ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2898/2021 от 24.11.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Булатов И.Х.

УИД 16RS0043-01-2021-009698-28

Дело № 77-1563/2021

Дело № 12-2898/2021 (первая инстанция)

РЕШЕНИЕ

24 ноября 2021 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Габдулхаковой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 09 сентября 2021 года, вынесенное в отношении акционерного общества «ТАИФ-НК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12 мая 2021 года № 285 акционерное общество «ТАИФ-НК» (далее по тексту – общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере семидесяти тысяч рублей.

Генеральный директор общества ФИО2, не согласившись с выводами должностного лица, обратился с жалобой на вынесенное им постановление в Нижнекамский городской суд Республики Татарстан, судья которого направил ее для рассмотрения по территориальной подсудности в Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан.

Решением судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 09 сентября 2021 года указанный акт отменен, а дело – возвращено на новое рассмотрение в административный орган.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, должностное лицо ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить и вынести новый акт.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника общества ФИО3, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В части 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодатель установил публично-правовую ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В силу пунктов 16 и 17 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В пунктах 5-7 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2020 года № 2010, закреплено, что указанная отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по форме согласно приложению в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (далее - система учета отходов).

При подаче отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, путем использования электронных сервисов системы учета отходов дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия возможности подачи отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, отчетность представляется на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов, которые предоставляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или лично, а также через представителя или курьером:

производителем товаров – в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя;

импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В том же порядке предоставляются декларации количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, предусмотренных перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 2970-р (далее соответственно - товары, упаковка товаров, перечень), юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство на территории Российской Федерации и импорт из третьих стран или ввоз из государств - членов Евразийского экономического союза товаров, упаковки товаров (далее соответственно - производители товаров, импортеры товаров)

Так, при представлении декларации в электронной форме дополнительное представление на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей декларация представляется производителями товаров, импортерами товаров на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) с обязательным предоставлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения:

производителями товаров – в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров;

импортерами товаров – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно является производителем товаров и импортером товаров, декларация представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (пункт 13 Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года № 1417).

В соответствии с пунктом 2 Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года № 1073, исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее - плательщики), по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 2970-р (далее - перечень товаров).

При этом согласно пункту 10 названных Правил в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (далее - декларирование товаров и упаковки товаров), заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы:

а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;

б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

Как видно из материалов, должностное лицо, инициируя настоящее административное преследование в отношении хозяйствующего субъекта, уличило его в том, что, являясь импортером товара в упаковке, он представил отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, а также декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год и расчет суммы экологического сбора за 2020 год в неуполномоченный орган – вместо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в территориальный орган указанной службы по месту своей государственной регистрации.

В свою очередь, сторона защиты, оппонируя выводам субъекта административной юрисдикции и опираясь на положений пункта 1.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статьи 2 Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» ТР ТС 030/2012, а также на разъяснения, данные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в письме от 20 февраля 2017 года № ОД-06-02-32/3380, отметила, что катализаторы и инертные керамические шары были импортированы обществом для собственных нужд и не реализовывались третьим лицам, а потому оно не было связано обязательством представления соответствующей отчетности и деклараций в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Однако, как правильно отметил судья районного суда, должностное лицо, разрешая дело по существу, не приняло мер к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, не подвергло тщательному исследованию и проверке приведенные доводы и не привело соображений, по которым сочло их несостоятельными и подлежащими отклонению.

Тем более, что в результате последующей внеплановой документарной проверки, проведенной надзорным органом 20 октября 2021 года, то есть уже после привлечения общества к административной ответственности, допущенных с его стороны нарушений порядка предоставления отчетности и деклараций в области обращения с отходами производства и потребления не выявлено (л.д. 215-218).

Согласно статье 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивы принятия решения.

Мотивированность подразумевает указание в судебном постановлении норм права, которыми руководствовались субъекты административной юрисдикции, фактических обстоятельств дела, доказательств, на основании которых они были установлены, их оценки с приведением аргументов, по которым одни приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие – отвергнуты, а также основания, по которым одним отдано предпочтение перед другими, исследование доводов участников производства по делу.

Отсутствие в юрисдикционном акте мотивов принятого решения не позволяет проверить обоснованность сформулированных в нем выводов и лишает лицо, в отношении которого он постановлен, полноценной и квалифицированной реализации права на защиту.

Такой процессуальный изъян носит фундаментальный характер и не соответствует основополагающим принципам законодательства об административных правонарушениях.

В связи с этим, вопреки мнению автора жалобы, районный суд, опираясь на положения пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, справедливо отменил постановление должностного лица и возвратил дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 09 сентября 2021 года, вынесенное в отношении акционерного общества «ТАИФ-НК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Е.В. Верхокамкин

Определение02.12.2021