ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-289/2022 от 14.09.2022 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 12-289/2022

64RS0048-01-2022-003068-39

Решение

по делу об административном правонарушении

14 сентября 2022 года г. Саратов

Судья Фрунзенского районного суда г. Саратова Борисова Е.А.,

при секретаре судебного заседания Бачуриной А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 15 статьи 8.2 Закона Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» № 104-ЗСО от 29.07.2009 года в отношении ФИО1,

установил:

постановлением административной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № АК2204061 от 02 августа 2022 года ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 8.2 Закона Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» № 104-ЗСО от 29.07.2009 года, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление административной комиссии муниципального образования «Город Саратов» от 02.08.2022 года № АК2204061, указав, что о месте, дате, времени заседания административной комиссии он извещен не был, что нарушило его право на защиту.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 6 постановления от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поскольку в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лица, привлечённого к административной ответственности о дате, времени и месте рассмотрения дела, суд приходит к выводу о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Представитель лица, вынесшего постановление о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 15 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 N 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», размещение транспортных средств (за исключением техники, связанной с производством работ по созданию и содержанию зеленых насаждений) на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, если ответственность за данное правонарушение не предусмотрена федеральным законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях также подразумевает обязательное создание административным органом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.

Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела муниципального контроля за благоустройством территории комитета муниципального контроля администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2 был составлен акт о непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 8.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 года № 104-ЗСО.

По данному факту ФИО1 по адресу его места жительства было направлено уведомление о составлении протокола с указанием даты времени и места – 12.07.2022 года в 12 часов 30 минут.

12.07.2022 года консультантом отдела муниципального контроля за благоустройством территории комитета муниципального контроля администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3 составлен протокол -БР об административном правонарушении по ч. 15 ст. 8.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 N 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» в отношении ФИО1

Сведений о направлении ФИО1 копии протокола -БР об административном правонарушении материалы дела не содержат.

При этом выписка из реестра отправки почтовой корреспонденции от 01-31 июля 2022 года не может быть принята судом как документ, подтверждающий направление протокола в адрес ФИО1, поскольку в ней отсутствует идентификационный номер почтового отправления в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, доказательства вручения ФИО1 копии протокола отсутствуют.

Определением административной комиссии муниципального образования «Город Саратов» протокол об административном правонарушении был принят, и рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 02 августа 2022 года в 16 часов 00 минут, о чем ФИО1 на адрес его места жительства было направлено извещение.

Однако из отчета об отслеживании отправлений с потовым идентификатором 41097972249213 (извещение о дате рассмотрения дела об административном правонарушении) не следует, что ФИО1 было получено извещение.

Так, согласно отчету об отслеживании отправления (извещение о дате рассмотрения дела об административном правонарушении) с почтовым идентификатором - 41097972249213 следует, что в почтовое отделение почтовое отправление прибыло 23.07.2022 года и 02.08.2022 года возвращено отправителю за истечением срока хранения, каких-либо сведений о предпринятых попытках вручения почтового отправления ФИО1, отчет не содержит.

Таким образом, не соблюдены положения п. 32 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» и п. 10.1.5 Приказа АО «Почта России» от 21.06.2022 N 230-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений».

Иные сведений об извещении ФИО1 о дате, времени и месте рассмотрении административного дела в материалах отсутствуют.

Несмотря на изложенное, на основании указанного выше протокола и ненадлежащее извещение о дате рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением административной комиссии муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 8.2 Закона Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» № 104-ЗСО от 29.07.2009 года, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Указанные нарушения порядка рассмотрения дела об административном правонарушении являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 8.2 Закона Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет два месяца.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в их взаимосвязи, следует, что по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии события или состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.

Поскольку срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек, производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление административной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 15 статьи 8.2 Закона Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» № 104-ЗСО от 29.07.2009 года в отношении ФИО1, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получение его копии.

Судья /подпись/ Е.А. Борисова