ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-28/20 от 03.03.2021 Сорского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 12-4/2021

УИД 19RS0013-01-2020-000722-34

Р Е Ш Е Н И Е

г. Сорск 03 марта 2021 г.

Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Кожиной И.А.,

с участием представителей юридического лица, привлеченного к административной ответственности ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» - Поляковой И.Н., Струкова Е.В.,

при секретаре Акияковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:

юридического лицаОбщества с ограниченной ответственностью «Сорский горно-обогатительный комбинат»(далее - ООО «Сорский ГОК»), ОГРН 1021900850608, ИНН 1910006486, КПП 191001001, юридический адрес: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, г. Сорск, промплощадка, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

по жалобе представителя юридического лица Поляковой И.Н., на постановление № АВЗНТ-407-178-20 от 30 ноября 2020 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Бородиной Е.Н. о привлечении ООО «Сорский ГОК» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) к штрафу в размере 150 000 рублей, суд,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № АВЗНТ-407-178-20 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО от 30 ноября 2020 года юридическое лицо ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» - Полякова И.Н., обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление № АВЗНТ-407-178-20 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО от 30 ноября 2020 года изменить и снизить размер административного штрафа до 10 000 рублей, мотивировав тем, что заявитель впервые привлекается к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, что при вынесении постановления, административным органом было признано смягчающим обстоятельством, отягчающих обстоятельств по делу не установлено. Согласно отчету о финансовых результатах от 12.10.2020 г., совокупный финансовый результат деятельности заявителя за период январь-сентябрь 2020 г. составил минус 686742000,00 руб., то есть 686 742 000,00 руб. убытков. Как следует из бухгалтерского баланса от 12.10.2020 г. по состоянию на 30.09.2020 г. непокрытый убыток заявителя составляет 2 340 670 000,00 руб. Размер денежных средств и прочих денежных эквивалентов заявителя по состоянию на 30.09.2020 г. составляет 1 088 000,00 рублей. Таким образом, финансовое положение заявителя является тяжелым.

В судебном заседании представитель юридического лица ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» - Полякова И.Н., доводы жалобы поддержала в полном объеме, при этом указала на то, что в настоящее время обществом частично выполнены мероприятия по устранению выявленных нарушений, а именно: разработаны и утверждены мероприятия по предотвращению, уменьшению и ликвидации (уменьшения) загрязнения, подземных и поверхностных водных объектов на предприятии на 2021 год, заключены договоры на проведение гидрогеологического мониторинга, мониторинга состояния недр в зоне воздействия ООО «Сорский ГОК», структурными подразделениями предприятия предоставляются для мониторинга справки, ведомости распределения электроэнергии, промышленной и оборотной воды, а также заключен договор с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» на осуществление санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований объектов хозяйственной деятельности, проектной документации, разработан план водоохранных мероприятий на 2021 год, направлены отчеты о состоянии и режиме использования водоохранных зон в территориальный отдел водных ресурсов, помесячно распределены мероприятия по предотвращению, уменьшению и ликвидации загрязнения подземных и поверхностных водных объектов на предприятии на 2021 года, в бюджет предприятия заложены денежные средства на реализацию данных мероприятий. Считает, что в данном случае раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, добровольное прекращение противоправного поведения, а также предотвращение вредных последствий административного правонарушения, являются смягчающими административную ответственность обстоятельствами. ООО «Сорский ГОК» проводило все возможные мероприятия для устранения выявленных нарушений, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела документы, а также Обществом предпринимаются все необходимые меры по дальнейшему недопущению нарушений. Кроме того, выявленные нарушения не повлекли за собой наступление негативных последствий в окружающей действительности.

Представитель ООО «Сорский ГОК» Струков Е.В. поддержал доводы жалобы в полном объеме, просит суд учесть, что в настоящее время обществом выполнены все возможные мероприятия по устранению выявленных административным органом нарушений.

Представитель Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, действующий на основании доверенности Иванов Д.А., в судебном заседании отсутствовал, от него поступило письменное заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие, решение вопроса о возможности снижения штрафа оставляет на усмотрение суда.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно статьи 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу требований, установленных ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ВК РФ), при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 59 ВК РФ юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны водных объектов.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила охраны водных ресурсов, представляющих собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов, могут привести к возникновению угрозы загрязнения водных объектов.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Критериями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (в редакции, действующей на момент вынесения обжалуемого постановления) объект ООО «Сорский ГОК», промплощадка горно-обогатительного комбината (код объекта 95-0119-000086-П) относится к объекту I категории.

