УИД 69RS0031-01-2020-000367-06Дело № 12-28/2020 Р Е Ш Е Н И Е
г. Старица 15 мая 2020 г.
Судья Старицкого районного суда Тверской области Шалыгин А.А.,
при секретаре Павловой Ю.Ю.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Радченко А.Н. - Сидоренко Н.Г.,
представителя прокурора Старицкого района Тверской области - помощника прокурора Озеровой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области Веселовой С.А. № 35-226-2020 от 28 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» Радченко А.Н.,
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Веселовой С.А. № 35-226-2020 от 28 января 2020 г. должностное лицо - генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» (далее также - ООО «Тверь Водоканал», Общество) Радченко А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (также – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
На постановление, привлеченный к административной ответственности генеральный директор ООО «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. подал жалобу, в которой просит признать его незаконным и отменить, производство по делу прекратить.
Обосновывая жалобу,указывает, что объекты водоснабжения и водоотведения г. Старица были переданы ООО «Тверь Водоканал» по акту приема-передачи № 1 от 01.03.2019 в соответствии с концессионным соглашением от 14.02.2019, заключенным между муниципальным образованием город Старица Старицкого района и Обществом.С марта 2019 года Общество осуществляет действия, направленные на получение лицензий, на право пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения города Старица.07.03.2019 Общество обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области с заявлением о предоставлении права пользования участков недр местного значения, 06.05.2019 - в отдел геологии и лицензирования по Ярославской и Тверской области с заявлением о предоставлении права пользования, участков недр федерального значения.В предоставлении права пользования участками недр Обществу было отказано по причине отсутствия заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, получение которой требует длительного времени и значительных материальных затрат, поскольку связана с геологическим изучением недр.С целью устранения замечаний, Обществом утвержден план мероприятий ОП г. Старица по получению разрешительной документации по недропользованию на период 2019 - 2023 гг., в соответствии с которым, Общество принимает меры по получению соответствующей лицензии.
Ссылаясь на положения п. 3 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»и указывая, что подземные воды добываются Обществом не для собственных нужд ООО «Тверь Водоканал», а для обеспечения населения нескольких населенных пунктов питьевой водой, заявитель считает, что Общество осуществляет мероприятия по водоснабжению населения г. Старица в отсутствии лицензий в состоянии крайней необходимости, фактически предотвращает опасность прекращения холодного водоснабжения, угрожающую правам широкого круга лиц.Также указывает, что прекращение деятельности по добыче воды влечет за собой прекращение подачи водоснабжения потребителям (населению, организациям, учреждениям) и, как следствие, неблагоприятные последствия и ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния, может вызвать социальное напряжение среди жителей. В рамках рассмотрения административного дела им, Радченко А.Н., заявлялось ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении с обоснованием вышеуказанных доводов, прилагались соответствующие подтверждающие документы.Между тем, данные обстоятельства административным органом не исследованы и в оспариваемом постановлении не отражены, вопреки положениям ст.ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ должностным лицом административного органа не дана надлежащая оценка доводам об обстоятельствах совершения вмененного правонарушения и представленным в обоснование данных доводов доказательствам.Ссылаясь на положения части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1, статьи 2.7 КоАП РФ заявитель считает, что возбужденное в отношении него дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ подлежало прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с действием лица в состоянии крайней необходимости.
В письменных пояснениях от 09.04.2020 Радченко А.Н. дополнительно указал, что 05.03.2019 Общество подало в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области заявление о предоставлении права пользования участком недр местного значения с приложением пакета документов. В ответе от 15.03.2019 Министерство сообщило о наличии ряда замечаний к пакету, в том числе, указало на отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья человека, получению которого предшествует процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы. В пакет документов для проведения экспертизы входит положительное санитарно-эпидемиологическое заключения проекта зон санитарной охраны водозабора. Однако актуальные проекты зон санитарной охраны водозабора г. Старицы отсутствуют. Их оформление и защита занимает не менее 6 месяцев. Таким образом, процедура подготовки нормативно предусмотренного пакета документов требует выполнение большого количества действий и растянута во времени.
