ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-28/20 от 18.08.2020 Верхнекамского районного суда (Кировская область)

Дело № 12-28/2020

43RS0011-01-2020-000594-21

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кирс 18 августа 2020 года

Судья Верхнекамского районного суда Кировской области Ворончихина О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда Кировской области г.Кирс дело об административном правонарушении по жалобе ООО «Кирсинская управляющая компания» на постановление старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды Акимовой Т.Ю. о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ООО «Кирсинская управляющая компания» по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды Акимовой Т.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, ООО «Кирсинская управляющая компания» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Кирсинская управляющая компания» обратилось в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, указывая, что ООО «Кирсинская управляющая компания» является ресурсоснабжающей организацией для <данные изъяты> городского поселения, предоставляющей собственникам жилых и нежилых помещений коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению. Объекты водоснабжения и водоотведения общество использует на основании концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории <данные изъяты> городского поселения, находящихся в собственности муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ при участии заместителя заведующего отделом ЖКХ по жизнеобеспечению администрации <данные изъяты> района, заместителя директора ООО «Кирсинская управляющая компания» и инженера по ОТ и ООС составлен акт осмотра зданий и сооружений, переданных по соглашению. Комиссией сделаны следующие выводы: что из-за опасности обрушения кровли здания биофильтров БОС признать аварийным и непригодным к эксплуатации; из-за опасности обрушения кирпичной кладки стен признать здание фильтровальной станции аварийным и не пригодным к эксплуатации; из-за опасности обрушения кирпичной кладки стен признать здание перекачки аварийным и непригодным к эксплуатации; запретить нахождение обслуживающего персонала в здании биофильтров, станции перекачки, фильтровальной станции. Вся система водоочистки сточных вод, находящаяся в <данные изъяты> городском поселении, признана аварийной и непригодной к эксплуатации. ООО «Кирсинская управляющая компания», являясь водопользователем, осуществляет сброс сточных вод в водный объект <данные изъяты> на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Министерством охраны окружающей среды Кировской области ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия решения до ДД.ММ.ГГГГ. В п.10 решения указаны параметры максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах. Сточная вода на выпуске в водный объект не должна оказывать острого токсического действия на тест-объекты. Общество получило по концессионному соглашению в пользование очистные сооружения, которые непригодны к эксплуатации, и соответственно не может производить необходимую очистку и обезвреживание сточных вод. По концессионному соглашению ООО «Кирсинская управляющая компания» обязано за свой счет произвести модернизацию объектов предоставленных в пользование, срок ввода мощностей в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме реконструкции и ремонта здания БОС, канализационно-насосных станций, отстойников и песколовок необходимо модернизировать и заменить существующие сети водоотведения. Указанные работы проводятся силами и финансовыми средствами общества. Назначенный штраф в размере 150 000руб. лишает ООО «Кирсинская управляющая компания» финансирования ремонта определенного объекта очистных сооружений. Получив в пользование по концессионному соглашению объекты по очистке сточных вод в состоянии непригодном для использования и для прекращения сброса не полностью очищенных вод в водный объект, ООО «Кирсинская управляющая компания» должна была на продолжительный срок прекратить водоснабжение и водоотведение населения <данные изъяты> городского поселения. Обязанность ресурсоснабжающей организации, к которой относится заявитель жалобы, по бесперебойному снабжению населения питьевой водой регламентирована нормативными правовыми актами. В связи с этим считают, что ООО «Кирсинская управляющая компания» не подлежит привлечению к административной ответственности за сброс в период ДД.ММ.ГГГГг. в реку <данные изъяты> не полностью очищенных сточных вод, содержащих загрязняющие вещества.

Министерство охраны окружающей среды Кировской области в отзыве просят в удовлетворении жалобы отказать, постановление старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды Акимовой Т.Ю. о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения. Указывают, что ООО «Кирсинская управляющая компания» является водопользователем, осуществляет сброс сточных вод в водный объект (река <данные изъяты> по выпуску ) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного министерством охраны окружающей среды Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ. При отборе проб сточной воды в ДД.ММ.ГГГГ количественный химический анализ показал, что концентрация загрязняющих веществ в пробах «БОС ООО «Кирсинская управляющая компания» выпуск (выход) – перед сбросом в реку <данные изъяты>» превышает допустимые нормы. Действия ООО «Кирсинская управляющая компания» по сбросу сточных вод с превышением показателей максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах в водный объект – реку <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ. свидетельствует о нарушении пп.10 п.2.3 ч.2 Решения; ч.4 ст.35, ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ и могут привести к загрязнению, засорению или истощению данного водного объекта, а в дальнейшем к угрозе жизни и здоровью населения.

