№12-289/2018
Решение
16 августа 2018 года г. Саратов
Судья Волжского районного суда г. Саратова Кучко В.В.,
при секретаре Мурееве В.Е.,
с участием защитника Ветрова А.С. (лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении) – Руденко Д.В.,
рассмотрев жалобу Ветрова А.С. на постановление заместителя начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО11 от 04.06.2018 года № 08-10/18 о привлечении к административной ответственности Ветрова ФИО12, иные данные, по ч. 2 ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (КоАП РФ),
установил:
Постановлением заместителя начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО13 от 04.06.2018 года № 08-10/18 Ветров А.С., как должностное лицо, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение правонарушения при обстоятельствах, изложенных в постановлении.
Не согласившись с принятым по делу актом, Ветров А.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, поскольку в его действиях состав административного правонарушения отсутствует, должностным лицом не доказано использование Ветровым А.С. воздушного пространства, не установлены место и время совершения правонарушения, не установлено средство, с помощью которого было нарушено воздушное пространство, доказательства по делу являются недопустимыми, при этом Ветров А.С. должностным лицом не является.
В судебном заседании защитник Ветрова А.С. поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил жалобу удовлетворить, производство по делу прекратить.
Представитель УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, проверив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 4 Воздушного Кодекса РФ лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Воздушного Кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Согласно ст. 16 Воздушного кодекса РФ в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения.
Ст. 19 Воздушного кодекса РФ указывает, что нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3.31 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (ред. от 18.07.2017), «За исключением случаев, в которых это необходимо при осуществлении взлета, посадки или указанных в пункте 3.32 настоящих Правил, запрещено выполнять полет воздушного судна:
а) над территориями населенных пунктов и над местами скопления людей при проведении массовых мероприятий - ниже высоты, допускающей в случае отказа двигателя аварийную посадку без создания чрезмерной опасности для людей и имущества на земле, и ниже высоты 300 м над самым высоким препятствием в пределах горизонтального радиуса в 500 м вокруг данного воздушного судна;
б) в местах, не указанных в подпункте "а", на расстоянии менее 150 м от людей, транспортных средств или строений.
Согласно п. 5 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" (Далее ФП ИВП), настоящие Федеральные правила обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами).
В соответствии с п. 49 ФП ИВП авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.
В соответствии с п. 52 ФП ИВП использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.
В соответствии с п.п. «б» п. 99 ФП ИВП планирование использования воздушного пространства осуществляется: региональным и зональным центрами Единой системы - в воздушном пространстве классов A и C, а также в воздушном пространстве класса G в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов своей зоны на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым зональный центр Единой системы выдает разрешение на использование воздушного пространства в порядке, определенном подпунктом "б" пункта 117 настоящих Федеральных правил.
Согласно п. 109 ФП ИВП План полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации. План полета воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов A и C, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при использовании воздушного пространства класса G.
В соответствии с п. 113 ФП ИВП разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.
Согласно п. 116 ФП ИВП Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается: а) для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полетов воздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушного пространства (графиков) - во всем воздушном пространстве Российской Федерации; б) для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов A и C (за исключением деятельности, указанной в пункте 114 настоящих Федеральных правил), а также в воздушном пространстве класса G - для полетов беспилотных летательных аппаратов.
Согласно п. 144 ФП ИВП контроль за соблюдением требований настоящих Федеральных правил осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.
В соответствии с п.п. «а» п. 147 ФП ИВП К нарушениям порядка использования воздушного пространства Российской Федерации относятся использование воздушного пространства без разрешения соответствующего центра Единой системы при разрешительном порядке использования воздушного пространства, за исключением случаев, указанных в пункте 114 настоящих Федеральных правил.
В судебном заседании установлено, что 09 мая 2018 года в районе пересечения улиц ул. Московская и М. Горького г. Саратова, оператором Информационного агентства «Свободные новости» А.С. Ветровым использовалось беспилотное воздушное судно (БПВС) для осуществления видеосъемки, при этом заявка на выполнение данного полёта в Зональный Центр ЕС ОрВД Самара филиал «Аэронавигация Центральной Волги» (далее — ОрВД) не поступала, разрешение на использование воздушного пространства не выдавалось, класс воздушного пространства «С», диспетчерская зона аэропорта Саратов (Центральный).
Указанные обстоятельства полностью подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 25.05.2018 г., в котором зафиксированы обстоятельства совершения правонарушения.
Как следует из объяснений Ветрова А.С., 09 мая 2018 года в рамках редакционного задания для осуществления видеосъемки он на пересечении улиц Московская и М. Горького г. Саратова осуществил запуск квадракоптера, принадлежащего редакции, требование сотрудника полиции о посадке квадракоптера он сразу исполнить не мог по соображениям безопасности.
