ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-28/20 от 18.02.2020 Брянского районного суда (Брянская область)

Дело

УИД: 32 RS0-95

Р Е Ш Е Н И Е

по протесту на постановление по делу

об административном правонарушении

«18» февраля 2020 года город <адрес>

Станке ФИО1, <адрес>

Брянский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Крыжановской Т.В.,

при секретаре судебного заседания Азаренковой Н.Ю.,

с участием

помощника прокурора <адрес>

<адрес> Сафроновой М.А.,

старшего государственного инспектора в

области охраны окружающей среды

<адрес> ФИО2,

лица, в отношении которого возбуждено

производство по делу об административном

правонарушении, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Брянского района Брянской области Шепиды Я.М. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Брянской области ФИО2 от 05.12.2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении врио директора ООО УК «УправДом» ФИО3,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Брянской области от 05.12.2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении врио директора ООО УК «УправДом» ФИО3 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Прокурор Брянского района Брянской области принес протест на данное постановление, в котором ставит вопрос об отмене постановления, ссылаясь на то, что вывод старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Брянской области об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, не соответствует представленным доказательствам; представленные врио директора ООО УК «УправДом» ФИО3 документы также не указывают на отсутствие состава данного административного правонарушения и на организацию сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп ООО УК «Управдом» надлежащим образом.

Помощник прокурора Брянского района Брянской области Сафронова М.А. в судебном заседании поддержала доводы протеста в полном объеме, пояснила, что 14.11.2019 года прокуратурой Брянского района Брянской области совместно с представителем Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства об обращении с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами в деятельности ООО УК «УправДом». В ходе проверки было установлено, что врио директора ФИО3 не организована деятельность по сбору, накоплению отходов производства и потребления осветительных устройств, электрических ламп (ртутьсодержащие лампы). В нарушение требований Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с отходами производства и потребления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года №681, не оборудовано место сбора ртутьсодержащих ламп; лица, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, не прошли профессиональную подготовку. Поскольку ответственным лицом за соблюдение указанных требований является врио директора ФИО3, в отношении последнего было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ. Она просит постановление о прекращении дела за отсутствием состава административного правонарушения отменить, а материалы дела направить на новое рассмотрение в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области.

Старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Брянской области ФИО2 с доводами протеста не согласился, в судебном заседании пояснил, что в ходе рассмотрения постановления прокурора Брянского района Брянской области о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении врио директора ООО УК «УправДом» ФИО3, последний предоставил документы о том, что органом местного самоуправления - Глинищевской сельской администрацией Брянского района Брянской области организовано место сбора и накопления ртутьсодержащих ламп, которое, по словам врио директора ООО УК «УправДом» ФИО3, также было предоставлено и для использования в этих целях собственниками и нанимателями жилых помещений, обслуживаемых управляющей компанией. Данные обстоятельства он посчитал соответствующими требованиям Правил обращения с отходами производства и потребления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года №681, освобождающими ООО УК «УправДом» от организации собственного аналогичного места сбора и накопления ртутьсодержащих ламп. При этом, подтверждающие наличие соглашения между Глинищевксой сельской администрацией и ООО УК «УправДом» документы он не истребовал, доказательства, свидетельствующие о допуске допущенных к данной деятельности лиц ему представлены не были.

Лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, врио директора УК «УправДом» ФИО3 в судебном заседании с протестом не согласился, показал, что по устному соглашению с Глинищевской сельской администрацией местом сбора ртутьсодержащих ламп от собственников и нанимателей жилых помещений, обслуживаемых управляющей компанией «УправДом», было определено помещение, специально приспособленное для этих целей Глинищевской сельской администрацией. В этой связи он не считал необходимым организовывать аналогичное место сбора таких ламп. Ни он, ни водитель ФИО4, который его приказом допущен к самостоятельной работе по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами, специальное обучение не проходили, поскольку имеют соответствующее образование, позволяющее им заниматься такой деятельностью. Кроме того, он считает, что ООО УК «УправДом» сбором и накоплением ртутьсодержащих ламп не занимается. В этой связи, а также в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, он просит постановление о прекращении в отношении него дела за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, оставить без изменения. Также пояснил, что в настоящее время им организовано место сбора ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, следует, что 14.11.2019 года прокуратурой Брянского района Брянской области на основании поручения заместителя прокурора Брянской области и решения прокурора Брянского района Брянской области от 13.11.2019 года совместно с представителем Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области - старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО2 была проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с отходами производства и потребления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года №681 в деятельности ООО УК «УправДом». Согласно представленным материалам проверки, в ходе ее проведения были выявлены нарушения указанного законодательства со стороны врио директора ООО УК «УправДом» ФИО3, выразившиеся в неорганизации надлежащим образов деятельности по сбору, накоплению отходов производства и потребления осветительных устройств, электрических ламп (ртутьсодержащие лампы), в необорудовании места сбора ртутьсодержащих ламп; в непрохождении лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности, профессиональной подготовки. Данные нарушения также зафиксированы в справке старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2, составленной по результатам проверки.

