ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2898/21 от 09.09.2021 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

... дело № 12-2898/21

РЕШЕНИЕ

г. Казань 9 сентября 2021 года

Судья Вахитовского районного суда города Казани Булатов И.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «ТАИФ-НК» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 12 мая 2021 года заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления РосприроднадзораФИО2,

УСТАНОВИЛ:

постановлением по делу об административном правонарушении от 12 мая 2021 АО «ТАИФ-НК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 70000 рублей.

Генеральный директор АО «ТАИФ-НК» ФИО1, не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров был представлен в Волжско-Камское межрегиональной управление Росприроднадзора 31 марта 2021 года, декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий год была представлена 31 марта 2021 года, расчет суммы экологического сбора был представлен 12 апреля 2021 года. Отказа в принятии указанных документов не последовало, требование о необходимости представления в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отчета, декларации и расчета в адрес АО «ТАИФ-НК» не поступало.

Представители АО «ТАИФ-НК» ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенностей в судебном заседании требования поддержали по изложенным в жалобе основаниям, пояснили, что АО «ТАИФ-НК» не обязано было представлять в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, поскольку катализаторы, инертные керамическое шары были импортированы для собственных нужд и третьим лицам не реализовывались. Вступившим в законную силу решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 18 июня 2021 года отменено постановление по делу об административном правонарушении от 12 мая 2021 года в отношении начальника отдела по охране окружающей среды АО «ТАИФ-НК» ФИО5, который был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ за совершение аналогичного административного правонарушения.

Представитель Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, возражений не представили, отложить судебное заседание не просили.

Выслушав доводы участников процесса, и исследовав материалы дела, считаю, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ административным правонарушением признаетсянепредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пунктам 16 и 17 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 5 - 8 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года N 2010, отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по форме согласно приложению в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованиемэлектронных сервисов системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров».

При подаче отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, путем использования электронных сервисов системы учета отходов дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия возможности подачи отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, отчетность представляется на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов, которые предоставляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или лично, а также через представителя или курьером: производителем товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя; импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно являются производителями товаров и импортерами товаров, отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата ее отправления через электронные сервисы системы учета отходов.

Из оспариваемого постановления следует, что ... в 16 часов Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора по результатам проведенной плановой выездной проверки выявлено нарушение АО «ТАИФ-НК» (юридический адрес:..., здание ..., офис ...) законодательства в области охраны окружающей среды, а именно АО «ТАИФ-НК», являясь импортером товара в упаковке, представил отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год и расчет суммы экологического сбора за 2020 год в ненадлежащий орган, а именно не в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «ТАИФ-НК» к административной ответственности по части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ.

Вместе с тем с указанными выводами должностного лица административного органа согласиться нельзя.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к статье 1.5 КоАП РФ. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

По смыслу пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным.

Принятие мотивированного решения предполагает не только обоснование в постановлении по делу об административном правонарушении виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, но и опровержение его доводов, а также мотивы принятия за основу одних доказательств и отвержение других.

Указанные требования закона при вынесении должностным лицом административного органа оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении выполнены не в полной мере, в частности в оспариваемом постановлении не дана надлежащая оценка доводам представителей АО «ТАИФ-НК» и представленным ими документам, из которых следует, что АО «ТАИФ-НК» отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год и декларация о количествевыпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год представлены в Волжско-Камское межрегиональной управление Росприроднадзора в форме электронного документа 31 марта 2021 года, то есть до истечения установленного срока, не дана надлежащая оценка доводам представителей АО «ТАИФ-НК» о том, что у АО «ТАИФ-НК» отсутствует обязанность по представлению отчетностио выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, поскольку АО «ТАИФ-НК» катализаторы и инертные керамические шары были приобретены для нужд АО «ТАИФ-НК», а не для продажи третьим лицам.

Кроме того, диспозиция части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ предусматривает наказание за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, тогда как в оспариваемом постановлении АО «ТАИФ-НК» вменяется нарушение законодательства в области охраны окружающей среды за представление указанной отчетности в ненадлежащий орган.

Должностное лицо административного органа не выполнило комплекс мер, предусмотренных КоАП РФ, для обеспечения дела надлежащими доказательствами, свидетельствующими о наличии состава административного правонарушения в действиях АО «ТАИФ-НК».

Таким образом, по делу имеются сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в соответствии с положениями части 4 статьи 15 КоАП РФ толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным, в связи, с чем постановление подлежит отмене, а материалы возвращению на новое рассмотрение на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

В ходе нового рассмотрения необходимо, дать надлежащую оценку всем доказательствам, имеющимся в деле, в том числе доводам представителей АО «ТАИФ-НК», после чего принять основанное на законе решение.

При принятии за основу одних доказательств, привести мотивы, по которым отвергнуты другие доказательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу генерального директора АО «ТАИФ-НК» ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 12 мая 2021 года заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления РосприроднадзораФИО2 в отношении АО «ТАИФ-НК» по части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ отменить.

Материалы дела об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вынесения или получения его копии.

...

...

Судья ...

Решение24.09.2021