., в нарушение требований ст.ст.6, 8, 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не принял всех зависящих от него мер по соблюдению порядка осуществления закупки товаров, работ и услуг, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ.

При этом, у него фактически имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако он, как ответственное должностное лицо, не принял всех зависящих от него мер по соблюдения требований Закона о контрактной системе, не надлежащим образом исполнив свои должностные обязанности.

Фактические обстоятельства и вина Ежкова А.В. в совершении вмененного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, государственным заданием, договорами купли-продажи лесных насаждений от 20.20.2020 и 01-14 от ДД.ММ.ГГГГ, актами приема-передачи лесных насаждений, соглашением о предоставлении субсидии из краевого бюджете от ДД.ММ.ГГГГ и приложениями к нему, дополнительными соглашениями к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, приказами о подготовке к пожароопасному сезону и организации работ по тушению лесных пожаров в 2020 году, приказами об открытии и закрытии пожароопасных сезонов, справкой о предоставлении информации в Арбитражный суд Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о закреплении автомобильной и гусеничной техники за водителями и механизаторами от ДД.ММ.ГГГГ, технологическими картами лесосечных работ, договором аренды форвадера с экипажем от ДД.ММ.ГГГГ, заявкой на предоставление форвадера в аренду с экипажем, актами об оказании услуг по управлению форвадером от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, производственными заданиями, журналом регистрации инструктажа на рабочем месте, распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-р «О повышении эффективности использования лесных ресурсов», договором поручения от ДД.ММ.ГГГГ на оказание брокерских услуг по продаже лесных насаждений, актом приемки-сдачи лесопродукции от ДД.ММ.ГГГГ, накладными и пор0443ениями, актами приема-передачи биржевого товара, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд КГСАУ «ДВ-авиабаза», Уставом КГСАУ «ДВ-авиабаза», приказом о назначении Ежкова А.В., его должностной инструкцией и трудовым договором, которые отвечают требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

По указанным основаниям доводы защиты, сводящиеся к правомерности действий Ежкова А.В. по осуществлению Учреждением закупки по Федеральному закону № 223-ФЗ, отклоняются как несостоятельные, основанные на неверном токовании норм материального права.

Доводы заявителя об отсутствии на балансе организации форвадера и возможности с его помощью сократить время выполнения санитарных рубок, предложение его по меньшей стоимости, не свидетельствуют об отсутствии вины Ежкова А.В. и не освобождают его от административной ответственности за совершенное деяние.

В соответствии с пунктами 1.3, 2.2. Устава, КГСАУ является некоммерческой организацией, созданной на неопределенный срок, для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, защиты от вредных организмов, осуществления авиационных и наземных работ по охране и защите лесов, выполнения мероприятий по воспроизводству лесов.

Учреждение кроме деятельности, осуществляемой в соответствии с государственным заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, по своему усмотрению вправе оказать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых условиях в порядке, установленными Федеральными Законами (п.2.10 Устава).

По пункту 2.11 Устава – Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность поскольку, постольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его Уставе. Доходы от такой деятельности и приобретенное имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения и используется им для достижения целей п.2.3 Устава (выполнение работ по тушению пожаров и осуществление мер пожарной безопасности в лесах; выполнение мероприятий по защите и воспроизводству лесов).

Следовательно, КГСАУ «ДВ авиабаза» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов государственной власти, при этом, одним из основных видов деятельности является осуществление наземных работ по охране и защите лесов, выполнение мероприятий по воспроизводству лесов.

Принимая во внимание, что в Уставе в основных видах деятельности юридического лица под руководством Ежкова А.В. деятельность по рубке и заготовке древесины как вид предпринимательской деятельности отсутствует, санитарные рубки при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий по защите лесов могут производиться в целях реализации положений ст.19 ЛК РФ и в строго установленном федеральным законодательством порядке.

Поскольку выполнение государственного задания обеспечивает публичные интересы, а не нужды автономного учреждения, финансируется за счет выделенных на эти цели бюджетных средств, у КГСАУ «ДВ-авиабаза» существует обязанность по соблюдению требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Порядок, сроки привлечения заявителя к административной ответственности по оспариваемому постановлению соответствуют требованиям КоАП РФ.

Поскольку обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность нарушителя, свидетельствующих о причинении ущерба не установлено, должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, обоснованно применено минимальное наказание, установленное ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, повлекшего нарушение установленного государством порядка осуществления закупок, а также то обстоятельство, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении начальника КГСАУ «ДВ-авиабаза» Ежкова А.В. к исполнению своих должностных обязанностей, оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, признания содеянного малозначительным и прекращения производства по делу, не усматривается

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Ребус Л.В. № 8-04/138 от 22.01.2021, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ, которым начальник КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» Ежков А.В. подвергнут административному штрафу в размере 20 000 рублей, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Я.Ю.Сидоров