Дело № 12-29/2016
РЕШЕНИЕ
Судья Тоджинского районного суда Республики Тыва Бурунгуле Р. У.,
при секретаре судебного заседания Тобурак Л. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва на постановление мирового судьи судебного участка Тоджинского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка Тоджинского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Администрация Тоджинского кожууна Республики Тыва (далее по тексту – Администрация) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, просив отменить его и прекратить производство по делу, в жалобе Администрация указала, что мировым судьёй не учтён факт устранения нарушений в сроки, указанные в предписании Роскомнадзора, проводившего проверку в отношении Администрации, отсутствие в её действиях умысла на совершение административного правонарушения, истечения двух месяцев со дня совершения правонарушения к моменту вынесения постановления мировым судьёй.
В судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, законный представитель юридического лица, прокурор не явились, причины неявки суду не сообщили, ходатайств не заявили, в связи с чем суд признал их неявку не имеющей уважительных причин и рассмотрел жалобу без их участия на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Статьёй 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно п. п. 1-3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - ФЗ № 152), персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152 обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из ч. 5 ст. 5 ФЗ № 152 следует, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Согласно п. 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договора аренды земельного участка в границах застроенной территории» (далее - Административный регламент) для получения муниципальной услуги заявитель предоставляет заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов, в котором указываются фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (гражданина).
Пунктом 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 (далее – Положение) при хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.
Как видно из материалов дела, Администрация, будучи оператором, осуществляющим обработку персональных данных, допустила нарушение законодательства о персональных данных, а именно, требований, установленных ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152, п. 2.6.1 Административного регламента, п. 15 Положения, что подтверждается актом плановой выездной проверки Территориальным отделом в г. Кызыле Енисейского управления Роскомнадзора (далее – Территориальный отдел), согласно которому, нарушения выразились в несоблюдении Администрацией условий, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, а именно: административные материалы ответственного секретаря КДН и ЗП, содержащие персональные данные (копии паспортов, копии свидетельств о рождении, акты обследования жилищно-бытовых условий, административные протоколы) хранятся на полке не запираемого шкафа, при этом в кабинете работают другие специалисты, не имеющие права доступа к указанным материалам, в формах заявлений граждан на получение земельного участка сельскохозяйственного назначения и заявлений граждан на получение земельных участков для строительства указываются сведения об ИНН, а также прилагаются копии страниц паспорта и копии ИНН.
Совершение Администрацией административного правонарушения доказывается: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; информационной справкой Территориального отдела от ДД.ММ.ГГГГ, должностным регламентом ответственного секретаря КДН и ЗП, Постановлением Администрации об утверждении Административного регламента от ДД.ММ.ГГГГ, Административным регламентом, письмом Территориального отдела о принятии мер прокурорского реагирования, требованием прокурора от ДД.ММ.ГГГГ; приказом Территориального отдела о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением Администрации о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием об устранении выявленного нарушения.
При рассмотрении дела мировым судьёй учтен факт устранения администрацией нарушения требований п. 2.6.1 Административного регламента в ходе проверки, а также устранение нарушений п. 15 Положения до рассмотрения дела судом в качестве смягчающего обстоятельства, однако, эти факты не свидетельствуют об отсутствии вины и не являются основанием для освобождения от административной ответственности.
При вынесении судебного постановления мировым судьёй были изучены и оценены все представленные доказательства и доводы юридического лица.
Допустимость и достоверность принятых мировым судьёй во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода о виновности Администрации в совершении административного правонарушения, и эти доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что нарушения устранены, не влечет прекращения производства по делу, так как на момент проверки имело место нарушение Администрацией порядка сбора, хранения и использования персональных данных.
Доводы жалобы об отсутствии у Администрации умысла также являются несостоятельными, поскольку Администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых привлекается к административной ответственности, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, что подтверждается и тем, что нарушения частично устранялись при проверке и после проверки.
Довод жалобы об отсутствии причинения вреда какому-либо лицу также является несостоятельным, так как состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ не является материальным, то есть причинения вреда (последствий) для квалификации действий по этой статье не требуется.
Довод жалобы о том, что постановление по делу не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения не соответствует положениям ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, к моменту рассмотрения дела мировым судьёй срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.
Таким образом, оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.
Дело рассмотрено мировым судьей в соответствии с требованиям КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта, не выявлено. Выводы мирового судьи соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам законодательства об административных правонарушениях, и при таких обстоятельствах постановление мирового судьи является законным и обоснованным, а жалоба несостоятельной.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что по смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Поскольку оснований для отмены постановления мирового судьи нет, производство по делу прекращению за истечением сроков давности на момент пересмотра постановления не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка Тоджинского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва - без удовлетворения.
Судья Р. У. Бурунгуле