ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-289/18 от 25.12.2018 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело №12-289/2018 Судья Кольцова Е.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

25 декабря 2018 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Аликовского района Петрова Е.В. на постановление судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 25 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО3,

установил:

постановлением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 25 октября 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО3 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением судьи, прокурор Аликовского района Петров Е.В. обратился с протестом в Верховный Суд Чувашской Республики, в котором просит отменить постановление судьи, дело направить на новое рассмотрение.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав зам. прокурора Аликовского района Мочалова А.В., поддержавшего доводы протеста, выслушав мнение защитников Лазаревой Ф.Ю., Гасанова М.Ю., возражавших против доводов протеста, полагая возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Аликовского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства администрацией Аликовского района, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействия коррупции.

9 июля 2018 года прокурором Аликовского района в адрес главы администрации Аликовского района внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, в котором изложены требования о безотлагательном рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры и принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, а также их причин и условий: решить вопрос о расторжении с ФИО1 трудового договора по основанию, предусмотренному п.7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, и привлечении ФИО2 к дисциплинарной ответственности; о времени и месте рассмотрения настоящего представления проинформировать прокуратуру Аликовского района; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный законом срок.

Согласно материалам дела, представление прокурора поступило в администрацию Аликовского района ЧР 10 июля 2018 года.

Сообщением от 31 июля 2018 года и.о. главы администрации Аликовского района ФИО4 уведомила прокурора Аликовского района о том, что представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 9 июля 2018 года внесено для рассмотрения на заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Аликовского района, администраций сельских поселений Аликовского района и урегулированию конфликта интересов, назначенного на 10 часов 2 августа 2018 года.

Согласно материалам дела, указанное сообщение поступило в прокуратуру Аликовского района 31 июля 2018 года.

Как следует из материалов дела, 2 августа 2018 года на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Аликовского района, администраций сельских поселений Аликовского района и урегулированию конфликта интересов рассмотрено представление прокурора в отношении начальника отдела строительства, ЖКХ, дорожного хозяйства, транспорта и связи ФИО1, ведущего специалиста-эксперта указанного отдела ФИО2, по результатам рассмотрения представления комиссией принято решение о том, что в действиях ФИО1 не имеются признаки правонарушения коррупционной направленности и оснований для принятия мер воздействия в виде увольнения ФИО1 в связи с утратой доверия, также не имеется оснований для привлечения ФИО2 к дисциплинарной ответственности.

8 августа 2018 года главой администрации Аликовского района ФИО3 в прокуратуру Аликовского района направлено сообщение о результатах рассмотрения представления и принятых мерах.

2 октября 2018 г. прокурором Аликовского района в отношении главы администрации Аликовского района ФИО3 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту умышленного невыполнения указанных требований прокурора. При этом прокурор исходил из того, что рассмотрение представления от 9 июля 2018 года комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов Аликовского района 2 августа 2018 года, не является рассмотрением представления прокурора лицом, в адрес которого оно было внесено.

Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат достаточных доказательств для вывода о наличии у должностного лица умысла на невыполнение требований прокурора. При этом судья районного суда исходил из того, что представление прокурора в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»( ч.1, 2, 3 ст. 27.1), Положением о порядке применения к муниципальным служащим Аликовского района Чувашской Республики взысканий за коррупционные правонарушения (п.4.1), утвержденного постановлением администрации Аликовского района от 01.06.2012 № 383 передано главой администрации ФИО3 для рассмотрения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Аликовского района, администрации сельских поселений Аликовского района и урегулированию конфликтов интересов, при этом прокурор Аликовского района был своевременно извещен о рассмотрении представления и в соответствии с п. 11 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов Аликовского района, утвержденного постановлением администрации Аликовского района от 30 сентября 2015 года № 680 вправе был участвовать на заседании комиссии с правом совещательного голоса. По результатам рассмотрения представления прокурора 2 августа 2018 года комиссией принято решение, в своевременно направленном в адрес прокуратуры сообщении о рассмотрении представления прокурора главой администрации ФИО3 от 8 августа 2018 года изложены результаты рассмотрения представления.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины.

Дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Совокупность перечисленных выше обстоятельств свидетельствуют об отсутствии у лица, привлеченного к ответственности, умысла на неисполнение требований представления прокурора, поскольку им были приняты своевременные и исчерпывающие меры к его исполнению.

Вывод судьи о том, что материалы дела не содержат достаточных доказательств для вывода о наличии у должностного лица умысла на невыполнение требований прокурора, нахожу законным и обоснованным, а довод протеста о незаконности судебного решения несостоятельным, поскольку субъективная сторона характеризуется наличием у субъекта правонарушения умышленной вины.

В соответствии с частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) без удовлетворения.

Учитывая, что при вынесении постановления судьей правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 25 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО3 оставить без изменения, а протест- без удовлетворения.

Судья Н.П. Краснова