ООО «Сорский ГОК» на Сорском месторождении осуществляет работы по разведке и добыче полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств на основании лицензии АБН 00302 ТЭ, выданной Комитетом природных ресурсов по Республике Хакасия со сроком окончания действия лицензии 01.01.2039 г.

За период ведения горных работ на Сорском молибденовом месторождении наиболее существенное антропогенное преобразование испытывает р. Сора.

Вина юридического лица ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в административном материале, а именно:

- протоколом № АВЗНТ-407-178-20 об административном правонарушении от 18.11.2020 г., согласно которому в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 28.08.2020 г. по 24.09.2020 г., на основании распоряжения Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 20.08.2020 № 407-р/п, с целью установления воздействия производственной деятельности предприятия на поверхностные воды ООО «Сорский ГОК» организованы створы стационарных наблюдений для разовых исследований. Результаты анализов содержания в поверхностных водах загрязняющих веществ представлены в таблице (л.д. 52). Сравнение с фоновыми данными показало увеличение содержания в поверхностной воде: по цинку, сульфатам, хлоридам, нитритам, аммонию. С целью установления воздействия производственной деятельности предприятия на подземные воды ООО «Сорский ГОК» осуществляет наблюдения ежеквартально по скважинам № ВВ1 - фоновая скважина, № 93042 - наблюдательная скважина. Результаты анализов содержания в подземных водах загрязняющих веществ представлены в таблице (л.д. 53). В результате анализа содержания в подземных водах загрязняющих веществ, установлено наличие превышения концентраций загрязняю.щих веществ, относительно концентраций загрязняющих веществ в фоновой скважине № ВВ1 по аммонию - иона, кальцию, магнию, натрию, калию, хлорид-иона, сульфат-иона, молибдену, железу. Кроме того, согласно ежегодных информационных отчетов по мониторингу, осуществляемому по Программе мониторинга в зоне воздействия горнодобывающего предприятия ООО «Сорский ГОК» (согласованной в установленном порядке (письмо Хакаснедра от 30.03.2017 № 15/317) установлено негативное влияние производственных объектов на подземные воды относительно концентраций загрязняющих веществ в фоновой скважине № ВВ1 по аммонию-иона, кальцию, магнию, натрию, калию, хлорид-иона, сульфат-иона, молибдену, железу (л.д. 52-54);

- распоряжением № 407-р/п о проведении плановой выездной проверки от 20.08.2020 г., согласно которому с целью выявления, предупреждения и пресечения нарушений ООО «Сорский ГОК» установленных требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, была назначена проверка в период с 28.08.2020 г. по 24.09.2020 г. (л.д. 78-82).

Выявленные в ходе проверки нарушения требований в сфере охраны водных объектов обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в акте проверки № АВЗНТ-407 от 24.09.2020 г., согласно которому в ходе проведения плановой проверки было выявлено нарушение ООО «Сорский ГОК» требований ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 55, ст. 59 Водного Кодекса Российской Федерации, а именно было установлено, что производственная деятельность ООО «Сорский ГОК» оказывает негативное воздействие на подземные и поверхностные водные объекты, выразившееся увеличением концентраций загрязняющих веществ в составе подземных и поверхностных вод загрязняющими веществами. Меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации (уменьшения) загрязнения, подземных и поверхностных водных объектов обществом не осуществляются (л.д. 58-76).

Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Выводы о наличии в действиях юридического лица ООО «Сорский ГОК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, являются обоснованными.

Довод жалобы заявителя о том, что при назначении административного наказания необходимо руководствоваться положением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, обоснован.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При назначении наказания были учтены характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией данной статьи, в виде наложения административного штрафа в размере 150000 руб.

Однако, фактически юридическое лицо ООО «Сорский ГОК» не оспаривало наличие указанных нарушений требований к охране водных объектов. Также суд учитывает и то, что Обществом приняты меры для устранения выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что ООО «Сорский ГОК» имеет тяжелое финансовое положение, что подтверждается отчетами о финансовых результатах за январь-сентябрь 2020 г., а также бухгалтерским балансом по состоянию на 30.09.2020 г., суд считает возможным применить ч.3.2 и ч.3.3. ст.4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.30.7, ст.ст.30.8 и 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление № АВЗНТ-407-178-20 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО от 30 ноября 2020 года о привлечении юридического лица ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ к штрафу в размере 150 000 рублей - изменить, при назначении наказания применить ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ и снизить размер административного штрафа, назначенного ООО «Сорский ГОК» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ до 75 000 руб.

В остальной части постановление № АВЗНТ-407-178-20 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Бородиной Е.Н. от 30 ноября 2020 года - оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Председательствующий И.А. Кожина