ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-28/2017 от 24.03.2017 Ивановского районного суда (Ивановская область)

Дело № 12-28/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Ивановского районного суда Ивановской области Зябликов А.Ю. с участием:

защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ООО «Ивановская полимерная компания» Рассказчиковой Ю.Н., ФИО2,

старшего помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Кормашова Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Ивановская полимерная компания» на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по Ивановской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ивановская полимерная компания» (далее - ООО «ИПК», организация, общество) привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «ИПК» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения. Доводы жалобы обоснованы тем, что общество предприняло все необходимые и достаточные меры для соблюдения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно обратилось в специализированную организацию ООО «Кедр», которой в соответствии с СанПин был разработан проект обоснования размера санитарно-защитной зоны ООО «ИПК». Данный проект прошел экспертизу в ФБУЗ «Центр эпидемиологии и гигиены в Ярославской области», после чего управлением Роспотребнадзора по Ивановской области на него выдано положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. В рамках проведения прокурорской проверки была произведена экспертиза проекта. В экспертном заключении ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет» не указано кем и на каком основании проводились исследования, отсутствуют выводы. К проведению экспертизы был привлечен эксперт, не уполномоченный и не аккредитованный в соответствии с действующим законодательством. Более того, для предприятий 4 класса опасности, к числу которых отнесено ООО «ИПК», не предусмотрена обязательная разработка проекта размера санитарно-защитной зоны. В ходе привлечения ООО «ИПК» к административной ответственности был нарушен принцип законности, предусмотренный ст. 24.1 КоАП РФ, поскольку оценка дана лишь отдельным обстоятельствам. Все сомнения и неопределённости были трактованы не в пользу общества, чем был нарушен еще один принцип, закрепленный п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ.

Защитник Рассказчикова Ю.Н. доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснила следующее. При проведении экспертизы проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны ООО «ИПК» и привлечении эксперта ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет» ФИО6 нарушены все предусмотренные законодательством требования, поскольку соответствующее определение не вносилось, о ее проведении организация не уведомлялась, результаты исследования в ее адрес не предоставлялись. Подготовленное ФИО6 заключение не может являться основанием для признания неверным проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны и недействительными заключения ФБУЗ «Центр эпидемиологии и гигиены в Ярославской области» о его согласовании и санитарно-эпидемиологического заключения управления Роспотребнадзора по Ивановской области о его соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

Защитник ФИО1 доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что в оспариваемом постановлении не раскрыто в чем состоит противоправность действий или бездействия ООО «ИПК».

Старший помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Кормашов Р.С. возражал против удовлетворения жалобы. Полагал, что вмененные обществу нарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, а подготовленное ФИО6 заключение является надлежащим доказательством несоответствия проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны ООО «ИПК» действительному технологическому процессу и некорректного использования исходных данных, положенных в основу расчета санитарно-защитной зоны. Пояснил, что при проведении прокурорской проверки сотрудники ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет» ФИО5 и ФИО6 были привлечены в качестве специалистов для изучения документации, касающейся обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия.

Заместитель управления Роспотребнадзора по Ивановской области ФИО7 возражал против удовлетворения жалобы. Полагал, что вмененные обществу нарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Отметил, что процедуры отзыва выданного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам не предусмотрено. Выданное санитарно-эпидемиологическое заключение является обоснованным, при этом, сам проект обоснования размера санитарно-защитной зоны ООО «ИПК» является неверным. Привлечение ООО «ИПК» к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и внесение представления об устранении нарушений законодательства направлены на понуждение общества к разработке нового проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны, который будет соответствовать действительному технологическому процессу.

Заместитель начальника отдела управления Роспотребнадзора по Ивановской области ФИО8 возражал против удовлетворения жалобы, считал вынесенное постановление законным и обоснованным. Полагал, что вмененные обществу нарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Отметил, что процедуры отзыва выданного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам не предусмотрено. Указал, что ранее общество привлекалось к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, что опровергает доводы защитников о принятии всех мер, направленных на недопущение нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Отметил, что согласно СанПин для предприятий 4 класса опасности, к числу которых отнесено ООО «ИПК», предусмотрена обязательная разработка проекта размера санитарно-защитной зоны. Указал, что 14 и ДД.ММ.ГГГГ при проведении лабораторных исследований установлено превышение концентраций н-пропилацетата.

