Главный специалист отдела государственного экологического надзора департамента регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области
Дело № 12-28/2019
55RS0013-01-2019-000894-57
Р Е Ш Е Н И Е
Исилькульский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи Хоренко О.В.,
при секретаре Скок О.А.,
с участием прокурора Антоновой Е.В.,
рассмотрев 01 октября 2019г. в городе Исилькуле в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Жилкомстрой» ФИО1 на постановление главного специалиста отдела государственного экологического надзора департамента регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области № 1/26-ПР от 13 августа 2019г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением №-ПР от 13.08.2019г. главного специалиста отдела государственного экологического надзора департамента регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> генеральный директор ООО «Жилкомстрой» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратился в Исилькульский городской суд <адрес> с жалобой, указывая в обоснование, что оно подлежит отмене как незаконное. В ходе проверки государственным инспектором не были выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126 определен в качестве места размещения жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) постановлением главы Исилькульского городского поселения № от 08.02.2018г., а также приказом № Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от 23.09.2016г. «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами». В силу приказа № земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126 внесен в перечень объектов размещения твердых и жидких коммунальных отходов на территории <адрес>. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126 не включен в государственный реестр размещения отходов, общество 19.02.2019г. обратилось в Исилькульскую межрайонную прокуратуру с письмом, в котором просило сообщить законна ли деятельность по сливу ЖБО ООО «Чистоградъ» на участке с одной стороны санкционированным органами муниципальной, исполнительной власти, с другой – не включенным в государственный реестр размещения отходов. Ответ на данное обращение не поступил. Указывает, что каких-либо извещений, предупреждений о том, что участок с кадастровым номером 55:33:210101:126, площадью 61158,00 кв.м не предназначен для складирования ЖБО, нигде в СМИ не сообщалось, со стороны надзорных органов в адрес общества не направлялось. Ссылаясь на нормы Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», указывает, что бездействие органов местного самоуправления в вопросе создания в <адрес> соответствующих требованиям закона мест, условий для санкционированного слива отходов не может являться основанием для привлечения его как должностного лица к административной ответственности. ООО «Жилкомстрой» с целью обеспечения санитарно-экологического благополучия населения многоквартирных домов <адрес>, на основании лицензии на транспортирование, добросовестно, согласно графика осуществляет социально-направленную деятельность: транспортирует ЖБО от населения многоквартирных домов. ООО «Жилкомстрой» при получении лицензии на транспортирование отходов, заключило с УК «Называевск» договор на прием и размещение жидких бытовых отходов на 2018г. и 2019г. Однако, транспортирование ЖБО в зимний период в <адрес> (70 км от <адрес>) не осуществимо по техническим причинам: ЖБО при транспортировке на дальние расстояния при низких температурах застывают в емкостной бочке. При данных обстоятельствах, у ООО «Жилкомстрой» не было иной возможности как осуществлять транспортирование ЖБО на земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126. Постановлением № по делу об административном правонарушении от 15.02.2019г., вынесенным главным специалистом отдела регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>, ООО «Жилкомстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. Указывает, что назначение повторного административного наказания, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ не отвечает требованиям справедливости и соразмерности. На основании изложенного, просит суд отменить постановление о назначении административного наказания №-ПР от 13.08.2019г., вынесенное главным специалистом отдела государственного экологического надзора департамента регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>.
Генеральный директор ООО «Жилкомстрой» ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы жалобы. Дополнительно суду пояснил, что исторически (около 25 лет) земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126 определен в качестве места складирования ЖБО на территории <адрес>. Не отрицал, что проверка, в ходе которой он был привлечен к административной ответственности, проводилась Исилькульской межрайонной прокуратурой в 2019г. по факту размещения ООО «Жилкомстрой» на вышеуказанном земельном участке ЖБО в 2019г. ООО «Жилкомстрой» заключен договор на прием и размещение жидких бытовых отходов с ООО «УК «Называевск». Данный договор заключен для получения лицензии. Фактически по указанному договору ни разу ООО «УК «Называевск» не осуществляло вывоз ЖБО с территории <адрес>. ООО «Жилкомстрой» является заложником ситуации: с одной стороны имеются заключенные договоры с потребителями коммунальных услуг, по которым общество обязано принимать и транспортировать ЖБО, с другой стороны – на территории <адрес> отсутствует место размещения ЖБО. Об отмене постановления администрации городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес>№ от 08.02.2018г. он не был извещен, сайт администрации городского поселения ежедневно не проверяет. Если бы он знал о том, что постановление администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес> отменено, он бы обязательно задал вопрос уполномоченным лицам администрации куда следует вывозить ЖБО.
