ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-28/16 от 21.03.2016 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №12-28/16

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

**.***. 2016 года

город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Васильева И.В.,

с участием представителя ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека» ФИО1,

представителя Главного Управления МЧС России по Псковской области ФИО2,

представителя Государственного комитета Псковской области по культуре ФИО3,

при секретаре Ивановой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобугенерального директораГосударственного бюджетного учреждения культуры Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека» на постановление №*** главного государственного инспектора г. Пскова по пожарному надзору И.Г. от **.***. 2015 года о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора г. Пскова по пожарному надзору И.Г. от **.***. 2015 года ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере ста пятидесяти тысяч рублей.

Не согласившись с постановлением, генеральный директор ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека» обратился в суд с жалобой. Считает, что при вынесении постановления не учтен факт обращения к учредителю с требованием о выделении денежных средств по устранению нарушений и полученный ответ Государственного комитета Псковской области по культуре об отсутствии финансирования на указанные цели, что свидетельствует об отсутствии умысла. В силу изложенного просил постановление и предписание от **.***.2015 отменить.

В судебном заседании представитель ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека» ФИО1 требование жалобы в части отмены постановления от **.***.2015 поддержал. Пояснил, что с указанными в постановлении нарушениями не согласен, поскольку должностным лицом ОНД г. Пскова не доказан факт того, что перегородки между кабинетами 18,19,20 выполнены из горючих материалов, а стеллажи для книг в помещениях МБЦ, отделов искусств, технической, гуманитарной литературы должны быть металлическими. Сослался на п. А4 ГОСТ 7.50-2002, в соответствии с которым помещения для хранения документов оборудуют металлическими и (или) деревянными стационарными и (или) передвижными стеллажами с огнебиозащитой, шкафами и сейфами. От поддержания жалобы в части требования об оспаривания предписания от **.***..2015 отказался.

Представитель Государственного комитета Псковской области по культуре в письменной позиции и в суде пояснил, что ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека» является государственным бюджетным учреждением, осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, установленными в её учредительных документах, в соответствии с государственным заданием, установленным учредителем; финансовое обеспечение осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, то есть бюджета Псковской области. ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека» неоднократно обращалось в Комитет с просьбой о выделении денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности по предписаниям УНД ГУ МСЧ России по Псковской области. Во исполнение Указа Президента РФ от 5 декабря 2014 года № 759 «О проведении 39 Международных Ганзейских дней Нового времени в г. Пскове в 2019 году» Распоряжением Правительства РФ от 26 февраля 2016 года № 294-р утверждена программа проведения, согласно которой в 2016 году значится разработка и утверждение проектной документации на реконструкцию здания и техническое переоснащение ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека», на что выделено 10000000 рублей, в 2017 году запланированы реконструкция и техническое переоснащение библиотеки.

Представитель Главного Управления МЧС России по Псковской области ФИО2 с жалобой не согласился. Пояснил о том, что на основании распоряжения от **.***. 2015 года №*** с целью проверки исполнения предписания ОНД МЧС г. Пскова №*** от **.***.2015 в период с *** по **.***. 2015 года проведена внеплановая выездная проверка ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека». Установлено, что предписание не исполнено в полном объеме. Наличие перегородок между кабинетами 18, 19,20, выполненных из горючих материалов; стеллажей для книг из дерева в помещениях отдела искусств, МБЦ, отдела технической и гуманитарной литературы в нарушение п. 1.19 ВППБ 13-01-94 явились основанием для составления протокола по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и вынесения постановления. В ходе экспертизы по внешним визуальным признакам установлено, что в конструкции перегородок между кабинетами, с большей долей вероятности использованы горючие материалы, поэтому считает вменение данного нарушения также обоснованным.

Изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению в частности подлежат: наличие событие административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч.1 и 3 статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 37 данного Федерального закона установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно ст. 20 Закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно пункту 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Пунктом 1.5 ВППБ 13-01-94 установлено, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться стандартами, строительными нормами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 1.1 ВППБ 13-01-94 настоящие Правила являются обязательными для библиотек.

Как следует из оспариваемого постановления, ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека», расположенная по адресу: <...>, нарушило нормы и требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ФЗ № 184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании», СНиП 21-09-97*, ВППБ 13-01-94, а именно:

- перегородки между кабинетами 18,19 и 20 выполнены из горючих материалов;

- стеллажи для книг в помещении отдела искусств необходимо выполнить из металла;

- в помещении МБЦ стеллажи для книг выполнены из дерева;

- в помещении отдела технической литературы стеллажи для книг выполнены из дерева;

- в помещении отдела гуманитарной литературы стеллажи для книг выполнены из дерева.