Представитель ООО «Кирсинская управляющая компания» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу ст.9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса.

Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, в том числе для сброса сточных вод (ст.11 Водного кодекса РФ).

Как следует из ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных поименованным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Требованиями ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ установлен запрет сброса в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Из предписаний части 6 статьи 60 названного Кодекса следует, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Кирсинская управляющая компания» предоставлен в пользование водный объект – река <данные изъяты> (правый приток реки <данные изъяты> на <данные изъяты> от устья, бассейн реки <данные изъяты>) в целях сброса сточных вод в водный объект, срок водопользования по ДД.ММ.ГГГГ, обществу установлены нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ.

Из материалов дела усматривается, что основанием для привлечения ООО «Кирсинская управляющая компания» к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в протоколах исследований сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, отчете о выполнении условий водопользования водным объектом река <данные изъяты> (выпуск ) по разрешительному документу от ДД.ММ.ГГГГ, выводы о том, что общество, эксплуатируя указанный водный объект, в ДД.ММ.ГГГГ допустило в него сброс сточных вод с превышением установленных нормативов по загрязняющим веществам (ХПК в 1,38 раза, БПК полн. в 2,22 раза, аммоний –ион в 56,8 раза, нитрат –анион в 18,75раза, фосфаты (по Р) в 6,35раза, железо в 2,4 раза, нефтепродукты в 5 раз).

Изложенные обстоятельства по факту сброса Обществом в результате своей деятельности сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ нашли свое подтверждение в материалах дела и представителем привлекаемого лица по сути не оспаривались.

Факт совершения юридическим лицом ООО «Кирсинская управляющая компания» правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ; докладной запиской начальника отдела водных ресурсов с перечнем водопользователей, осуществляющих сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций, в котором указано ООО «Кирсинская управляющая компания»; информацией о качестве сточных вод водопользователей за ДД.ММ.ГГГГ. по результатам отчетов, представляемых в рамках приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ; отчетами о выполнении плана водоохранных мероприятий по разрешительному документу (водопользователь ООО «Кирсинская управляющая компания»); протоколами исследований сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; решением о предоставлении ООО «Кирсинская управляющая компания» водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, а также другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Вина юридического лица ООО «Кирсинская управляющая компания» в данном случае заключается в допущении нарушений требований к охране водного объекта, которое может повлечь его загрязнение, засорение и (или) истощение.

Таким образом, описанный старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды Министерства охраны окружающей среды Кировской области Акимовой Т.Ю. в постановлении по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Кирсинская управляющая компания» состав административного правонарушения, полностью подтвердился в данном судебном заседании.

В связи с чем, действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

ООО «Кирсинская управляющая компания» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако обществом не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.

В указанных обстоятельствах общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

Санкция ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Доводы заявителя жалобы о том, что ООО «Кирсинская управляющая компания» не подлежит привлечению к административной ответственности за сброс в водный объект не полностью очищенных сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, поскольку переданная по концессионному соглашению данному обществу система водоочистки сточных вод признана аварийной и непригодной к эксплуатации, назначение административного штрафа лишает ООО «Кирсинская управляющая компания» финансирования ремонта определенного объекта очистных сооружений, отмену оспариваемого постановления не влекут.

Вопреки данным доводам, общество, осуществляющее эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения и использование водного объекта <данные изъяты> для сброса сточных вод в качестве своей основной предпринимательской деятельности, обязано предвидеть и осуществлять мероприятия по охране водного объекта, что сделано не было, сброс сточных (дренажных) вод с превышением установленных нормативов по загрязняющим веществам не был ограничен.

В этой связи, у юридического лица имелась возможность для соблюдения требований к охране водного объекта, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах ООО «Кирсинская управляющая компания» обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

Из содержания жалобы следует, что представителем ООО «Кирсинская управляющая компания» не оспаривается факт нарушения, изложенного в постановлении по делу об административном правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, а фактически оспаривается размер назначенного штрафа.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая представленные ООО «Кирсинская управляющая компания» к жалобе сведения о финансовом положении юридического лица, а также о состоянии системы водоочистки сточных вод Кирсинского городского поселения, суд считает возможным снизить наказание, назначив его в размере половины административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ

На основании изложенного, руководствуясь частями 3.2, 3.3 ст.4.1, п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды Акимовой Т.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ООО «Кирсинская управляющая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ изменить, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кировской областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Верхнекамский районный суд Кировской области.

Судья О.В. Ворончихина