Защитник генерального директора ООО «Жилкомстрой» ФИО1 – ФИО2, допущенный судом к участию в деле на основании устного ходатайства, поддержал доводы жалобы в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что фактически <адрес> является заложником бездействия местной администрации. Земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126, на который исторически производится слив ЖБО, должен быть размещен за пределами городского поселения. Для этого Администрации необходимо разработать и утвердить градостроительный план земельного участка, что ею не делается. При бездействии органов местного самоуправления, самоустранении от решения вопросов местного значения в <адрес> возможно возникновение экологической катастрофы. Об отмене постановления администрации городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес>№ от 08.02.2018г. генеральный директор ООО «Жилкомстрой», а также само общество извещены не были. Информация о публикации постановления в местных средствах массой информации отсутствует.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, прокурора, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы и документы, представленные в ее обоснование, суд пришел к следующему.
В силу положений ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Изучив доводы жалобы по существу, суд отмечает, что согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании постановления заместителя Исилькульского межрайонного прокурора от 26.06.2019г., по результатам проведения проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, проведенной 27.05.2019г., возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Жилкомстрой» ФИО1
Из указанного постановления следует, что генеральный директор ООО «Жилкомстрой» ФИО1 нарушил ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 9, 12 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», осуществляя слив ЖБО на земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126, не включенный в реестр объектов размещения отходов.
Постановлением главного специалиста отдела государственного экологического надзора департамента регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО3№-ПР от 13.08.2019г. генеральный директор ООО «Жилкомстрой» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 ссылается на отсутствие в деянии состава административного правонарушения, т.к. земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126 определен в качестве места размещения ЖБО постановлением главы Исилькульского городского поселения № от 08.02.2018г., а также приказом № Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от 23.09.2016г. «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами». В силу приказа № земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126 внесен в перечень объектов размещения твердых и жидких коммунальных отходов на территории <адрес>. Следовательно, размещение на указанном земельном участке ЖБО со стороны ООО «Жилкомстрой» является правомерным. Также ссылается на то, что Постановлением № по делу об административном правонарушении от 15.02.2019г., вынесенным главным специалистом отдела регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>, ООО «Жилкомстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. Считает, что оспариваемое постановление по сути является повторным назначением административного наказания по одному и тому же составу административного правонарушения.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ), объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.В силу ч. 7 ст. 12 Федерального закона №89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ст. 9 Федерального закона №89-ФЗ, лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017г. №, отходы (осадки) из выгребных ям (7 32 100 01 30 4) относятся к отходам 4 класса опасности.
ООО «Жилкомстрой» имеет лицензию № от 03.05.2018г. на транспортирование отходов IV класса опасности.
Из объяснений генерального директора ООО «Жилкомстрой» ФИО1, данных 31.05.2019г. Исилькульскому межрайонному прокурору, следует, что ООО «Жилкомстрой» оказывает населению (многоквартирные дома в <адрес>) услуги по вывозу ЖБО. ООО «Жилкомстрой» имеет лицензию на осуществление данной деятельности. С ноября 2017г. по настоящее время ООО «Жилкомстрой» осуществляет транспортировку и слив ЖБО на земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126, который согласно распоряжению главы Исилькульского городского поселения № от 08.02.2018г. определен для размещения ЖБО. В 2019г. в целях исполнения природоохранного законодательства при получении лицензии на транспортирование отходов, заключило договор на прием и размещение ЖБО с УК «Называевск». В Называевск ЖБО ООО «Жилкомстрой» не транспортируются, вывозятся на земельный участок с кадастровым номером 55:33:21001:26.
Согласно выписке из ЕГРН от 17.09.2019г. земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126, площадью 61158 +/-173 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеет категорию земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для складирования жидких бытовых отходов.
Постановлением администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес> от 08.02.2018г. №, земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126, площадью 61158 кв.м, из земель населенных пунктов, расположенный на территории Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес>, определен для складирования ЖБО.
Вышеуказанное постановление от 08.02.2018г. № Постановлением администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес> от 29.12.2018г. № признано утратившим силу. Места складирования ЖБО, вывозимых в территории Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес>, определены согласно лицензий, выданных учреждениям, предприятиям и организациям, находящихся на территории Исилькульского городского поселения, независимо от форм собственности.