06.05.2019 Общество подало заявку на получение лицензии на право пользования недрами в Отдел геологии и лицензирования по Ярославской и Тверской областям Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу (Тверьнедра). Письмом Тверьнедра от 30.05.2019 заявка возвращена ввиду несоответствия комплекта документов перечню, указанному в пункте 3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26.02.2018 № 64, а именно подпункту 10 - сведений о качестве подземных вод и режиме эксплуатации водозаборных сооружений, что подразумевает проведение процедуры получения указанного выше санитарно-эпидемиологического заключения.
Также на испрашиваемом участке (г. Старица)ранее не проводилась переоценка запасов с соблюдением требований действующего законодательства, проведению которой предшествует процедура оформления отчета по подсчету запасов на основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.12.2010 № 569 с выполнением ряда работ, срок выполнения которых составляет от 1,5 до 2 лет.
Принимая во внимание большое количество работ для формирования нормативно установленного пакета документов, Общество составило и ввело в действие План мероприятий ОП ВКХ по г. Старица по получению разрешительной документации.Согласно данному Плану, Общество уже имеет заключение о гидрологических условиях участка недр и расчет обоснования зон санитарной охраны восьми водозаборов; прошла торговая процедура на оказание услуг по разработке проекта организации и сокращения границ зон санитарной охраны источников водоснабжения и ограничения использования земельных участков в границах таких зон.Таким образом, ООО «Тверь Водоканал» добросовестно осуществляет все возможные действия на получение разрешительной документации по недропользованию в г. Старица (л.д. 128-130).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Радченко А.Н., в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, направилв суд защитника Сидоренко Н.Г., подтвердив ее полномочия соответствующей доверенностью.
ПредставительВерхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзорав судебное заседание также не явился, в письменном ходатайстве заместитель руководителя Управления Щуко В.Е.просил о рассмотрении дела без участия представителя Управления.
При таких обстоятельствах, дело рассмотрено без участия заявителя Радченко А.Н. и представителя Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора.
В судебном заседании защитник Сидоренко Н.Г. доводы жалобы Радченко А.Н. поддержалав полном объеме, считала обжалуемое постановление подлежащим отмене, производство по делу прекращению по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с действием лица в состоянии крайней необходимости и ввиду отсутствия вины генерального директора ООО «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. в административном правонарушении, поскольку им были приняты все зависящие от него меры по получению лицензии.
Помощник прокурора Озерова О.О. против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав в судебном заседании пояснения участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
Добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах»)).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона «О недрах» в качестве основного требования по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Статьей 11 Закона «О недрах» определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае действия лица в состоянии крайней необходимости.
Из материалов дела следует, что согласно п. 1.12 Устава ООО «Тверь Водоканал», утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 13.03.2018 № 271, одним из основных направлений деятельности Общества является производственная эксплуатация водопроводно-канализационного комплекса муниципального образования, а также водоснабжение и водоотведение хозяйственно-бытовых стоков.
На основании Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.03.2019 № 148 и приказа ООО «Тверь Водоканал» от 26.03.2019 № 141-лс, с 26 марта 2019 г. на должность генерального директора ООО «Тверь Водоканал» назначен Радченко А.Н.
Приказом ООО «Тверь Водоканал» от 01.11.2018 № 791-од создано обособленное подразделение ООО «Тверь Водоканал» в г. Старица Тверской области, которое не является юридическим лицом, филиалом, представительством Общества.
15 июля 2019 г. в период времени с 11 часов 00 минут по 15 часов 10 минут прокуратурой Старицкого района Тверской области проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении ООО «Тверь Водоканал» по месту нахождения обособленного подразделения в г. Старица Тверской области.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с концессионным соглашением от 14.02.2019 и актом приема передачи от 01.03.2019, ООО «Тверь Водоканал» осуществляет добычу подземных вод для целей централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения потребителей из 8 артезианских скважин, расположенных на территории Старицкого района Тверской области:№1 и № 1а по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Ленина; №2по адресу: Тверская область, г. Старица, Ржевское шоссе; №3-А по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Володарского; №4 по адресу: Тверская область, г. Старица, возле автовокзала; №5 по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Чернозерского; № 6 по адресу: Тверская область, Старицкий район, Ново-Ямское сельское поселение, дер. Сельцо;№ 9 по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Станционная.
При этом, проверкой установлено, что у ООО «Тверь Водоканал» отсутствует лицензия на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, что является нарушением природоохранного законодательства (ст. 11, ч. 1 ст. 23 Закона «О недрах»).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15 июля 2019 г.
