ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-28/20 от 26.08.2020 Нолинского районного суда (Кировская область)

Дело 12-28/2020

РЕШЕНИЕ

26 августа 2020 года г.Нолинск, Кировской области

Судья Нолинского районного суда Кировской области Лаптева И.Ю.,

с участием законного представителя ООО «Родник» - защитника адвоката Гальвас М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Родник» ФИО2 на постановление <№> старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО1 от 23 июня 2020 года о назначении административного наказания, которым ООО «Родник», юридический адрес: 610037, Кировская область, г. Киров, ул. <адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 434501001, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением <№> старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды от 23.06.2020г. о назначении административного наказания ООО «Родник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде 150 000 руб.

Согласно постановлению, ООО «Родник», на основании Решения от 06.12.2018 являющийся водопользователем, осуществляет обработку и сброс сточных вод в реку Воя - левый приток реки Вятка на 300 км от устья, бассейн реки Волга, Кировская область, Нолинский район, г. Нолинск. Река Воя является водным объектом рыбохозяйственного значения. В Решении о предоставлении водного объекта в пользование от 06.12.2018 № 43-10.01.03.004-Р-РСВХ-С-2018-02075/00 (далее - Решение) указаны цели, виды, условия использования водного объекта, а так же сведения о водном объекте, водопользователях, способах и целях водопользования, в том числе условия (обязанности водопользователя), несоблюдение которых нарушает правила водопользования. Подпунктом 12 пункта 2.3 Решения установлена предельно-допустимая концентрация веществ в воде реки Воя в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект (определяется в контрольном створе). При величине показателей качества воды в фоновом створе, превышающего ПДК, величина данного показателя в контрольном створе не должна превышать значений, наблюдаемых в фоновом створе.

На основании информации, предоставленной отделом водных ресурсов министерства охраны окружающей среды Кировской области (докладная записка от 19.02.2020), информации, предоставленной Отделом водных ресурсов по Кировской области Камского бассейнового водного управления от 23.01.2020 № ДД-01/44, а так же отчета о выполнении условий использования водного объекта и отчета о выполнении плана водоохранных мероприятий, с приложением протоколов исследования качества сточной и поверхностной воды, установлено, что ООО «Родник» в течение 4 квартала 2019 г. осуществляло сброс сточных вод в реку Воя по правому берегу на 34,8 км от устья в черте населенного пункта г. Нолинск Нолинского района Кировской области с превышением предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДК р/хоз.) (утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552) по следующим показателям (подтверждено протоколом № 2752/г -2753/г от 18.10.2019, дата отбора проб 09.10.2019): БПКза 5 суток в 9,86 раза (20,7 мг О/дм3 при норме 2,1 мг О/дм3), окисляемости бихроматной (ХПК) в 2,5 раза (75,0 мг О/дм3 при норме 30 мг О/дм3), иону аммония в 9,34 раза (4,67 мг/дм3 при норме 0,5 мг/дм3), фосфору фосфатов в 1,5 раза (0,3 мг/дм3 при норме 0,2 мг/дм3), нефтепродукты в 2,64 раза (0,132 мг/дм3 при норме 0,05 мг/дм3).

Так же, при отборе проб поверхностной воды 09.10.2019 количественный химический анализ показал, что концентрация загрязняющих веществ в контрольном створе превысила кратность превышения предельно-допустимой концентрации в фоновом створе по следующим показателям: БПКза 5 суток с 1,16 до 1,3, окисляемости бихроматной (ХПК) с 2,58 до 2,63, иону аммония с 0,25 до 1,0, фосфору фосфатов с 0,08 до 1,5, нефтепродукты с 0,8 до 1,36 (подтверждается данными протоколов № 2755/г, № 2756 от 18.10.2019), что привело к увеличению индекса загрязнения воды реки Воя с 0,5 до 1,0, при этом класс качества воды не изменился и равен 2.

Таким образом, сточные воды Общества оказывали негативное воздействие на водный объект в 4 квартале 2019 года, что является нарушением пп. 12 п. 2.3 ч. 2 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 06.12.2018, ч. 4 ст. 35, ч. 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ.

Генеральный директор ООО «Родник» ФИО2 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. В обоснование жалобы указал, что при назначении наказания Обществу не учитывалось, что класс качества воды не изменился и равен 2, выявленные нарушения на момент принятия данного решения устранены (протоколы №№ 757/г, 758/г от 01.04.2020), отсутствуют негативные последствия, а также то, что размер штрафа порождает серьезные последствия для юридического лица. Ссылаясь на ч.3.1, ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в постановлении от 25.02.2014 № 4-П, привлечение Общества к административной ответственности впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств, просит изменить постановление № 53-68 от 23.06.2020 и снизить размер административного штрафа до 50000 руб.