Согласно официального сайта Исилькульского городского поселения в сети интернет www.isilk.omskportal.ru постановление от 29.12.2018г. № опубликовано в сети интернет. Информация о публикации указанного постановления в средствах массовой информации отсутствует.
Таким образом, по состоянию на 2019г. земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126, площадью 61158 кв.м, из земель населенных пунктов, расположенный на территории Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес>, согласно постановлению администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес> от 29.12.2018г. № более не предназначен для размещения ЖБО. Факт размещения ООО «Жилкосмстрой» в 2019г. ЖБО на земельном участке с кадастровым номером 55:33:210101:126 в ходе судебного заседания не оспаривался и подтверждается объяснениями ФИО1, данными Исилькульскому межрайонному прокурору 31.05.2019г. Само по себе наличие у данного земельного участка вида разрешенного использования для размещения ЖБО, не влияет на квалификацию выявленного правонарушения и не свидетельствует о правомерности действий лица, разместившего непосредственно на почве в пределах земельного участка ЖБО.
При этом, суд отмечает, что постановление Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес>№, на которое ссылается ФИО1 само по себе не свидетельствует о праве размещать ЖБО вне объектов хранения (захоронения) отходов на данном земельном участке. Согласно общедоступной информации, размещенной в сети Интернет, земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126 не включен в государственный реестр размещения отходов.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о правомерном привлечении генерального директора ООО «Жилкомстрой» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ ввиду несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Доводы жалобы о повторном привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения, не могут быть приняты судом во внимание.
Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.
Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.
При этом, вопреки доводам жалобы, факт привлечения к административной ответственности ООО «Жилкомстрой» и должностного лица ООО «Жилкомстрой» ФИО1 за совершение одного и того же административного правонарушения не нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Постановлением главного специалиста отдела регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>№ по делу об административном правонарушении от 15.02.2019г. ООО «Жилкомстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 руб. Из указанного постановления следует, что 12.12.2018г. в рамках рассмотрения обращения граждан о фактах несанкционированного слива жидких отходов в районе <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлен несанкционированный слив ЖБО со стороны ООО «Жилкомстрой» на земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126, предназначенный для складирования ЖБО, не внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, событие административного правонарушения, за которое ООО «Жилкомстрой» было привлечено к административной ответственности произошло в декабре 2018г., в то время как по оспариваемому постановлению слив ЖБО на вышеуказанный земельный участок осуществлялся ООО «Жилкомстрой» в 2019г.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При таких обстоятельствах должностное лицо Министерства природных ресурсов и экологии по <адрес> пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО «Жилкомстрой» ФИО1 состава административного правонарушения, выводы должностного лица убедительны, мотивированы, подтверждаются доказательствами, полно, всесторонне исследованными при рассмотрении дела и получившими оценку в оспариваемом постановлении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, при рассмотрении дела и жалобы установлены все необходимые для правильного его разрешения фактические обстоятельства, которые подтверждены отвечающим требованиям допустимости доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства и получившими правильную оценку в оспариваемом постановлении.
Процедура возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении в полной мере соблюдена. О рассмотрении дела об административном правонарушении генеральный директор ООО «Жилкомстрой» ФИО1 был уведомлен надлежащим образом.
Постановление по делу вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Оснований для отмены оспариваемого постановления, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ, не имеется.
Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностных лиц административного органа при проведении проверки, рассмотрении дела, не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы не установлено, факт совершения генеральным директором ООО «Жилкомстрой» административного правонарушения должным образом установлен.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнений в законности вынесенного должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> постановления, жалоба не содержит.
Оценивая правомерность назначенного генеральному директору ООО «Жилкомстрой» наказания за совершенное правонарушение с учетом установленных в процессе рассмотрения жалобы обстоятельств, суд отмечает что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, установлена административная ответственность, в числе прочего, для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 3, 3.1, 3.2, 3.3 ст. 4.1 при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение генеральному директору ООО «Жилкомстрой» ФИО1 наказания за совершенное административное правонарушение по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, с учетом отсутствия как смягчающих, так и отягчающих наказание обстоятельств обосновано и основано на материалах дела, подтверждающих необходимость применения указанной меры ответственности, а также ее соразмерность, предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 29.10., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7. и ст. 30.8. КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление главного специалиста отдела государственного экологического надзора департамента регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области № 1/26-ПР от 13.08.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Жилкомстрой» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Исилькульский городской суд Омской области в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья О.В. Хоренко