ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-289/18 от 12.12.2018 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело №12-289/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

12 декабря 2018 года город Липецк

Судья Советского районного суда города Липецка Губа В.А., рассмотрев жалобу ФИО3 на постановление заместителя руководителя ФИО2 – начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого ФИО1 по <адрес>ФИО5 Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ в отношении ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого ФИО1 Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, член комиссии ФИО2 жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>ФИО3 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, за принятия неправомерного решения об отказе во включении ООО «АтомЭнергоКомплект» в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронных аукционах на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Не согласившись с данным постановлением ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить. Сослался на то, что ООО "АтомЭнергоКомлект" было отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций по основанию "Несоответствие заявки участника закупки, требованиям, установленным соответствующим положениям", а именно, не представлена копия штатного расписания. Участником предварительного отбора была предоставлена копия штатного расписания в виде файла Exel, копии документов были заверены недействительной электронной цифровой подписью.

В судебное заседание ФИО3 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

ФИО2 антимонопольной службы по <адрес>ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, считая постановление от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным. Указала, что по заявлению ФИО2 ООО "АтомЭнергоКомплект" в ходе которого установлена, что Обществом была представлена заявка участника закупки, Общество должно быть включено в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронных аукционах на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. Отказ комиссии в виду несоответствия заявки Общества требования нормативно-правовых актов, является голословным.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, судья приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечаниями к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Частью 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального. имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Предметом предварительного отбора является включение подрядных организаций в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронных аукционах на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Подпунктом о) пункта 23 Положения установлены следующие требования к участникам предварительного отбора: наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.36 Положения, для участия в предварительном отборе участник подает заявку на участие в предварительном отборе в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора.

А в соответствии с п.37 Положения, заявка на участие в предварительном отборе, а также все сведения и документы, которые входят в ее состав в соответствии с настоящим Положением, подаются через оператора электронной площадки в виде электронного документа. Заявка на участие в предварительном отборе должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью. Ключи усиленных неквалифицированных электронных подписей, предназначенные для использования в целях настоящего раздела, должны быть созданы и выданы удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям ФИО6 закона "Об электронной подписи".

При этом, согласно п.п.б) п.38 Положения, заявка на участие в предварительном отборе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения:

-копия расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в ФИО6 фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по форме, утвержденной уполномоченным органом, с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копии документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа, копия штатного расписания, штатно-списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.

Аналогичные требования к содержанию, составу заявки на участие в предварительном отборе содержатся в п.п.б) п.4 раздела VI документации о проведении предварительного отбора.

При этом, пунктами 1-3 указанного выше раздела документации о проведении предварительного отбора также установлены следующие требования: «Участник предварительного отбора должен подготовить и подать Заявку по форме согласно приложения к Документации о проведении предварительного отбора. Название файла должно соответствовать документу прикрепленному на электронной торговой площадке. Номер прикрепленного на электронной торговой площадке документа должен соответствовать номеру описи документов в заявке участника. Документ содержащий более 1 страницы должен быть представлен в формате «pdf» (в одном файле содержащем только нераспознанный электронный образ на бумажном носителе с разрешением 300 pdi). Документ содержащий 1 страницу, может быть представлен в форматах «jpg», «рng» «tiff», по выбору участника. Документ в виде текста в одном из следующих форматов: «doc», «doсх», «хlsх», «хls», «оds», «оdt», «гtf».

Участник предварительного отбора должен подписать Заявку усиленной деквалифицированной электронной подписью. Ключи усиленных “еквалифицированных электронных подписей должны быть созданы и выданы удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям ФИО6 закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об электронной подписи»».

В силу п.48 Положения, комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

ФИО10 4 ст.9 ФИО6 закона от ДД.ММ.ГГГГ К402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - ФИО6 закон К402-ФЗ), формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Причем, к формам первичных учетных документов по учету кадров, в числе прочего, относится штатное расписание по форме №Т-3, утвержденное Постановлением Госкомстата РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1.