26 июля 2019 г. по факту выявленных нарушений прокурором Старицкого района Тверской области Гладковым А.И. в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого,постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора Веселовой С.А. № 35-226-2020 от 28 января 2020 г. должностное лицо Радченко А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом Росприроднадзора, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения.
Факт пользования недрами без соответствующей лицензии в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ив жалобе генеральным директором ООО «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. не оспаривался.
Вина генерального директора ООО «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАПРФ, подтверждается совокупностью доказательств: концессионным соглашением от 14.02.2019 № 1, актом приема-передачи объектов централизованного водоснабжения от 01.03.2019, актом проверки от 15.07.2019 и фототаблицей к нему, постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.07.2019, другими материалами дела.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ генеральный директор ООО «Тверь Водоканал» является надлежащим субъектом данного правонарушения, поскольку, согласно пунктам 11.1, 11.3 Устава ООО «Тверь Водоканал», является единоличным исполнительным органом Общества и осуществляет текущее руководство его деятельностью, вправе решать вопросы, связанные с деятельностью Общества.
При таких обстоятельствах, вывод должностного лица о наличии в действиях генерального директора ООО «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, является правильным.
Вопреки доводам жалобы, ходатайство защитника о прекращении дела об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с действием лица в состоянии крайней необходимости, было рассмотрено должностным лицом Росприроднадзора с отказом в его удовлетворении, что отражено в обжалуемом постановлении.
Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, является формальным и ответственность по нему наступает с момента пользования недрами без соответствующей лицензии.
Факт обращения ООО «Тверь Водоканал» в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области и в отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу с заявками на получение лицензии на право пользования недрами, не освобождает генерального директора Общества Радченко А.Н. от ответственности при доказанности факта недропользования в отсутствие лицензии.
Кроме того, как следует из содержания письменных пояснений Радченко А.Н. и приложенных к ним писем лицензирующих органов, данные заявки были возвращены в связи с неполнотой представленных документов, что свидетельствует о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по своевременному получению лицензии.
То обстоятельство, что для получения лицензии Обществу необходимо получение санитарно-эпидемиологических заключений, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, отсутствие актуальных проектов зон санитарной охраны объектов водоснабжения, ранее проведенной переоценки запасов водных ресурсов, утвержденный Общества План мероприятий по получению разрешительной документации по недропользованию, не свидетельствуют об отсутствии состава вмененного административного правонарушения, поскольку добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) должна быть оформлена специальным государственным разрешением в виде лицензии. Однако такого разрешения ООО «Тверь Водоканал» не имеет.
Ссылка в жалобе и в письменных пояснениях на обращение Общества в Управление Роспотребнадзора от 20.08.2019, выполненные по заданию Общества расчет обоснованности зон санитарной охраны от 28.11.2019 и заключение о гидрологических условиях участка недр от 29.11.2019, проведение торговой процедуры на разработку проекта организации и сокращения зон санитарной охраны источников водоснабжения, на квалификацию действий генерального директора Общества Радченко А.Н. не влияют, так как на момент выявления правонарушения - 15.07.2019, данныедокументы у Обществаотсутствовали.
Доводы жалобы о применении положении ст. 2.7 КоАП РФ и признания действий должностного лица совершенными в состоянии крайней необходимости, являются несостоятельными.
Так, согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Вместе с тем, заключая концессионное соглашение от 14.02.2019, предполагавшее добычу подземных вод из артезианских скважин, Общество должно и обязано озаботиться оформлением в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на пользование недрами. Эти действия им выполнены не в полном объеме, что повлекло за собой использование недр с нарушением закона.
Доказательств тому, что нарушение требований Закона «О недрах» произошло в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые руководитель Общества не мог предвидеть и предотвратить, в материалах дела не имеется.
Таким образом, непринятие Обществом своевременных мер к надлежащему пользованию артезианскими скважинами, не может рассматриваться как совершенное в состоянии крайней необходимости.
Постановление от 28.01.2020 о привлечении Радченко А.Н. к административной ответственности вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ для должностных лиц, с соблюдением требований ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области Веселовой С.А. № 35-226-2020 от 28 января 2020 г. в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Радченко А.Н., - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Старицкий районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
УИД 69RS0031-01-2020-000367-06Дело № 12-28/2020 Р Е Ш Е Н И Е
г. Старица 15 мая 2020 г.
