ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-288/20 от 23.09.2020 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-288/2020

УИД 76RS0014-02-2020-000651-77

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 23 сентября 2020 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Логвинова Е.С., при секретаре Конаевой Е.А., рассмотрев жалобу защитника директора ГУК ЯО «Ярославский государственный театр юного зрителя имени В.С. Розова» ФИО1, <данные изъяты>, по доверенности Андреевой Ю.А., на постановление и.о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области №97 от 22.07.2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением и.о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области №97 от 22.07.2020 года ФИО5 директор ГУК ЯО «Ярославский государственный театр юного зрителя имени В.С. Розова» (далее также – Учреждение) ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что в период с 19.05.2020 года по 15.06.2020 года контрольно-ревизионной инспекцией Ярославской области была проведена плановая проверка государственного учреждения культуры Ярославской области «Ярославский государственный театр юного зрителя имени B.C. Розова», по результатам которой выявлены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ). По итогам проверки был подготовлен акт от 19.06.2020 года № 5-ПП (далее - акт проверки). В акте проверки содержится следующая информация о выявленных нарушениях.

1. Заказчиком заключен на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ контракт от 13.09.2019 № 02/08/1 на выполнение работ по ремонту кровли здания Учреждения с <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> руб. Согласно п. 1.1 контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ: ремонт кровли здания Учреждения в соответствии с заданием (приложение № 1 к контракту). Соглашением от 08.10.2019 года № 1 стороны приняли решение о не проведении работ по ремонту воронок в мембранной кровле в связи с плохими погодными условиями. Цена контракта с учетом невыполненных работ составила <данные изъяты> руб. Таким образом, стороны договорились об уменьшении объема выполняемых работ со снижением цены на <данные изъяты> руб., что составило 68,9% цены контракта.

В соответствии с пп. «в» п.1 ч.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.

Таким образом, в нарушение требований пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ объем выполняемых работ был уменьшен со снижением цены контракта более чем на 10%.

2. Заказчиком заключен на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ контракт от 13.09.2019 года № 01/08/1 на выполнение работ по ремонту кровли здания Учреждения с <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> руб. Согласно п. 1.1 контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ: ремонт кровли здания Учреждения в соответствии с техническим заданием (приложение №1 к контракту). Соглашением сторон от 08.10.2019 года № 1 о замене видов работ (п. 1 - разборка покрытий кровель из рулонных материалов, п. 2 - ремонт цементной стяжки пл. заделки до 0,5 м2, п. 3 - ремонт цементной стяжки пл. заделки до 1 м2, п. 4 - огрунтовка оснований из бетона или раствора битумной эмульсией) на подготовку и проварку оснований рулонной кровли с использованием аппарата «AIV», согласно которому цена с учетом понижающего коэффициента составила <данные изъяты> руб. Таким образом, стороны договорились об изменении объема выполняемых работ с увеличением цены на <данные изъяты> руб., что составило 50,2% цены контракта. Учитывая вышеизложенное, в нарушение требований пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ объем выполняемых работ был изменен с увеличением цены контракта более чем на 10%.

3. Заказчиком заключен на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ контракт от 13.09.2019 № 03/08/1, на выполнение работ по ремонту кровли здания Учреждения с <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> руб. Согласно п. 1.1 контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ: ремонт кровли здания Учреждения в соответствии с техническим заданием (приложение №1 к контракту). Соглашением от 08.10.2019 года № 1 стороны приняли решение о не проведении по смене обрешетки и покрытия кровли из листовой стали. Цена контракта с учетом невыполненных работ составила <данные изъяты> руб. Таким образом, стороны договорились об уменьшении объема выполняемых со снижением цены на <данные изъяты> руб., что составило 34,2% цены контракта. Учитывая вышеизложенное, в нарушение требований пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ объем выполняемых работ был уменьшен со снижением цены контракта более чем на 10%.

4. Извещение от 25.06.2019 года № 0171200001919000992 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по обследованию технического состояния здания в т.ч. всех внутренних инженерных сетей и разработке проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту здания Государственного учреждения культуры Ярославской области «Ярославский государственный театр юного зрителя им. B.C. Розова», расположенного по адресу: <...>, включая экспертизу проектной документации и проверке достоверности определения сметной стоимости, размещено в ЕИС 25.06.2019 года.

Пункт 14 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе содержит сведения о возможности по соглашению сторон изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов (по предложению заказчика) - «Не предусмотрено».