Постановлением прокурора Брянского района Брянской области от 18.11.2019 года возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в отношении врио директора ООО УК «УправДом» ФИО3

Административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления предусмотрена ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом; под обращением с отходами понимается, в том числе деятельность по сбору и накоплению отходов. Требования названного закона в сфере обращения с отходами производства и потребления распространяются как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Согласно ст.11 Федерального закона №89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, помимо прочего, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В силу п.1 ст.19 Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года №681 (в редакции от 01.10.2013 года) утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Согласно п.4, п.5 вышеуказанных Правил, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, которое производится отдельно от других видов отходов. В силу п.8 указанных Правил, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

Согласно п.8(1), п.8(2) Правил, у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме. При этом место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у таких потребителей ртутьсодержащих ламп определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.

П.9 данных Правил предусматривает, что сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

Из материалов дела усматривается, что ООО УК «УправДом» вышеназванные требования законодательства исполнены не были, при этом представленные врио директора ООО УК «УправДом» ФИО3 документы, указанные в постановлении о прекращении производства по данному делу об административном правонарушении, не свидетельствуют об освобождении ООО УК «УправДом» от их соблюдения.

Постановление МУ Глинищевской сельской администрации №212 от 28.12.2017 года «Об организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, находившихся в пользовании Глинищевской сельской администрации и физических лиц» не предусматривает сбор таких ламп от собственников, нанимателей, пользователей помещений в многоквартирных домах. Согласно копиям приказа врио директора ООО УК «УправДом», Инструкции по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами в ООО УК «УправДом», в результате деятельности предприятия образуются ртутьсодержащие отходы (ртутьсодержащие лампы и приборы), в связи с чем определены требования, предъявляемые к работе по обращению с использованными ртутьсодержащими лампами и приборами, к организации места их сбора для временного хранения, предусмотрено заключение соответствующего договора со специализированной организацией, куда они впоследствии должны передаваться.

Согласно сообщению главы Глинищевской сельской администрации, с ООО УК «УправДом» соглашение по вопросу сбора ртутьсодержащих ламп администрацией не заключалось, помещение для складирования отработанных ртутьсодержащих ламп, накапливаемых лицами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «УправДом», не предоставлялось.

Согласно приказу врио директора ООО УК «УправДом» от 10.01.2018 года, ответственным за безопасное обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами ООО УК «УправДом» назначен врио директора ФИО3, его заместителем назначен водитель ФИО4 В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона №89-ФЗ, лица, которые допущены, в том числе к сбору отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности, которые в материалах дела отсутствуют.

Согласно ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а в постановлении по делу должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Согласно требованиям ст.29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно содержать мотивированное решение по делу.

В постановлении старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Брянской области о прекращении производства по настоящему делу за отсутствием состава административного правонарушения оценка данным обстоятельствам не дана; объективно и полно все доказательства проанализированы и оценены не были; вывод об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, не мотивирован.

С учетом изложенного, невыполнение старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Брянской области указанных положений КоАП РФ является существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В этой связи постановление о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, подлежит отмене.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу составляет один год и в настоящее время не истек, дело на основании п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Протест прокурора Брянского района Брянской области Шепиды Я.М. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Брянской области от 05.12.2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Брянской области ФИО2 от 05.12.2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении врио директора ООО УК «УправДом» ФИО3, отменить.

Настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, направить на новое рассмотрение в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии.

Председательствующий судья Т.В. Крыжановская