Судья Старицкого районного суда Тверской области Шалыгин А.А.,
при секретаре Павловой Ю.Ю.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Радченко А.Н. - Сидоренко Н.Г.,
представителя прокурора Старицкого района Тверской области - помощника прокурора Озеровой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области Веселовой С.А. № 35-226-2020 от 28 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» Радченко А.Н.,
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Веселовой С.А. № 35-226-2020 от 28 января 2020 г. должностное лицо - генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» (далее также - ООО «Тверь Водоканал», Общество) Радченко А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (также – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
На постановление, привлеченный к административной ответственности генеральный директор ООО «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. подал жалобу, в которой просит признать его незаконным и отменить, производство по делу прекратить.
Обосновывая жалобу,указывает, что объекты водоснабжения и водоотведения г. Старица были переданы ООО «Тверь Водоканал» по акту приема-передачи № 1 от 01.03.2019 в соответствии с концессионным соглашением от 14.02.2019, заключенным между муниципальным образованием город Старица Старицкого района и Обществом.С марта 2019 года Общество осуществляет действия, направленные на получение лицензий, на право пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения города Старица.07.03.2019 Общество обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области с заявлением о предоставлении права пользования участков недр местного значения, 06.05.2019 - в отдел геологии и лицензирования по Ярославской и Тверской области с заявлением о предоставлении права пользования, участков недр федерального значения.В предоставлении права пользования участками недр Обществу было отказано по причине отсутствия заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, получение которой требует длительного времени и значительных материальных затрат, поскольку связана с геологическим изучением недр.С целью устранения замечаний, Обществом утвержден план мероприятий ОП г. Старица по получению разрешительной документации по недропользованию на период 2019 - 2023 гг., в соответствии с которым, Общество принимает меры по получению соответствующей лицензии.
Ссылаясь на положения п. 3 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»и указывая, что подземные воды добываются Обществом не для собственных нужд ООО «Тверь Водоканал», а для обеспечения населения нескольких населенных пунктов питьевой водой, заявитель считает, что Общество осуществляет мероприятия по водоснабжению населения г. Старица в отсутствии лицензий в состоянии крайней необходимости, фактически предотвращает опасность прекращения холодного водоснабжения, угрожающую правам широкого круга лиц.Также указывает, что прекращение деятельности по добыче воды влечет за собой прекращение подачи водоснабжения потребителям (населению, организациям, учреждениям) и, как следствие, неблагоприятные последствия и ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния, может вызвать социальное напряжение среди жителей. В рамках рассмотрения административного дела им, Радченко А.Н., заявлялось ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении с обоснованием вышеуказанных доводов, прилагались соответствующие подтверждающие документы.Между тем, данные обстоятельства административным органом не исследованы и в оспариваемом постановлении не отражены, вопреки положениям ст.ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ должностным лицом административного органа не дана надлежащая оценка доводам об обстоятельствах совершения вмененного правонарушения и представленным в обоснование данных доводов доказательствам.Ссылаясь на положения части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1, статьи 2.7 КоАП РФ заявитель считает, что возбужденное в отношении него дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ подлежало прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с действием лица в состоянии крайней необходимости.
В письменных пояснениях от 09.04.2020 Радченко А.Н. дополнительно указал, что 05.03.2019 Общество подало в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области заявление о предоставлении права пользования участком недр местного значения с приложением пакета документов. В ответе от 15.03.2019 Министерство сообщило о наличии ряда замечаний к пакету, в том числе, указало на отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья человека, получению которого предшествует процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы. В пакет документов для проведения экспертизы входит положительное санитарно-эпидемиологическое заключения проекта зон санитарной охраны водозабора. Однако актуальные проекты зон санитарной охраны водозабора г. Старицы отсутствуют. Их оформление и защита занимает не менее 6 месяцев. Таким образом, процедура подготовки нормативно предусмотренного пакета документов требует выполнение большого количества действий и растянута во времени.