В соответствии с указанным Постановлением Госкомстата РФ, штатное расписание (форма N Т-3) применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением), Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

Более того, согласно постановлению Государственного Комитета РФ по статистике от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", штатное расписание является внутренним документом организации, подтверждающим численность ее работников.

Более того, согласно постановлению Государственного Комитета РФ по статистике от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", штатное расписание является внутренним документом организации, подтверждающим численность ее работников.

Также, следует отметить, что с ДД.ММ.ГГГГ формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (Информация Минфина ФИО1 N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с ДД.ММ.ГГГГФИО6 закона №402-ФЗ), Так, исходя из своих потребностей, организация может самостоятельно разработать необходимую ей форму штатного расписания.

Кроме того, штатное расписание утверждается приказом, который подписывает руководитель или уполномоченное лицо. Утверждение штатного расписания в виде грифа "Утверждаю" не предусмотрено формой N7-3. Таким образом, в грифе утверждения штатного расписания должны быть проставлены реквизиты приказа о его утверждении (вводе в действие).

Частью 5 ст. 9 ФИО6 закона N402-03 указано, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Форма штатного расписания, принятая организацией, может быть использована во внутреннем электронном документообороте, в бухгалтерских системах, в которых включен функциональный модуль "Кадры" (например, "1С: Зарплата и кадры" и др.).

Подписание документа электронной подписью осуществляется только в том случае, когда он окончательно готов и не требует корректировок.

Заверение электронного документа электронной подписью обусловлено необходимостью удостоверить заявленные сведения (волю и волеизъявление конкретного лица) и подтвердить юридическую силу документа в полном объеме.В соответствии с п. 1 ст. 2 ФИО6 закона от ДД.ММ.ГГГГ N63-Ф3 "Об электронной подписи" (далее- Закон об электронной подписи), под электронной подписью следует понимать информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

При этом, сертификат ключа проверки электронной подписи - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи (статья 2 Закона об электронной подписи).

Как установлено, сертификат ключа проверки электронной подписи ФИО8 действовал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период направления заявителем через оператора электронной площадки, в виде электронного документа, в адрес органа по ведению реестра заявки на участие в предварительном отборе и был выдан удостоверяющим центром - ООО «ТК «Контакт», предоставляющим услуги, в том числе, по выпуску электронных подписей.

При этом, следует отметить, что согласно ч.1 ст.6 Закона об электронной подписи, информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если ФИО6 законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

А в силу Ч.2 вышеуказанной нормы закона, информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных ФИО6 законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.6 Закона об электронной подписи, если в соответствии с ФИО6 законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. ФИО6 законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.

В соответствии с п,51 Положения, в период рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора:

а) осуществляет проверку заявок на участие в предварительном отборе на соответствие установленным требованиям;

б) проводит проверку заявки на участие в предварительном отборе и входящих в ее состав документов на предмет объективности, достоверности, отсутствия противоречий, в том числе проводит такие проверки в срок, не превышающий 14 календарных дней, по заявлениям физических и (или) юридических лиц, поступившим в ее адрес или в адрес органа по ведению реестра, о недостоверности информации, представленной участником предварительного отбора;

в) принимает решения по результатам проводимых проверок в случае, если они проводятся в связи с поступившими заявлениями, указанными в подпункте "б" настоящего пункта. При этом такое решение должно быть принято комиссией по проведению предварительного отбора до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о включении (об отказе во включении) участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

А в соответствии с п.52 Положения, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:

а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;

б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 настоящего Положения.

При этом, согласно п.53 Положения, решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях:

а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения;

б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения;

в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

В соответствии с ч.1 ст. 107 Закона о контрактной системе, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Липецкое ФИО1 поступила жалоба ООО «АтомЭнергоКомплект» на действия комиссии органа по ведению реестра – ФИО2 жилищно-коммунального хозяйства <адрес> при проведении предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

В ходе проведенной проверки установлено, что на электронной торговой площадке - ООО «РТС-тендер» ДД.ММ.ГГГГ органом по ведению реестра размещены извещение и документация о проведении предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных ломов (номер извещения на электронной площадке РА180001).

