ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-28/2016 от 19.01.2017 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Комаров О.Н. Дело № 12-28/2016

№ 7-7/2017

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

19 января 2017 года г. Магадан

Судья Магаданского областного суда Адаркин И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда, жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, начальника Магаданской таможни К. на решение судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 30 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Калинина А.А.

с участием:

защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, адвоката Сергиенко Л.П.,

представителей Магаданской таможни Товкая М.И., Селезня П.В.,

при секретаре Алексеенко Н.Н.

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника Магаданской таможни К. от 29 августа 2016 года по делу об административном правонарушении №... Калинин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Решением судьи Хасынского районного суда, вынесенным по жалобе Калинина А.А., указанное постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения по статье 16.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной должностным лицом, вынесшим постановление, ставится вопрос об отмене решения судьи ввиду его незаконности и необоснованности , оставлении постановления Магаданской таможни без изменения, жалобы Калинина А.А. - без удовлетворения.

В обоснование доводов жалобы, со ссылкой на положения части 4 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», пункт 29 статьи 6.1, пункт 4 статьи 6.5. Федерального закона от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» указано, чтона лицо, перемещающее товары и транспортные средства через зону таможенного контроля возложена обязанность по получению разрешения таможенного органа.

Считает, что получение такого разрешения является безусловной обязанностью лиц, осуществляющих перемещение товаров, транспортных средств и не ставится в зависимость от принятия либо непринятия должностными лицами таможенного органа мер по остановке транспортных средств в зоне таможенного контроля.

Полагает ошибочным вывод судьи о том, что перемещение через зону таможенного контроля автомобиля российского производства исключает обязанность получения лицом, его перемещающим, соответствующего разрешения.

Оспаривая вывод судьи о том, что административным органом достоверно не установлено лицо, которое управляло транспортным средством, указывает, что Калинин А.А. является собственником транспортного средства, каких либо заявлений, объяснений или ходатайств относительно управления транспортным средством иным лицом не поступало.

В возражениях на жалобу Калинин А.А. полагает постановленное судьей решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу должностного лица административного органа без удовлетворения.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, полагал вынесенное судьей решение законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению.

Представители административного органа доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.

Выслушав защитника, представителей административного органа, проверив материалы дела в полном объеме и оценив доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующему.

Статьей 16.5 КоАП РФ предусмотрено, что перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ (ред. от 6 декабря 2011 года) «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (далее - Закон об ОЭЗ) особая экономическая зона - территория, которая расположена в административных границах города Магадана и на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности и применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

На территории Особой экономической зоны применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяется Соглашением о СЭЗ (часть 3 статьи 6.1 Закон об ОЭЗ).

Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны не распространяется на товары Таможенного союза, находящиеся на территории Особой экономической зоны или ввозимые на территорию Особой экономической зоны (часть 4 статьи 6.1 Закон об ОЭЗ), аналогичное положение установлено в пункте 5 части 5 статьи 9 «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 08.05.2015).

В силу положений части 4 статьи 6.5 Закон об ОЭЗ при вывозе физическими лицами с территории Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Таможенного союза товаров для личного пользования и транспортных средств для личного пользования, являющихся товарами Таможенного союза, таможенным органом, расположенным на территории Особой экономической зоны, проводится идентификация таких товаров и транспортных средств в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Для проведения идентификации товаров и транспортных средств в таможенный орган представляются документы, подтверждающие статус таких товаров и транспортных средств как товаров Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 26 статьи 6.1 Закона об ОЭЗ территория Особой экономической зоны должна быть обустроена в целях проведения таможенного контроля.

Ввоз товаров и транспортных средств на территорию Особой экономической зоны и вывоз товаров и транспортных средств с территории Особой экономической зоны должны осуществляться через контрольно-пропускные пункты, на территориях которых обеспечиваются условия для осуществления таможенного контроля таких товаров и транспортных средств. Территория контрольно-пропускного пункта является зоной таможенного контроля.

Строительство и функционирование (эксплуатация) контрольно-пропускных пунктов осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Места нахождения контрольно-пропускных пунктов и требования к их обустройству и оборудованию определяются Правительством Российской Федерации. Обеспечение обустройства и оборудования контрольно-пропускных пунктов осуществляется администрацией Особой экономической зоны.

Как следует из пункта 1 Перечня мест нахождения контрольно-пропускных пунктов, через которые осуществляется ввоз товаров и транспортных средств на территорию ОЭЗ и вывоз товаров и транспортных средств с этой территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 № 1021, такой контрольно-пропускной пункт расположен на 85-м км Федеральной автомобильной дороги Магадан - Якутск («Колыма»).

