РЕШЕНИЕ
12 марта 2021 г. город Орёл
Судья Заводского районного суда г. Орла Кальная Е.Г., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника территориального отдела (инспекции) по Орловской области Центрального межрегионального территориального управления Росстандарта №ДЛ210/23-ТР-2020 от 21 декабря 2020 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника территориального отдела (инспекции) по Орловской области Центрального межрегионального территориального управления Росстандарта №ДЛ210/23-ТР-2020 от 21.12.2020 начальник ОТК Акционерного общества «Орловский кабельный завод» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением ФИО1 обратилась в суд с жалобой. В обоснование ссылалась на то, что постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности мотивировано тем, что в адрес ЦМТУ Росстандарта поступило обращение от НП «Ассоциация «Электрокабель» по фактам реализации на предприятиях розничной торговли в г. Казань кабеля силового, изготовленного АО «Орловский кабельный завод» с нарушением ст.4 Технического регламента Таможенного Союза от 16.08.2011 №768 004/2011, пункта 5.2.7.4 ГОСТ 31996-2012. Указала, что в оспариваемом постановлении и в протоколе об административном правонарушении отсутствуют доказательства нарушения на стадии производства обязательных требований ст.4 Технического регламента Таможенного Союза от 16.08.2011 №768 004/2011, пункта 5.2.7.4 ГОСТ 31996-2012. Документы, подтверждающие, что в г. Казань АО «Орловский кабельный завод» реализовывал произведенный им кабель, в материалах дела отсутствуют. Какие-либо акты проверки общественного контроля, сопряженные с покупкой кабеля АО «Орловский кабельный завод» не представлены, участвовали ли при покупке кабеля какие-либо незаинтересованные лица не указано, правильность сведений, зафиксированных в обращении некоммерческой организации не проверена. Уполномоченный представитель АО «Орловский кабельный завод» для составления актов не приглашался, не уведомлялся и не извещался. Статус лиц, отбиравших продукцию и направлявших её для проведения исследований не определен.
Полагал, что представленный протокол испытаний также не может быть признан достоверным доказательством нарушения заводом Технического регламента Таможенного Союза от 16.08.2011 №768 004/2011, поскольку отсутствуют доказательства, позволяющие установить, что товар, переданный для исследования произведен именно АО «Орловский кабельный завод», приобретен именно в указанном магазине и в указанное время и дату и передан на исследование.
По изложенным в жалобе доводам просила постановление отменить.
В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержал, также дополнительно пояснил, что отсутствуют доказательства принадлежности кабеля АО «Орловский кабельный завод». В материалах дела имеется только одна фотография бухты кабеля, сделанная неизвестным лицом в неизвестном месте, при неизвестных обстоятельствах. По фотографии бухты кабеля невозможно определить маркировку, нанесенную на сам кабель. В протоколе испытаний от 17.02.2020 на первой его странице написано, что кабель изготовлен ОКЗ (согласно маркировки). При этом сама маркировка не сфотографирована, содержание маркировки не зафиксировано и проверить это не представляется возможным. На второй странице протокола испытаний в п.1 указано «акт отбора образцов ИЦ ЗАО «МКМ» не несет ответственность за правильность отбора образцов. Сам акт отбора образцов к материалам не представлен, кто его составил, когда и в отношении какой продукции не известно. Нанесенная на кабель надпись ОКЗ не означает, что производителем является АО «Орловский кабельный завод». В России существует такой производитель как ООО «Озерский кабельный завод», используемая этим заводом аббревиатура именно ООО «ОКЗ». Также ссылался на то, что кабель, на котором имеется надпись ОКЗ, может быть контрафактным.
Представитель центрального межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а также должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО3 в судебном заседании полагал, что оснований для отмены постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ не имеется.
Выслушав позицию представителя ФИО1, представителя центрального межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 16.11.2020 в адрес территориального отдела (инспекции) по Орловской области ЦМТУ Росстандарта поступило обращение от НП «Ассоциация «Электрокабель» по фактам реализации на предприятиях розничной торговли в г. Казань кабеля силового марки ВВГ-Пнг(А) 3x1,5-0,66, изготовленного АО “Орловский кабельный завод» с нарушением требований статьи 4 ТР ТС 004/2011 пп.5.2.2.1, 5.2.7.4 ГОСТ 31996-2012).
Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ в отношении начальника ОТК АО «Орловский кабельный завод» ФИО1
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса.
Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Квалифицирующим признаком по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ является в том числе создание угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации регулируются Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».
В статье 2 упомянутого Закона дано понятие технического регламента, под которым понимается документ, принятый международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Статьей 3 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» определено, что техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципом применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, а также с принципом единства применения требований технических регламентов.