Согласно заключению эксперта №*** от **.***.2016 определение структуры перегородок между кабинетами 18,19 и 20 и отнесение их материалов к тем или иным группам горючести возможно только разрушающим методом исследования, данные действия без привлечения специалистов в строительных, монтажных и демонтажных работах невозможны. Класс пожарной опасности деревянных конструкций стеллажей для книг в помещениях отдела искусств, отделов гуманитарной, технической литературы ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека», не соответствует предъявляемым к ним требованиям норм и правил пожарной безопасности /л.д. 147-156/.

Исходя из Устава ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека» является некоммерческой организацией, государственным бюджетным учреждением, создано для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ и законодательством Псковской области полномочий органа государственной власти области в сфере культуры. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляет Государственный комитет Псковской области по культуре /пункты 1.3, 1.4/.

В силу п. 3.1 Устава собственником имущества Учреждения является Псковская область. Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления /п. 3.2/.

В соответствии с п. 3.6 Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется путём предоставления субсидий из областного бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Как следует из материалов дела, письмами от **.***.2015 №***, **.***.2015 №***, **.***.2015 №***, **.***.2015 №***, генеральный директор ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека» ходатайствовал перед Государственным комитетом Псковской области по культуре о выделении денежных средств на устранение имеющихся нарушений правил пожарной безопасности /л.д. 31, 32, 33,35/.

Из письма Государственного комитета Псковской области по культуре усматривается, что расходы в сумме более 8 млн. рублей будут включены в проект бюджетной заявки на 2016 год и на плановый период 2017, 2018 годов /л.д. 34/.

Довод жалобы в той части, что бюджетные средства на указанные цели не выделялись, основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности не являются, поскольку в силу ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ это основание только для прекращения производства по делу в отношении должностного лица соответствующего муниципального учреждения.

С учётом заключения эксперта суд считает, что факты допущенных нарушений правил пожарной безопасности и вина ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека» нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения жалобы.

Между тем, суд считает необходимым изменить оспариваемое постановление с исключением из его описательно-мотивировочной части указания на нарушение, а именно наличие перегородок между кабинетами 18,19,20, выполненных из горючих материалов, как не подтвержденного достоверно, в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Довод представителя юридического лица в той части, что, исходя из ГОСТ 7.50-2002 допускается наличие деревянных стеллажей, основан на толковании нормативного акта, который устанавливает общие требования к консервации документов, в том числе к режиму хранения, технологическим процессам стабилизации, реставрации, изготовлению копий и используемым при этом материалам, Стандарт предназначен для библиотек всех типов.

Для объектов культуры Российской Федерации введены в действие и являются обязательными, в том числе для библиотек, Правила пожарной безопасности для учреждений культуры РФ (ВППБ 13-01-94), в пункте 1.19 которого указано о том, что стеллажи для хранения книг в библиотеках должны быть металлические.

Оценивая размер назначенного юридическому лицу административного штрафа, суд учитывает следующее.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 названного Кодекса).

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При принятии решения должностным лицом надзорного органа юридическому лицу ГБУК Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека» назначено наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи.

Вместе с тем, в соответствии с положениями ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

С учетом установленных конкретных обстоятельств проанализированных выше, финансового положения и статуса юридического лица, неоднократное обращение к учредителю с просьбой о выделении денежных средств, что свидетельствует о принимаемых мерах к устранению выявленных нарушений, а также отсутствие общественно-опасных последствий, суд полагает возможным в данном случае применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и снизить назначенное наказание в виде административного штрафа до 75000 рублей, что соотносится с характером и степенью общественной опасности административного правонарушения, в полной мере отвечает предусмотренным ч.1 ст.3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений юридическим лицом в сфере противопожарного законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь подп.2 п.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Государственного бюджетного учреждения культуры Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека» удовлетворить частично.

Постановление главного государственного инспектора города Пскова по пожарному надзору И.Г. от **.***. 2015 года №*** о привлечении Государственного бюджетного учреждения культуры Псковской области «Псковская областная универсальная научная библиотека» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из описательно-мотивировочной части указание на нарушение – наличие перегородок между кабинетами 18,19,20, выполненных из горючих материалов, снизив размер назначенного наказания в виде штрафа до 75 000 рублей.

В остальной части вышеуказанное постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья И.В.Васильева