06.05.2019 Общество подало заявку на получение лицензии на право пользования недрами в Отдел геологии и лицензирования по Ярославской и Тверской областям Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу (Тверьнедра). Письмом Тверьнедра от 30.05.2019 заявка возвращена ввиду несоответствия комплекта документов перечню, указанному в пункте 3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26.02.2018 № 64, а именно подпункту 10 - сведений о качестве подземных вод и режиме эксплуатации водозаборных сооружений, что подразумевает проведение процедуры получения указанного выше санитарно-эпидемиологического заключения.
Также на испрашиваемом участке (г. Старица)ранее не проводилась переоценка запасов с соблюдением требований действующего законодательства, проведению которой предшествует процедура оформления отчета по подсчету запасов на основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.12.2010 № 569 с выполнением ряда работ, срок выполнения которых составляет от 1,5 до 2 лет.
Принимая во внимание большое количество работ для формирования нормативно установленного пакета документов, Общество составило и ввело в действие План мероприятий ОП ВКХ по г. Старица по получению разрешительной документации.Согласно данному Плану, Общество уже имеет заключение о гидрологических условиях участка недр и расчет обоснования зон санитарной охраны восьми водозаборов; прошла торговая процедура на оказание услуг по разработке проекта организации и сокращения границ зон санитарной охраны источников водоснабжения и ограничения использования земельных участков в границах таких зон.Таким образом, ООО «Тверь Водоканал» добросовестно осуществляет все возможные действия на получение разрешительной документации по недропользованию в г. Старица (л.д. 128-130).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Радченко А.Н., в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, направилв суд защитника Сидоренко Н.Г., подтвердив ее полномочия соответствующей доверенностью.
ПредставительВерхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзорав судебное заседание также не явился, в письменном ходатайстве заместитель руководителя Управления Щуко В.Е.просил о рассмотрении дела без участия представителя Управления.
При таких обстоятельствах, дело рассмотрено без участия заявителя Радченко А.Н. и представителя Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора.
В судебном заседании защитник Сидоренко Н.Г. доводы жалобы Радченко А.Н. поддержалав полном объеме, считала обжалуемое постановление подлежащим отмене, производство по делу прекращению по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с действием лица в состоянии крайней необходимости и ввиду отсутствия вины генерального директора ООО «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. в административном правонарушении, поскольку им были приняты все зависящие от него меры по получению лицензии.
Помощник прокурора Озерова О.О. против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав в судебном заседании пояснения участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
Добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах»)).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона «О недрах» в качестве основного требования по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Статьей 11 Закона «О недрах» определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае действия лица в состоянии крайней необходимости.
Из материалов дела следует, что согласно п. 1.12 Устава ООО «Тверь Водоканал», утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 13.03.2018 № 271, одним из основных направлений деятельности Общества является производственная эксплуатация водопроводно-канализационного комплекса муниципального образования, а также водоснабжение и водоотведение хозяйственно-бытовых стоков.
На основании Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.03.2019 № 148 и приказа ООО «Тверь Водоканал» от 26.03.2019 № 141-лс, с 26 марта 2019 г. на должность генерального директора ООО «Тверь Водоканал» назначен Радченко А.Н.
Приказом ООО «Тверь Водоканал» от 01.11.2018 № 791-од создано обособленное подразделение ООО «Тверь Водоканал» в г. Старица Тверской области, которое не является юридическим лицом, филиалом, представительством Общества.
15 июля 2019 г. в период времени с 11 часов 00 минут по 15 часов 10 минут прокуратурой Старицкого района Тверской области проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении ООО «Тверь Водоканал» по месту нахождения обособленного подразделения в г. Старица Тверской области.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с концессионным соглашением от 14.02.2019 и актом приема передачи от 01.03.2019, ООО «Тверь Водоканал» осуществляет добычу подземных вод для целей централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения потребителей из 8 артезианских скважин, расположенных на территории Старицкого района Тверской области:№1 и № 1а по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Ленина; №2по адресу: Тверская область, г. Старица, Ржевское шоссе; №3-А по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Володарского; №4 по адресу: Тверская область, г. Старица, возле автовокзала; №5 по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Чернозерского; № 6 по адресу: Тверская область, Старицкий район, Ново-Ямское сельское поселение, дер. Сельцо;№ 9 по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Станционная.
При этом, проверкой установлено, что у ООО «Тверь Водоканал» отсутствует лицензия на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, что является нарушением природоохранного законодательства (ст. 11, ч. 1 ст. 23 Закона «О недрах»).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15 июля 2019 г.
