ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-289/20 от 15.12.2020 Анапского городского суда (Краснодарский край)

Дело №12-289/2020

УИД23RS0003-01-2020-006838-61

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

15 декабря 2020 года город-курорт Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грошковой В.В.,

при секретаре Сидоренко В.А.

с участием заявителя ФИО1,

представителя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав администрации МО город-курорт Анапа – ФИО2,

инспектора ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Анапа ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 28.10.2020 года об объявлении выговора несовершеннолетнему Х.Б.Р. и постановке его на внутришкольный профилактический учет и учет ОМВД России по г Анапа,

у с т а н о в и л :

Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 28.10.2020 года несовершеннолетнему Х.Б.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был объявлен выговор, одновременно он бы поставлен на внутришкольный профилактический учет и учет ОМВД России по г Анапа.

Не согласившись с данным постановлением, его законный представитель ФИО1 подал на него жалобу, в которой указал, что ни он ни его несовершеннолетний сын не были приглашены на заседание комиссии, при этом Комиссией не было установлено лицо, которое выявило правонарушение, не установлено, что ООО «Анапажилсервис» является собственником огнетушителей, хищение которых было вменено в вину, в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.09.2020 года указано, что пожарный щит был открыт ключом, однако доказательств того, что он был открыт Х.Б.Р. отсутствуют, ключ у него не изымался; факт распыления огнетушителя его сыном установлен исключительно из пояснений других малолетних детей, что свидетельствует о предвзятом подходе; кроме того не учтены объяснения И.М.И., который пояснил, что пропажа третьего огнетушителя была выявлена 24.09.2020 года, то есть за день до случившегося; также из постановления от 07.09.2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении следует, что эксперт оценивал огнетушитель ОП-4(3)-АВСЕ-01, который как вещественное доказательство к материалам дела не приобщен.

В связи с чем заявитель считает, что при вынесении оспариваемого постановления был нарушен принцип презумпции невиновности, и просит суд постановление комиссии по делам несовершеннолетних от 28.10.2020 года отменить и дело производством прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям.

Представитель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав администрации МО город-курорт Анапа –ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований, ссылаясь на то, что все обстоятельства установлены достоверно, кроме того пояснила, что в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, заседания комиссии проходят без вызова лиц, участвующих в деле, свидетелей, без приглашения законных представителей.

Инспектор ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Анапа ФИО3 в судебном заседании с жалобой не согласилась.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 28.10.2020 года несовершеннолетнему Х.Б.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был объявлен выговор, одновременно он бы поставлен на внутришкольный профилактический учет и учет ОМВД России по г Анапа.

В судебном заседании установлено и не отрицалось представителем Комиссии по делам несовершеннолетних, что рассмотрение дела производилось в отсутствие несовершеннолетнего Х.Б.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и в отсутствие его законного представителя ФИО1, которые на заседании комиссии в установленном законом порядке не приглашались.

Согласно ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7(1) Закона Краснодарского края от 13.11.2006 №1132-КЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае» материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях, рассматриваются комиссиями в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края - администрацией Краснодарского края.

Из текста оспариваемого постановления от 28.10.2020 года следует, что Комиссия по делам несовершеннолетних при рассмотрении материалов (дел) руководствуется постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.08.2017 №641 «Об утверждении Порядка рассмотрения материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, и установлении мер воздействия, перечня и порядка их применения в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) районными (городскими), районным (окружными) в муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск и город-курорт Сочи комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав», пунктами 3(1) и 4 которого установлено, что материалы (дела) в отношении несовершеннолетних и их родителей рассматривается Комиссиями с обязательным извещением участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела путем использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.д.), но не позднее, чем за сутки до заседания комиссии. Кроме того при неявке по вызову несовершеннолетнего, его родителей (законного представителя) Комиссия может отложить рассмотрение дела до очередного заседания и принять меры к их явке посредством письменного уведомления по месту учебы несовершеннолетнего, иному порядку извещения.

Таким образом действующее законодательство, регламентирующее порядок деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних, предусматривает при рассмотрении материалов (дел) в отношении несовершеннолетних обязательно извещать несовершеннолетнее лицо, его законного представителя.

Однако при рассмотрении материала Комиссией 28.10.2020 года данные требования законодательства выполнены не были, что является нарушением процессуальных норм, а также нарушением прав лица, в отношении которого рассматривается материал.

При этом ссылки представителя Комиссии об ограничительных мероприятиях, введенных губернатором Краснодарского края в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, которые позволяют рассматривать материалы Комиссией в «упрощенном порядке» (без вызова лиц), суд находит необоснованными, так как в постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 №129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции от 15.10.2020 года) отсутствуют указания на освобождение Комиссий по делам несовершеннолетних от исполнения обязанностей по уведомлению несовершеннолетних лиц и их законных представителей о дате рассмотрения материала на Комиссии.

Таким образом нарушение процессуальных норм, а именно – неизвещение несовершеннолетнего Х.Б.Р. и его законного представителя ФИО1 о дате рассмотрения материала Комиссией является безусловным основанием для отмены постановления от 28.10.2020 года, вынесенного Комиссией по делам несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом установления допущенных при рассмотрении дела в отношении несовершеннолетнего Х.Б.Р. процессуальных нарушений, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление подлежит отмене и дело направлению на новое рассмотрение в Комиссию по делам несовершеннолетних.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Жалобу ФИО1 на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 28.10.2020 года об объявлении выговора несовершеннолетнему Х.Б.Р. и постановке его на внутришкольный профилактический учет и учет ОМВД России по г. Анапа – удовлетворить частично.

Отменить постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 28.10.2020 года об объявлении выговора несовершеннолетнему Х.Б.Р. и постановке его на внутришкольный профилактический учет и учет ОМВД России по г. Анапа.

Направить дело в отношении несовершеннолетнего Х.Б.Р. в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования город-курорт Анапа на новое рассмотрение.

В остальной части жалобы ФИО1 отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения суда через Анапский городской суд.

Судья: (подпись) Грошкова В.В.