В соответствии с частью 4 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы вправе останавливать автомобильные транспортные средства, в том числе не осуществляющие международные перевозки товаров, если на указанных автомобильных транспортных средствах перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, в целях проверки соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле путем проверки товаров и документов на них. Самостоятельно таможенные органы могут останавливать указанные автомобильные транспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации. В иных местах остановка таких автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами. Лицо, управляющее автомобильным транспортным средством, обязано предъявить товары, документы на них и указанное транспортное средство уполномоченному должностному лицу таможенного органа для проведения таможенного контроля.

Как следует из материалов дела, ввоз товаров и транспортных средств на территорию ОЭЗ в Магаданской области и вывоз товаров и транспортных средств с этой территории осуществляется через контрольно-пропускной пункт, расположенный на 85-м км федеральной автомобильной дороги Магадан - Якутск («Колыма»).

Перед въездом на территорию контрольно-пропускного пункта установлен дорожный знак 3.17.1 «Таможня».

Калинину А.А. вменяется совершение правонарушения по статье 16.5 КоАП РФ в связи с тем, что он 24 мая 2016 года в 10 часов 11 минут в Хасынском районе Магаданской области в нарушение требований части 4 статьи 163 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при выезде с территории ОЭЗ в Магаданской области, двигаясь на автомобиле УАЗ-390945 государственный регистрационный знак №..., проследовал без остановки через территорию контрольно-пропускного пункта, расположенного на 85-м км Федеральной автомобильной дороги Магадан - Якутск («Колыма»), не остановился по требованию инспектора таможенного поста, в связи с чем переместил через границу зоны таможенного контроля и в ее пределах автомобиль УАЗ-390945 государственный регистрационный знак №..., без обязательного разрешения таможенного органа.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Вынося решение о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения по статье 16.5 КоАП РФ судья районного суда, ссылаясь на положения статьи 21 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указал, что сотрудники таможенных органов не обладают полномочиями по самостоятельной остановке транспортных средств в зонах таможенного контроля, созданных не вдоль Государственной границы Российской Федерации, на территории контрольно-пропускного пункта расположенного на 85-м км Федеральной автомобильной дороги Магадан - Якутск («Колыма») шлагбаумы либо иные заградительные конструкции на посту отсутствуют.

Поскольку автомобиль российского производства УАЗ с государственным регистрационным знаком №..., эксплуатация которого разрешена на всей территории Таможенного союза, при том в автомобиле отсутствовал - товар, который должен быть помещен под таможенную процедуру, то он нe является предметом таможенного регулирования и не имеется оснований для дополнительного обращения лица за выдачей разрешения на перемещение автомобиля за пределы границ ОЭЗ в Магаданской области.

Однако при рассмотрении дела по жалобе судьей не учтено, что в силу положений части 4 статьи 6.5, пункта 26 статьи 6.1 Закон об ОЭЗ при вывозе с территории ОЭЗ транспортных средств, являющихся товарами Таможенного союза они подлежат идентификации и контролю соответствующим таможенным органом.

При установленных по делу обстоятельствах, ввиду того, что автомобиль УАЗ-390945 государственный регистрационный знак №..., вопреки требованиям дорожного знака 3.17.1 «Таможня», в соответствии с которым запрещается проезд без остановки у таможни (контрольного пункта), проследовал через зону таможенного контроля без остановки на границе ее въезда, проведение идентификации транспортного средства и контроля таможенным органом было невозможно и разрешение на перемещение транспортного средства через зону таможенного контроля не могло быть дано.

Вывод судьи о недоказанности управления Калининым А.А. автомобилем УАЗ-390945 государственный регистрационный знак №..., при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу, не может служить основанием для прекращения производства по делу по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление административного органа.

Таким образом, вывод судьи Хасынского районного суда о том, что транспортное средство автомобиль УАЗ с государственным регистрационным знаком №...не является предметом таможенного регулирования, а также о неустановлении лица, переместившего данное транспортное средство через зону таможенного контроля и, соответственно, об отсутствии состава административного правонарушения по статье 16.5 КоАП РФ, сделан на основании неполно установленных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таком положении постановление судьи Хасынского районного суда от 30 ноября 2016 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Хасынский районный суд Магаданской области.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

решение судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 30 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Калинина А.А. , отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении Калинина А.А. по статье 16.5 КоАП РФ возвратить на новое рассмотрение.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.

Судья И.А. Адаркин