В соответствии с со ст.6 Закона технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В силу ч.3 ст.7 ФЗ «О техническом регулировании» Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011) является нормативным документов, устанавливающим обязательные требования к низковольтному оборудованию, в том числе к кабельно-проводниковой продукции.
ТР ТС 004/2011 вступил в законную силу 15.02.2013 и разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к низковольтному оборудованию, обеспечения свободного перемещения низковольтного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В силу части 1 статьи 1 ТР ТС 004/2011 настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
К низковольтному оборудованию, на которое распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза, относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1 000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1 500 В (включительно) постоянного тока.
Согласно части 3 статьи 1 ТР ТА 004/2011 технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к низковольтному оборудованию в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности.
Статьей 4 ТР ТС 004/2011 предусмотрены требования безопасности, на основании которых низковольтное оборудование должно быть разработано и изготовлено таким образом, чтобы при применении его по назначению и выполнении требований к монтажу, эксплуатации (использованию), хранению, перевозке (транспортированию) и техническому обслуживанию это оборудование обеспечивало: необходимый уровень защиты от прямого или косвенного воздействия электрического тока; отсутствие недопустимого риска возникновения повышенных температур, дуговых разрядов или излучений, которые могут привести к появлению опасностей; необходимый уровень защиты от травм вращающимися и неподвижными частями низковольтного оборудования; необходимый уровень защиты от опасностей неэлектрического происхождения, возникающих при применении низковольтного оборудования, в том числе вызванных физическими, химическими или биологическими факторами; необходимый уровень изоляционной защиты; необходимый уровень механической и коммутационной износостойкости; необходимый уровень устойчивости к внешним воздействующим факторам, в том числе немеханического характера, при соответствующих климатических условиях внешней среды; отсутствие недопустимого риска при перегрузках, аварийных режимах и отказах, вызываемых влиянием внешних и внутренних воздействующих факторов; отсутствие недопустимого риска при подключении и (или) монтаже.
Низковольтное оборудование должно быть разработано и изготовлено таким образом, чтобы оно не являлось источником возникновения пожара в нормальных и аварийных условиях работы.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ТР ТС 004/2011 соответствие низковольтного оборудования настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза.
ГОСТ 31996-2012 включен в указанный перечень стандартов (пункт 57).
Установлено, что ФИО1 было допущено выпуск в обращение кабельно-проводниковой продукции с нарушением требований безопасности кабеля силового марки ВВГ-Пнг(А) 3x1,5-0,66 – по завышенному значению электрического сопротивления токопроводящей жилы (фактическое значение составило: натуральный – 12,38Ом, синий – 12,50Ом, зелено-желтый – 12,40Ом при норме не более 12,1 Ом) и заниженному значению толщины наружной оболочки (фактическое значение составило 0,82-0,96 мм при норме 1,4мм).
Завышение электрического сопротивления токопроводящей жилы и занижение толщины наружной оболочки недопустимо и приводит к изменению характеристик изделия, влияющих на пропускную способность, термическую и динамическую стойкость проводниковой продукции, к преждевременному старению изоляции, перегреву электропроводки в процессе эксплуатации, и как следствие, к коротким замыканиям, пробою изоляции, поражению человека электрическим током и пожару.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 14.12.2020, обращением НП «Ассоциация «Электрокабель» №3064 от 01.09.2020 с приложением фотографии маркировки на бухте с кабелем; протоколом испытаний №8-2020 от 11.02.2020, выданным ИЦ ЗАО «Москабельмет», допустимость, относимость и достоверность, а в совокупности - достаточность которых сомнений не вызывает.
Выпуск в обращение АО «Орловский кабельный завод» кабельной продукции, не соответствующей обязательным требованиям ТР ТС 004-/2011 может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Административный орган обоснованно пришел к выводу о том, что начальнику ОТК АО «Орловский кабельный завод» ФИО1, как ответственному должностному лицу, необходимо было убедиться в соответствии выпускаемых в обращение кабельных изделий установленным требованиям, однако ею не были приняты все возможные и зависящие от неё меры по соблюдению подлежащих применению обязательных требований в отсутствие объективных препятствий для их исполнения.
Вывод территориального отдела (инспекции) по Орловской области ЦМТУ Росстандарта о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, является правильным.
Таким образом, действия ФИО1 – начальника ОТК АО «Орловский кабельный завод» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы представителя привлекаемого к административной ответственности лица о том, что отсутствуют доказательства, подтверждающие, что исследованный кабель произведен АО «Орловский кабельный завод» опровергаются имеющимся в материалах дела доказательствами.