В отзыве на жалобу главного государственного инспектора управления государственного экологического надзора министерства охраны окружающей среды Кировской области, приведены те же обстоятельства, что изложены в постановлении о назначении административного наказания, нормы Водного кодекса РФ, статья 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Инспектор указывает, что сточные воды ООО «Родник» оказывали негативное воздействие на водный объект в 4 квартале 2019 года, что привело к угрозе загрязнения водного объекта, и как следствие, к угрозе жизни и здоровью населения. Полагает, оснований для прекращения административного производства по основаниям ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Считает, ссылка заявителя на то, что нарушения были устранены и это подтверждается протоколом № 758/г от 01.04.2020 не соответствует действительности, т.к. при сравнении указанного протокола с протоколом № 758/г от 01.04.2020 прослеживается ухудшение качества поверхностной воды в р. Воя (кратность превышения предельно-допустимой концентрации) по следующим показателям: БПКза 5 суток с 1,05 до 1,3, окисляемости бихроматной (ХПК) с 1,18 до 1,33, иону аммония с 0,82 до 1,08, фосфору фосфатов с 0,36 до 0,365 (дата отбора проб 20.03.2020). Вместе с тем заявитель не предоставил данных о качестве сбрасываемых сточных вод в данный период (20.03.2020). ООО «Родник» при осуществлении эксплуатации очистных сооружений, используя реку Воя, обязано соблюдать установленные в соответствии с законодательством нормативы воздействия на водные объекты, в том числе путем применения технических средств и технологий обезвреживания сточных вод. Обращает внимание, что Общество осуществляет услуги по водоотведению на основании утвержденных Региональной службой по тарифам Кировской области тарифам, при этом у предприятия имеется возможность заложить затраты на проведение дополнительных мероприятий, улучшающих качество сбрасываемых сточных вод. Считает, состав административного правонарушения, вина ООО «Родник», в совершении вмененного правонарушения являются установленными и доказанными, вид и размер назначенного ООО «Родник» наказания является справедливым. Ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни в рамках рассмотрения административного дела Обществом не были представлены доказательства, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, следовательно, у должностного лица отсутствовала возможность применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. Просит постановление о назначении административного наказания от 23.06.2020 № 53-68 оставить без изменения, жалобу Общества – без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении дела без участия представителя министерства.

Судья, руководствуясь п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежаще извещенного представителя органа административной юрисдикции.

Законный представитель юридического лица Гальвас М.И. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, пояснила, что Общество согласно с выявленными нарушениями. Просила учесть протокол биотестирования № 160/б от 27.03.2020, согласно которого в настоящее время сточная вода без разведения не оказывает острого токсического действия. Настаивает на изменении постановления о назначении административного наказания в части снижения размера административного штрафа с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку у Общества затруднительное финансовое положение, что подтверждается представлением прокурора Нолинского района Кировской области от 30.07.2020 о погашении Обществом задолженности за коммунальные услуг в размере 1447769,48 руб., справкой генерального директора ООО «Родник» о том, что на 01.08.2020 юридическое лицо имеет дебиторскую задолженность за услуги по водоснабжению и водоотведению на сумму 3943,4 тыс.руб., кроме этого Общество впервые привлекается к административной ответственности, отягчающих обстоятельств по делу не имеется. Также просит рассмотреть вопрос о применении ст. 4.1.1 КоАП РФ и замене ООО «Родник» административного штрафа на предупреждение в связи с тем, что Общество относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства - является малым предприятием.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административная ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

В силу ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

На основании ч. 6 ст. 56 этого кодекса, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Как видно из материалов дела, ООО «Родник», являющийся на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 06.12.2018 № 43-10.01.03.004-Р-РСВХ-С-2018-02075/00 водопользователем, проводит мониторинг качества сточных вод с периодичностью 1 раз в квартал с привлечением специализированной инспекции аналитического контроля КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования». На основании информации, предоставленной отделом водных ресурсов министерства охраны окружающей среды Кировской области (докладная записка от 19.02.2020), информации, предоставленной Отделом водных ресурсов по Кировской области Камского бассейнового водного управления от 23.01.2020 № ДД-01/44, а так же отчета о выполнении условий использования водного объекта и отчета о выполнении плана водоохранных мероприятий по разрешительному документу от 06.12.2018, предоставленных обществом письмом от 10.01.2020 № 2, с приложением протоколов исследования качества сточной и поверхностной воды, установлено, что ООО «Родник» в течение 4 квартала 2019 г. осуществляло сброс сточных вод в реку Воя по правому берегу на 34,8 км от устья в черте населенного пункта г. Нолинск Нолинского района Кировской области с превышением максимального содержания загрязняющих веществ, допустимого к сбросу, с превышением предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДК р/хоз.) (утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552) по следующим показателям (подтверждено протоколом № 2752/г -2753/г от 18.10.2019, дата отбора проб 09.10.2019): БПКза 5 суток в 9,86 раза (20,7 мг О/дм3 при норме 2,1 мг О/дм3), окисляемости бихроматной (ХПК) в 2,5 раза (75,0 мг О/дм3 при норме 30 мг О/дм3), иону аммония в 9,34 раза (4,67 мг/дм3 при норме 0,5 мг/дм3), фосфору фосфатов в 1,5 раза (0,3 мг/дм3 при норме 0,2 мг/дм3), нефтепродукты в 2,64 раза (0,132 мг/дм3 при норме 0,05 мг/дм3).