Согласно ответу заместителя начальника ЗЦ ЕС ОрВД ФИО14 от 17.05.2018 года заявка на ИВП 09.05.2018 г. квадракоптера под управлением Ветрова Александра Сергеевича в районе ул. Московская г. Саратова в оперативные органы ЕС ОрВД не подавалась. Разрешение на ИВП не выдавалось. Воздушное пространство места события – класс С (диспетчерская зона аэродрома Саратов).
Указанные доказательства, которые, вопреки доводам защиты, являются допустимыми и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях Ветрова А.С. состава об административного правонарушения.
То обстоятельство, что в постановлении указано, что была пресечена попытка осуществления Ветровым А.С. видеосъемки, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава правонарушения, поскольку материалы дела очевидно свидетельствуют о том, что Ветров А.С. использовал воздушное пространство путем запуска квадракоптера в нарушение требований законодательства.
Довод о том, что не указаны точное время и место совершения административного правонарушения не свидетельствует о невиновности Ветрова А.С.
Так, в постановлении указано, что правонарушение совершено 09.05.2018 г., на ул. Московская г. Саратова, из протокола об административном правонарушении усматривается, что запуск квадракоптера был осуществлен на пересечении улиц Московская и М. Горького г. Саратова.
Объективная сторона правонарушения заключается в незаконном использовании воздушного пространства, что бесспорно установлено в ходе рассмотрения дела, при этом неуказание четкого адреса и точного времени при использовании воздушного пространства не освобождает Ветрова А.С. от административной ответственности.
Довод Ветрова А.С. о том, что должностным лицом не было установлено, с помощью чего было нарушено воздушное пространство не соответствует действительности.
Из объяснений самого Ветрова А.С. следует, что он произвел запуск квадракоптера, принадлежащего его работодателю.
Как правильно указывает в жалобе Ветров А.С., легального определения "квадрокоптер" в Воздушном кодексе РФ или Правилах использования воздушного пространства не содержится.
Вместе с тем, под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).
Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) (п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).
В ГОСТ Р 56122-2014 беспилотное воздушное судно определено как воздушное судно, которое предназначено выполнять полет без пилота на борту. Беспилотное воздушное судно отнесено ГОСТ к автономному воздушному судну - судну, которое не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом (п. п. 2.1.1, 2.1.4 "ГОСТ Р 56122-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования", далее - ГОСТ Р 56122-2014, утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.09.2014 N 1130-ст).
В Регламенте N 428/2009 Совета Европейского союза "Устанавливающий режим для контроля за экспортом, перемещением, продажей и транзитом продукции двойного назначения на территории Сообщества (в новой редакции)" беспилотный летательный аппарат (UAV) определяется как любой "летательный аппарат", способный инициировать полет и устойчиво контролировать полет и навигацию без присутствия человека на борту.
Таким образом, очевидно, что квадрокоптер относится к беспилотному воздушному судну, эксплуатация которого, в свою очередь, допустима при условии соблюдения требований авиационных правил.
То обстоятельство, что в постановлении нет расшифровки аббревиатуры «БПВС», вопреки доводам заявителя, не может свидетельствовать о нарушении его права на защиту, поскольку, исходя из текста постановления и нормативных актов, на которые ссылается должностное лицо, речь идет о беспилотном воздушном судне.
Таким образом, должностным лицом, вынесшим постановление, правильно установлено, что Ветровым А.С. совершено правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства по делу установлены правильно, необоснованных отказов в исследовании доказательств, которые могли иметь существенное значение для исхода дела, не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено.
Вместе с тем, наказание Ветрову А.С., работающему иные данные назначено как должностному лицу.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к данной статье приводится определение должностного лица - это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Очевидно, что Ветров А.С., который, являясь оператором, в силу своих трудовых обязанностей выполнял редакционное задание, не наделен организационно-распорядительным или административно-хозяйственными функциями, должностным лицом не является, в связи с чем не может быть привлечен к ответственности как должностное лицо, а подлежит привлечению к ответственности как гражданин, в связи с чем в этой части обжалуемое постановление подлежит изменению, а наказание снижению.
Руководствуясь ст.30.7,29.10 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление заместителя начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО15 от 04.06.2018 года № 08-10/18 о привлечении к административной ответственности Ветрова ФИО16 по ч. 2 ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в части размера назначенного наказания изменить, снизить штраф до 3 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья /подпись/ Кучко В.В.
Копия верна
Судья В.В. Кучко
Секретарь В.Е. Муреев