Проверив доводы представленной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав защитников, прокурора, представителей юрисдикционного органа, заслушав свидетелей, прихожу к следующему.

Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 данного Федерального закона нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

На основании п. 2.1 СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Обжалуемым постановлением ООО «ИПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ. Согласно содержанию постановления административное правонарушение выразилось в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно в следующем. Проверкой Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры, а также заключением ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что проект обоснования размера санитарно-защитной зоны ООО «ИПК» выполнен с существенными недостатками, так как при его разработке допущено некорректное использование исходных данных, что свидетельствует об отсутствии у организации проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны, объективно отражающего фактическое влияние выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также акустическое воздействие предприятия на среду обитания и здоровье человека, и о фактической утрате своего значения выданного управлением Роспотребнадзора по Ивановской области санитарно-эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении сделан вывод об отсутствии у ООО ИПК проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны, объективно отражающего фактическое влияние выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также акустическое воздействие предприятия на среду обитанию и здоровье человека, а также санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту.

Установлено, что специализированной организацией ООО «Кедр» разработан проект обоснования размера санитарно-защитной зоны ООО «ИПК». По результатам экспертизы данного проекта, проведенной экспертами ФБУЗ «Центр эпидемиологии и гигиены в Ярославской области», указанным учреждением выдано экспертное заключение о соответствии проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90-97). Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области на основании экспертного заключения ФБУЗ «Центр эпидемиологии и гигиены в Ярославской области» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение ИЦ от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 88-89).

Экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ и санитарно-эпидемиологическое заключение ИЦ от ДД.ММ.ГГГГ недействительными (противоречащими требованиям законодательства) не признавались, что не оспаривалось лицами, участвующими при рассмотрении настоящей жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Допрошенный в качестве специалиста ФИО6 показал, что им на основании поручения Ивановского межрайонного природоохранного прокурора проводилась экспертиза проекта размера санитарно-защитной зоны ООО «ИПК». При этом использовались те же исходные данные, что и экспертами ФБУЗ «Центр эпидемиологии и гигиены в Ярославской области». О проведении своего исследования он ООО «ИПК» не уведомлял. По результатам исследования пришел к выводу о том, что расчеты в проекте, выполненном специалистами ООО «Кедр», являются некорректными и содержат ошибки. Отметил, что если бы ему была предоставлена дополнительная информация, это могло бы повлиять на его выводы.

Допрошенная в качестве специалиста директор ООО «Кедр» ФИО9 полагала, что подготовленный организацией проект размера санитарно-защитной зоны ООО «ИПК» является обоснованным и верным. Отметила, что при проведении экспертизы ФБУЗ «Центр эпидемиологии и гигиены в Ярославской области» могли быть затребованы дополнительные данные, но так это сделано не было, соответственно они в адрес учреждения не направлялись

В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В соответствии с ч. 3 указанной статьи лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Оценив представленные доказательства, применив вышеуказанные положения законодательства, прихожу к выводу о том, что факт совершения ООО «ИПК» административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, не доказан, поскольку сделанные в оспариваемом постановлении выводы об отсутствии у ООО ИПК проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения по проекту опровергаются представленными доказательствами, а именно проектом обоснования размера санитарно-защитной зоны ООО «ИПК», экспертным заключением ФБУЗ «Центр эпидемиологии и гигиены в Ярославской области» от ДД.ММ.ГГГГ и санитарно-эпидемиологическим заключением управления Роспотребнадзора по Ивановской области ИЦ от ДД.ММ.ГГГГ, которые недействительными или противоречащими закону не признаны.

Спор о соответствии проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны ООО «ИПК» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также реальному технологическому процессу организации не может быть разрешен при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, поскольку подлежит разрешению в ином судебном порядке.

При этом, отмечаю, что доводы защитников о том, что для предприятий 4 класса опасности, к числу которых отнесено ООО «ИПК», не предусмотрена обязательная разработка проекта размера санитарно-защитной зоны, основаны на неверном толковании закона.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по Ивановской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу ООО «Ивановская полимерная компания» удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное руководителем Управления Роспотребнадзора по Ивановской области ФИО3, о привлечении ООО «Ивановская полимерная компания» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.Ю. Зябликов