Дело № 12-289/2020
УИД: 86RS0007-01-2020-000698-10
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
12 марта 2020 года г. Нефтеюганск
Судья Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Федорова Л.П.,
с участием представителя заявителя (иные данные)» по доверенности Бас О.В.,
представителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу (иные данные)» на постановление начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3№ от 27 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении (иные данные)»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3№ от 27 января 2020 года по делу об административном правонарушении, (иные данные)» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей за размещение нефти и нефтепродуктов на лесном участке при проведении работ по изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых во время пожароопасного сезона на землях лесного фонда в выделе 43 квартала 110 Юнг-Яхского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, в географических координатах: (адрес) на площади 0,0487 га., тем самым нарушило требование ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации, п.п. «в» п.33, главы 8, п.34, п.35 главы 9 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417.
Не согласившись с постановлением, (иные данные)» обратилось в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить в полном объеме. Требования мотивировали тем, что в качестве доказательства совершенного правонарушения госорган ссылается на акт технического расследования инцидента. Вместе с тем, согласно указанного акта инцидент произошел на водоводе, по которому транспортируется подтоварная вода, при этом обводненность транспортируемой продукции составляет 100%, прямые потери нефти составляют 0,0 тонн. Результаты лабораторных исследований экспертной организации ФГБУ – «ЦЛАТИ по УФО», изложенные в заключение от 03 сентября 2019 года № 454, свидетельствуют о превышении концентрации нефтепродуктов при анализе проб почв, отобранных в ходе проведения мероприятий в 22,7 раза, что не может быть принято в качестве доказательства размещения на лесном участке горючих веществ, так как исследования проводились в соответствии с ПНД Ф – 16.1:2.2.22-98, а указанный нормативный документ не содержит методов исследования веществ на горючесть. Факт наличия нефтепродуктов в почве не может свидетельствовать о горючести. Подтоварная вода, являющаяся загрязняющим веществом, сама по себе не может относиться к горючим веществам, которые способны самовозгораться либо возгораться под действием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Исследование обнаруженного на лесном участке вещества на предмет его горючести, в порядке, установленном законодательством, не проводилось. Таким образом, размещение на лесном участке горючих веществ госорганом не доказано.
В судебном заседании представитель (иные данные)» просил постановление о привлечении к административной ответственности отменить, сослался на доводы, изложенные в жалобе.
В судебном заседании представитель Природнадзора-Югры пояснил, что считает постановление законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, приобщил возражение к ней.
Заслушав представителей, изучив доводы, приведенные в жалобе и возражении на жалобу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров.
Согласно части 3 статьи 53 названного Кодекса правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила, Правила пожарной безопасности в лесах).
Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Подпунктом «в» пункта 33 «Правил пожарной безопасности в лесах», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется не допускать хранения нефти в открытых ёмкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).
В силу статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут в том числе, административную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ходе судебного заседания установлено, что 06 августа 2019 года вынесено распоряжение № 09-135/2019 о проведении мероприятий по расследованию причиненного вреда окружающей среде на территории лесного фонда в выделах (адрес) (л.д. 31).
В ходе контрольного мероприятия 06 августа 2019 года в 14 часов 13 минут на участке лесного фонда в выделе (адрес) установлено загрязнение земель лесного фонда нефтесодержащей жидкостью (нефтью) (л.д. 32-35).
Из акта технического расследования инцидента произошедшего 05 марта 2019 года в 11 часов 15 минут, использованного в качестве доказательства виновности общества, следует, что инцидент произошел на низконапорном водоводе (адрес), по которому транспортируется подтоварная вода (л.д. 64).
Из расчета жидкости излившейся из трубопровода при инциденте на низконапорном водоводе количество жидкости, вытекшей на поверхность, составило 1,205 м?, прямые потери нефти составили – 0,000 тонн (л.д. 65).
В качестве доказательства хранения обществом нефти и нефтепродуктов на лесном участке должностное лицо так же использовало заключению Сургутского отдела Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре № от 03 сентября 2019 года, из которого следует, что содержание нефтепродуктов в пробе почв, отобранных с загрязненного лесного участка, превышает фоновую концентрацию в 22,7 раза.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о привлечении (иные данные)» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С данным постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Подтоварные воды - это пластовые и пресные воды, которые выкачиваются на поверхность из недр земли при добыче углеводородного сырья, используются для обессоливания углеводородов, затем сливаются из резервуаров с углеводородами и закачиваются в естественные природный подземный коллектор. Они отличаются высокой степенью минерализации и являются химическим загрязнителем, попадание которого в поверхностные водные объекты и на почвы может нанести вред окружающей среде.
На основании статьи 12 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», классификация веществ и материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара или взрыва.
По горючести вещества и материалы подразделяются на следующие группы:
1) негорючие - вещества и материалы, неспособные гореть в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом);
2) трудногорючие - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления;
3) горючие - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Аналогичные понятия закреплены ГОСТ 12.1.044-2018 «ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения».
Исследование вещества, которое излилось на земельный участок в результате аварии на трубопроводе, на предмет его горючести либо негорючести, в соответствии с ГОСТом 12.1.044-2018, административным органом не проводилось.
Доказательств того, что указанные вещества, расположенные на лесном участке и содержащие нефтепродукты, в своей концентрации являются горючими веществами (нефтью, мазутом и др.), материалы дела не содержат. Суждения о том, что концентрация нефтепродуктов на загрязненном участке превышает концентрацию нефтепродуктов на условно чистом (фоновом) участке в 22,7 раза, безусловно, не свидетельствуют о горючести данного вещества.
Нарушение правил санитарной безопасности в лесах, предполагающее загрязнение лесов химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, обществу, не вменялось. Установление же факта наличия либо отсутствия загрязнения лесов не входит в обстоятельства, подлежащие доказыванию в рамках ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд, приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, что размещённое на лесном участке вещество (подтоварная вода) является горючим.
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу (иные данные)» – удовлетворить.
Постановление начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3№ от 27 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении (иные данные)» – отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии решения в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы или протеста через Нефтеюганский районный суд.
Судья Федорова Л.П.