По результатам проведения электронного аукциона Заказчиком заключен контракт от 26.07.2019 года № 03/07 на сумму <данные изъяты> руб. с <данные изъяты> (номер реестровой записи контракта 2760405791919000003). Пункт 9.6 контракта устанавливает, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается.

Таким образом, документация об электронном аукционе и контракт не предусматривали изменение условий контракта, в т.ч. увеличение объема работ.

Стороны контракта - Заказчик и <данные изъяты> 25.11.2019 года заключили дополнительное соглашение № 1 к контракту, согласно которому был увеличен объем выполняемых работ по контракту.

В соответствии с пп. «б» п.1 ч.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

Таким образом, в нарушение требований пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ Заказчик изменил условия контракта, не предусмотрев такое изменение документацией об электронном аукционе и контрактом.

Соглашения от 08.10.2019 № 1 к контракту от 13.09.2019 № 01/08/1, от 08.10.2019 № 1 к контракту от 13.09.2019 № 02/08/1, от 08.10.2019 № 1 к контракту от 13.09.2019 № 03/08/1, дополнительное соглашение от 25.11.2019 № 1 к контракту от 26.07.2019 № 03/07 от имени Учреждения заключены ФИО1

Приказом департамента культуры Ярославской области от 27.06.2019 года № 86 ФИО1 назначена на должность директора ГУК ЯО «Ярославский государственный театр юного зрителя имени B.C. Розова» с 01.07.2019 года по 30.06.2024 года.

В соответствии с трудовым договором с руководителем ГУК ЯО «Ярославский государственный театр юного зрителя им. B.C. Розова» от 27.06.2019 года (далее -трудовой договор), руководитель является единоличным исполнительным органом Учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью.

Согласно пункту 7 трудового договора руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Ярославской области, уставом Учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором.

На основании пункта 8 трудового договора руководитель действует без доверенности от имени Учреждения.

Таким образом, Заказчиком были изменены условия контрактов от 13.09.2019 года № 02/08/1, от 13.09.2019 № 01/08/1, от 13.09.2019 № 03/08/1, от 26.07.2019 №03/07 с нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ, что влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 7. 32 КоАП РФ.

Считая постановление незаконным и необоснованным, в установленный срок директор ГУК ЯО «Ярославский государственный театр юного зрителя имени В.С. Розова» ФИО1 в лице защитника Андреевой Ю.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. Жалоба мотивирована тем, что при изменении условий контрактов от 13.09.2019 года № 02/08/1, от 13.09.2019 № 01/08/1, от 13.09.2019 № 03/08/1, ФИО1 действовала в условиях крайней необходимости. Указала, что в данной ситуации, как директор учреждения, она не могла позволить выполнить работы, поскольку раскрытие крыши в осенний период привело бы к протоплению здания учреждения в зоне сцены, зрительного зала, причинению имущественного вреда ГУК ЯО ТЮЗ (в зале перед началом сезона были установлены новые театральные кресла, закупленные в рамках федеральной программы), срыву показа спектаклей, необоснованному расходованию бюджетных денежных средств. Считает, что причиненный вред по нарушению пп.в п.1 ч.1 ст. 95 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является менее значительным, чем причинение ущерба зданию бюджетного учреждения, срыву театрального сезона и нецелесообразному расходованию бюджетных денежных средств. По указанным трем контрактам своими действиями ФИО1 не причинила вред подрядчику, который смог предложить выполнить работы по ремонту кровли с применением другой технологии, что не привело к расторжению договоров. ФИО1 не превысила расходование средств, выделенных из областного бюджета на ремонт кровли на аварийном участке. Все ее действия были направлены на то, чтобы в максимально короткий срок завершить ремонт кровли в рамках выделенного финансирования, что и было сделано. Кроме того, заключение дополнительного соглашения к договору от 25.11.2019 г., по которому внесены изменения в договор на увеличение объема работ, было вынужденным, вызвано следующими обстоятельствами. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Культура» ГУК ЯО ТЮЗ мае 2019 года были выделены денежные средства за счет средств областного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей на изготовление проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания ГУК ЯО ТЮЗ и ГУК ЯО ЯГТК, расположенного по адресу: <...>. В сроки, предусмотренные ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд», ГУК ЯО ТЮЗ подготовило необходимую документацию для проведения электронного аукциона. По результатам рассмотрения заявки единственного участника аукциона 26.07.2019 года между ГУК ЯО ТЮЗ и <данные изъяты> был заключен контракт на выполнение работ по обследованию технического состояния здания, в том числе, всех внутренних инженерных систем и разработке проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГУК ЯО ТЮЗ, включая экспертизу проектной документации и проверке достоверности определения сметной стоимости. При этом контрактом были предусмотрены очень сжатые сроки выполнения работ: до 31.08.2019 г. - обследование, составление технического отчета; до 01.10.2019 г. - разработка проектной документации; до 10.12.2019 года - получение положительного заключения экспертизы проектной документации. Обследование и разработка проектно-сметной документации были осуществлены в установленные контрактом сроки. После заключения контракта №03/07 от 26.07.2019 года у ГУК ЯО ТЮЗ появилась необходимость расширить перечень работ, подлежащих выполнению подрядной организацией, включив в него работы по капитальному ремонту, направленные на снижение пожарного риска с учетом предписания органов пожарного надзора по результатам проверки, проведенной в октябре 2019 года. В результате между ГУК ЯО ТЮЗ и <данные изъяты> было заключено Дополнительное соглашение к указанному контракту от 25.11.2019 года. При этом между сторонами была достигнута договоренность, что увеличение объема работ, не ведет к увеличению стоимости контракта, а также увеличению сроков на выполнение работ. Не включить указанные работы в контракт ФИО1 не могла, поскольку без этих работ государственная экспертиза не согласовывала проектную документацию, заключение нового контракта требовало бы дополнительных денежных средств, увеличению сроков выполнения работ, а значит, срыву сроков выполнения национального проекта «Культура».