Из материалов дела следует, что 16.11.2020 в адрес территориального отдела (инспекции) по Орловской области ЦМТУ Росстандарта поступило обращение от НП «Ассоциация «Электрокабель» по фактам реализации на предприятиях розничной торговли в г. Казань кабеля силового марки ВВГ-Пнг(А) 3x1,5-0,66, изготовленного АО “Орловский кабельный завод» с нарушением требований статьи 4 ТР ТС 004/2011 пп.5.2.2.1, 5.2.7.4 ГОСТ 31996-2012). К обращению была приложена фотография маркировки на бухте с кабелем, позволившая административному органу однозначно идентифицировать в качестве изготовителя АО «Орловский кабельный завод». В судебном заседании было исследовано фотоизображение на СД-диске. Кроме того, представитель административного органа в судебном заседании пояснил, что аналогичный маркировочный ярлык кабеля марки ВВГ-Пнг(А) был представлен непосредственно заводом при проведении внеплановой выездной проверки в 2020 году, проведенной территориальным отделом по требованию Генеральной прокуратуры Российской Федерации).
В соответствии с протоколом испытаний №8-2020 от 17.02.2020, выданным аккредитованным испытательным центром кабельной продукции ЗАО «Москабельмет», который был признан административным органом надлежащим доказательством, образец кабеля, представленный на испытание, идентифицирован согласно маркировки на самом кабеле, как кабель силовой марки ВВГ-Пнг(А) 3x1,5-0,66, изготовленный АО «ОКЗ», о чем указано в п.1 (объект испытаний», в п.8 «результаты испытаний», таблица 2 позиция – маркировка кабеля. В разделе «дополнительные сведения» протокола испытаний указано, что совместно с образцом кабеля представлена копия кассового чека ООО «Касторама РУС» г. Казань №68 от 04.01.2020, подтверждающая факт покупки конкретной марки кабельной продукции, в указанную дату и время.
Оснований сомневаться представленным доказательствам у административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.43 КоАП РФ не имелось.
В ходе реализации проекта «Кабель без опасности» в марте 2016 года между ЦМТУ Росстандарта и НП «Ассоциация «Электрокабель» было подписано соглашение о сотрудничестве. НП «Ассоциация «Электрокабель» в рамках программы «Антиконтрафакт», целью которой является сокращение контрафактной и фальсифицированной кабельно-проводниковой продукции на рынке России СНГ путем объединения усилий поставщиков, потребителей, производителей, органов государственной власти, надзорных органов и СМИ, выявляет предприятия, производящие и реализующие контрафактную и фальсифицированную продукцию. Выполнение данной задачи осуществляется, в том числе проведением мониторинга качества кабельно-проводниковой продукции в местах её реализации, у потребителей и производителей. Для данной деятельности могут привлекаться агенты, в задачи которых входит отбор образцов и направление их в Ассоциацию. Места, количество, номенклатура отбираемой кабельной продукции определяется исполнительным органом Ассоциации на основании риск-ориентированного подхода, с учетом информации от участников, с учетом заключенных соглашений о взаимодействии с государственными и муниципальными органами, а также с коммерческими организациями. Полученные образцы направляются на исследование и экспертизы в аккредитованные испытательные лаборатории.
В рамках вышеуказанного Соглашения «Ассоциация «Электрокабель» осуществляя мониторинг качества кабельно-проводниковой продукции, провело её закупку на предприятиях розничной торговли в г. Казань, в том числе кабеля силового ВВГ-Пнг(А) 3x1,5-0,66, изготовленного АО «Орловский кабельный завод» и представило образцы на испытания в аккредитованный испытательный центр.
Рассматривая дело по существу, должностное лицо - начальник территориального отдела (инспекции) по Орловской области Центрального межрегионального территориального управления Росстандарта установил все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными при рассмотрении дела и получившими правильную оценку в постановлении. При этом все представленные в материалах дела доказательства, были оценены должностным лицом в совокупности. Таким образом, вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1. ст.14.43 КоАП РФ, и виновности ФИО1 в совершении данного правонарушения является законным и обоснованным.
Изложенные в жалобе доводы основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования, а также к выражению несогласия с оценкой, данной фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам, выполненной в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, были предметом рассмотрения и обоснованно отвергнуты как не основанные на законе, по мотивам, с которыми судья находит возможным согласиться, в связи с чем, указанные доводы не подлежат удовлетворению.
Действия (бездействие) ФИО1 правильно квалифицированы мировым судьей по части 1 ст.14.43 КоАП РФ.
Наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления начальника территориального отдела (инспекции) по Орловской области Центрального межрегионального территориального управления Росстандарта №ДЛ210/23-ТР-2020 от 21.12.2020 о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление начальника территориального отдела (инспекции) по Орловской области Центрального межрегионального территориального управления Росстандарта №ДЛ210/23-ТР-2020 от 21 декабря 2020 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд города Орла в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.Г. Кальная