Согласно протоколу по проведению предварительного отбора №РА 180001 от ДД.ММ.ГГГГ на участие в предварительном отборе поступило 29 заявок от участников предварительного отбора.

Комиссией органа по ведению реестра, было принято решение отказать участнику - ООО «АтомЭнергоКомплект», подавшему заявку с порядковым номером 21, во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций по основанию: «Несоответствие заявки участника закупки требованиям, установленным пунктом 38 (абзац 7 подпункта «б») Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Документации о проведении предварительного отбора (абзац 4 подпункта «б» раздела VI «Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в предварительном отборе») (не предоставлена копия штатного расписания (участником предварительного отбора предоставлено штатное расписание в виде файла Ехсеl)», что подтвеждается протоколом по проведению предварительного отбора № РА180001. В состав комиссии по проведению отбора входил в качестве члена комиссии ФИО3

В ходе проверки установлено, что штатное расписание разработано по форме №Т-3 (утв.Постановлением Госкомстата РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1), утверждено приказом организации от ДД.ММ.ГГГГ и подписано электронной подписью ФИО8 (директора ООО «АтомЭнергоКомплект»), который исполняет обязанности главного бухгалтера ООО «АтомЭнергоКомплект».

Понятие копии электронных документов, подписанных электронной подписью. Закон об электронной подписи не содержит.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм Закона об электронной подписи и представленых в ходе проверки документов следует, что если документ создан в электронном виде и подписан электронной подписью (простой, усиленной) то, согласно законодательству, такой документ является оригиналом (подлинником).

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм Закона об электронной подписи следует, что если документ создан в электронном виде и подписан электронной подписью (простой, усиленной) то, согласно законодательству, такой документ является оригиналом (подлинником).

Подлинник штатного расписания формируется в единственном экземпляре либо в электронном виде, либо на бумажном носителе, подписывается и хранится в кадровой службе организации или у ответственного лица.

Следовательно, подлинником (оригиналом) штатного расписания, сформированного в электронном виде, является сам электронный документ, составленный по установленной форме и подписанный электронной подписью.

В связи с вышеизложенным, предоставление в составе заявки на участие в предварительном отборе штатного расписания (сформированного в формате Ехсеl), подписанного электронной подписью его законного ФИО2, не нарушает требования п,38 (абзац 7 подпункта «б») Положения и абзаца 4 подпункта «б» раздела VI документации о проведении предварительного отбора.

Таким образом, установлено, что заявка с порядковым номером 21 на участие в предварительном отборе соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения.

Согласно приказу ФИО2 жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от 03.10.2016г. утвеждено положение о комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>. Указанная комиссия создана в целях формирования реестра квалифицированных подрядных организаций <адрес>, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес>, и должна рассматривать заявки на участие в предварительном отборе, рассматривать вопросы о включении (отказе во включении) подрядной организации в реестр. Члены комиссии проверяют наличие в заявке на участие в предварительном отборе сведений и документов, предусмотренных п. 38 Положения о привлечении подрядных организаций.

Согласно приказу от 19.01.2018г. в состав комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес> входит ФИО3

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что действия должностного лица - ФИО3 верно квалифицированы по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Оценка доказательствам, имеющимся в деле, дана в соответствии с правилами ст.26.11 КоАП РФ.

Существенных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела должностным лицом не имеется.

Доказательств, ставящих под сомнение факт совершения вышеуказанного правонарушения, в деле не имеется.

Довод заявителя ФИО3 о том, что при подаче документов на предварительный отбор ООО «АтомЭнергоКомплект» были приобщены копии документов, заверенные недействительной электронной цифровой подписью, опровергаются представленными в ходе судебного разбирательства и исследованными в суде документами, в том числе скриншотами от 26.04.2018г.

Наказание, назначенное ФИО3 как должностному лицу, является справедливым, соответствует требованиям административного законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.8 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого ФИО1 по <адрес>ФИО5 Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО3 административной ответственности по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу ФИО3– без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение 10 дней с момента получения копии мотивированного решения.

Судья В.А. Губа

Мотивированное решение изготовлено 17.12.2018 года.