В судебном заседании защитник ФИО1 по доверенности Андреева Ю.А. жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней доводам и основаниям.

Должностные лица Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области по доверенности ФИО2, ФИО3 жалобу не признали, просили в ее удовлетворении отказать, так как постановление является законным и обоснованным, представили подробные возражения на жалобу в письменном виде, которые были приобщены к материалам дела и исследованы в судебном заседании.

Выслушав явившихся лиц, изучив представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

Постановление № 97 от 22.07.2020 года вынесено в полном соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ, уполномоченным на то лицом, и основано на полно и правильно исследованных доказательствах, каждому из которых дана соответствующая правовая оценка. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, а так же срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены.

Положения ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении: актом №5-ПП плановой камеральной проверки от 19.06.2020 года; предписанием №11 от 19.06.2020 года; объяснениями должностного лица; протоколом об административном правонарушении №97 от 10.07.2020 года; Приказом №88 от 27.06.2019 года о назначении ФИО1; трудовым договором от 27.06.2019 года, заключённым с ФИО1

Указанные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения; оснований для переоценки доказательств не имеется.

Все доводы жалобы заявителя уже являлись предметом проверки и тщательно исследовались при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Оснований полагать, что указанные доводы были отвергнуты должностным лицом административного органа необоснованно, не имеется.

В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Доводы жалобы о том, что ФИО1 подписывая соглашения к заключенным контрактам действовала в условиях крайней необходимости, в целях предотвращения неблагоприятных последствий, в том числе, связанных с необоснованным расходованием бюджетных средств, причинением имущественного вреда и нарушением сроков выполнения работ, являются несостоятельными, и не могут служить основанием для освобождения ее от административной ответственности. Характер правонарушения и фактические обстоятельства дела, отсутствие непосредственной угрозы, которая обусловила бы необходимость действовать в состоянии крайней необходимости, свидетельствуют об отсутствии в действиях ФИО1 признаков, предусмотренных ст. 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мотивы, которые ФИО1 приводит в обоснование своих действий, не свидетельствуют об отсутствии ее вины и не могут быть признаны убедительными при рассмотрении данной жалобы.

Таким образом, оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности в порядке статьи 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.

Доводы о малозначительности совершенного административного правонарушения законно признаны административным органом несостоятельными, мотивированы.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом характера и значительной степени общественной опасности совершенного правонарушения, роли правонарушителя, которая в силу занимаемой должности обязана была знать законодательство о закупках и руководствоваться его требованиями, считаю, что должностным лицом сделан правильный вывод об отсутствии законных оснований для применения правил ст. 2.9 КоАП РФ.

При назначении наказания должностным лицом учтены сведения о личности ФИО1, ее имущественное положение, наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, оно является единственно возможным и справедливым.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела допущено не было.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Жалобу защитника директора ГУК ЯО «Ярославский государственный театр юного зрителя имени В.С. Розова» ФИО1 по доверенности Андреевой Ю.А. на постановление и.о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области №97 от 22.07.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, оставить без удовлетворения, а обжалуемое постановление – без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.

Судья Е.С.Логвинова