Так же, при отборе проб поверхностной воды 09.10.2019 количественный химический анализ показал, что концентрация загрязняющих веществ в контрольном створе превысила кратность превышения предельно-допустимой концентрации в фоновом створе по следующим показателям: БПКза 5 суток с 1,16 до 1,3, окисляемости бихроматной (ХПК) с 2,58 до 2,63, иону аммония с 0,25 до 1,0, фосфору фосфатов с 0,08 до 1,5, нефтепродукты с 0,8 до 1,36 (подтверждается данными протоколов № 2755/г, № 2756 от 18.10.2019), что привело к увеличению индекса загрязнения воды реки Воя с 0,5 до 1,0, при этом класс качества воды не изменился и равен 2.

Таким образом, установлено, что сточные воды Общества оказывали негативное воздействие на водный объект в 4 квартале 2019 года (подтверждается данными протоколов № 2755/г, № 2756 от 18.10.2019), и привело к угрозе загрязнения водного объекта.

Приведенные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «Родник» постановлением должностного лица органа административной юрисдикции от 23.06.2020 к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Родник» административного правонарушения подтверждается слеующими доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении от 11.06.2020г. № 59-68; уведомлениями от 19.05.2020, 11.06.2020; докладной запиской начальника отдела водных ресурсов министерства охраны окружающей среды Кировской области от 19.02.2020; информацией Отдела водных ресурсов по Кировской области Камского бассейнового водного управления от 23.01.2020 № ДД-01/44; сопроводительным письмом ООО «Родник» о предоставлении отчетов, протоколов; копией Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 06.12.2018 № 43-10.01.03.004-Р-РСВХ-С-2018-02075/00; выпиской из ЕГРЮЛ на 06.04.2020; выпиской из ЕРСМСП на 23.06.2020.

Все исследованные органом административной юрисдикции доказательства оценены в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, и в своей совокупности являются достаточными для вывода о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и виновности в его совершении юридического лица – ООО «Родник».

Юридическая оценка действиям Общества дана правильная.

Приобщенный в судебном заседании протокол биотестирования подтверждает проведение испытаний 20.03.2020г. и не может быть принят во внимание судом, так как временем совершения правонарушения является дата 09.10.2019.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, ООО «Родник» не представлено.

Доказательств принятия достаточных мер юридическим лицом, направленных на соблюдение правил охраны водных объектов к моменту выявления нарушений в деле не имеется.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч.4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностным лицом органа административной юрисдикции при назначении наказания ООО «Родник» рассматривался вопрос о применении положений ст. 4.1.1. КоАП РФ, в связи с тем, что деяние юридического лица привело к возникновению угрозы причинения вреда окружающей среде (ч.2 ст. 3.4), таких оснований не установлено. Суд соглашается в данной части с выводом должностного лица и не находит оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Вместе с тем, согласно пп. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Суд принимает во внимание характер выявленных нарушений, учитывает финансовое положение юридического лица, а так же что ООО «Родник» впервые привлекается к административной ответственности, признало вину. Данные обстоятельства суд признает исключительными и полагает возможным снизить размер назначенного юридическому лицу административного штрафа в сумме 150000 рублей до 75000 рублей. Доводы жалобы ФИО2 о снижении размера штрафа до 50000 рублей основаны на неправильном понимании закона.

Оснований освобождения юридического лица от административной ответственности, в том числе путем применения ст.2.9 КоАП РФ, не усматривается.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления № 53-68 от 23.06.2020г., при рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении в отношении ООО «Родник» не установлено.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об изменении постановления от 23.06.2020г. путем снижения назначенного административного наказания, в остальной части постановление должностного лица административного органа подлежит оставлению без изменения

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1. ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Родник» ФИО2 удовлетворить частично.

Постановление № 53-68 старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО1 от 10 февраля 2020г. о назначении административного наказания, которым Общество с ограниченной ответственностью «Родник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, изменить, на основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ снизить размер административного наказания до 75 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Нолинский районный суд Кировской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.Ю.Лаптева