26 июля 2019 г. по факту выявленных нарушений прокурором Старицкого района Тверской области Гладковым А.И. в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого,постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора Веселовой С.А. № 35-226-2020 от 28 января 2020 г. должностное лицо Радченко А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом Росприроднадзора, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения.
Факт пользования недрами без соответствующей лицензии в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ив жалобе генеральным директором ООО «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. не оспаривался.
Вина генерального директора ООО «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАПРФ, подтверждается совокупностью доказательств: концессионным соглашением от 14.02.2019 № 1, актом приема-передачи объектов централизованного водоснабжения от 01.03.2019, актом проверки от 15.07.2019 и фототаблицей к нему, постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.07.2019, другими материалами дела.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ генеральный директор ООО «Тверь Водоканал» является надлежащим субъектом данного правонарушения, поскольку, согласно пунктам 11.1, 11.3 Устава ООО «Тверь Водоканал», является единоличным исполнительным органом Общества и осуществляет текущее руководство его деятельностью, вправе решать вопросы, связанные с деятельностью Общества.
При таких обстоятельствах, вывод должностного лица о наличии в действиях генерального директора ООО «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, является правильным.
Вопреки доводам жалобы, ходатайство защитника о прекращении дела об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с действием лица в состоянии крайней необходимости, было рассмотрено должностным лицом Росприроднадзора с отказом в его удовлетворении, что отражено в обжалуемом постановлении.
Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, является формальным и ответственность по нему наступает с момента пользования недрами без соответствующей лицензии.
Факт обращения ООО «Тверь Водоканал» в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области и в отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу с заявками на получение лицензии на право пользования недрами, не освобождает генерального директора Общества Радченко А.Н. от ответственности при доказанности факта недропользования в отсутствие лицензии.
Кроме того, как следует из содержания письменных пояснений Радченко А.Н. и приложенных к ним писем лицензирующих органов, данные заявки были возвращены в связи с неполнотой представленных документов, что свидетельствует о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по своевременному получению лицензии.
То обстоятельство, что для получения лицензии Обществу необходимо получение санитарно-эпидемиологических заключений, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, отсутствие актуальных проектов зон санитарной охраны объектов водоснабжения, ранее проведенной переоценки запасов водных ресурсов, утвержденный Общества План мероприятий по получению разрешительной документации по недропользованию, не свидетельствуют об отсутствии состава вмененного административного правонарушения, поскольку добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) должна быть оформлена специальным государственным разрешением в виде лицензии. Однако такого разрешения ООО «Тверь Водоканал» не имеет.
Ссылка в жалобе и в письменных пояснениях на обращение Общества в Управление Роспотребнадзора от 20.08.2019, выполненные по заданию Общества расчет обоснованности зон санитарной охраны от 28.11.2019 и заключение о гидрологических условиях участка недр от 29.11.2019, проведение торговой процедуры на разработку проекта организации и сокращения зон санитарной охраны источников водоснабжения, на квалификацию действий генерального директора Общества Радченко А.Н. не влияют, так как на момент выявления правонарушения - 15.07.2019, данныедокументы у Обществаотсутствовали.
Доводы жалобы о применении положении ст. 2.7 КоАП РФ и признания действий должностного лица совершенными в состоянии крайней необходимости, являются несостоятельными.
Так, согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Вместе с тем, заключая концессионное соглашение от 14.02.2019, предполагавшее добычу подземных вод из артезианских скважин, Общество должно и обязано озаботиться оформлением в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на пользование недрами. Эти действия им выполнены не в полном объеме, что повлекло за собой использование недр с нарушением закона.
Доказательств тому, что нарушение требований Закона «О недрах» произошло в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые руководитель Общества не мог предвидеть и предотвратить, в материалах дела не имеется.
Таким образом, непринятие Обществом своевременных мер к надлежащему пользованию артезианскими скважинами, не может рассматриваться как совершенное в состоянии крайней необходимости.
Постановление от 28.01.2020 о привлечении Радченко А.Н. к административной ответственности вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ для должностных лиц, с соблюдением требований ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области Веселовой С.А. № 35-226-2020 от 28 января 2020 г. в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» Радченко А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Радченко А.Н., - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Старицкий районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
1версия для печатиДело № 12-28/2020 (Решение)