ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-28/2018 от 05.07.2018 Харабалинского районного суда (Астраханская область)

№ 12-28/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Астраханская область г. Харабали 05 июля 2018 года

Судья Харабалинского районного суда Астраханской области Елизарова И.В.,

с участием ст. помощника прокурора Харабалинского района Астраханской области Барасовой Э.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Исенбаевой А.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Харабалинского района Астраханской области Могилина В.И. на постановление административной комиссии Харабалинского района № 000178/23 от 08 июня 2018г. о привлечении Байжанова А.С. к административной ответственности по ч.1 ст.26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением административной комиссии Харабалинского района № 000178/23 от 08.06.2018г. Байжанов А.С. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях», ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, прокурор Харабалинского района Астраханской области Могилин В.И., действуя в интересах Байжанова А.С., обратился с протестом на данное постановление. Указывает, что у лица, привлекаемого к административной ответственности и административной комиссии разные протоколы об административном правонарушении.

Так, согласно протоколу об административном правонарушении, имеющегося у Байжанова А.С., 15.05.2018г. в 11 часов на участке «Хошеутовский» юго-западнее с. Хошеутово в 3-х км. находился табун лошадей безнадзорно, чем создали угрозу жизни людей и потрав сельскохозяйственных насаждений предпринимателей. В этом же протоколе, под этим же номером и датой, но в материалах, административной комиссии Харабалинского района Байцжанов А.С. согласно установленным обстоятельства 15.05.2018г. в 11 часов на участке «Хошеутовский» юго-западнее с. Хошеутово в 23-х км. находился табун лошадей безнадзорно, чем создали угрозу жизни и людей и потрав сельскохозяйственных насаждений предпринимателей, чем нарушил Правила содержания сельскохозяйственных животных и птиц, утвержденных Постановлением МО «Хошеутовский сельсовет» № 23 от 09.02.2011г. Таким образом, нарушено прав на защиту привлекаемого лица при наличии у него протокола об административном правонарушении с отсутствием ссылки на нарушаемые им Правила содержания сельскохозяйственных животных и птиц.

Также, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Байжанова А.С. были нарушены требования ст.28.2 КоАП РФ, а именно: в протоколе не указано место и время совершения правонарушения, а также какой пункт Правил содержания сельскохозяйственных животных им был нарушен либо нарушены Правила выпаса сельскохозяйственных животных. Просил отменить постановление административной комиссии Харабалинского района № 000178/23 от 08 июня 2018г. о признании Байжанова А.С. виновным в административном правонарушении, предусмотренномч.1 ст.26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях», вернуть материал на новое рассмотрение.

Ст. помощник прокурора Барасова Э.Н. в судебном заседании поддержала протест прокурора, просила отменить постановление административной комиссии Харабалинского района № 000178/23 от 08 июня 2018г. о признании Байжанова А.С. виновным в административном правонарушении, предусмотренномч.1 ст.26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях», вернуть материал на новое рассмотрение.

Представитель администрации муниципального образования «Харабалинский район» С.Б. Дасени в судебном заседании возражал против удовлетворения протеста, указав, что постановление административной комиссии Харабалинского района № 000178/23 от 08 июня 2018г. в отношении Байжанова А.С. по ч.1 ст.26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях» является законным и обоснованным.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с п.п.1 и 2 ч.1 ст.1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится : установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением административной комиссии Харабалинского района от 08.06.2018г. №000178/23 Байжанов А.С. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях».

Часть 1 статьи 26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях» предусматривает ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил прогона и выпаса сельскохозяйственных животных, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении установленных органами местного самоуправления правил прогона и выпаса сельскохозяйственных животных.

Согласно протоколу об административном правонарушении АА № 000178 от 18.05.2018г., Байжанов А.С. 15.05.2018г. в 11 часов на участке «Хошеутовский» юго-западнее с. Хошеутово в 3-х км. находился табун лошадей безнадзорно, чем создали угрозу жизни людей и потрав сельскохозяйственных насаждений предпринимателей. Было выяснено, что тавро в виде наконечника стрелы является особой отметкой сельскохозяйственных животных, принадлежащих Байжанову А.С., чем нарушил Правила содержания сельскохозяйственных животных и птиц, утвержденных Постановлением МО «Хошеутовский сельсовет» № 23 от 09.02.2011г.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Диспозиция ч.1 ст.26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях», по которой квалифицированы действия Байжанова А.С., предусматривает административную ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил прогона и выпаса сельскохозяйственных животных.

Данная норма является бланкетной, то есть отсылочной. Для квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требуется установить нарушение лицом определенных нормативными правовыми актами органа местного самоуправления правил, регламентирующих прогон и выпас сельскохозяйственных животных.

Однако, ни протокол об административном правонарушении, ни обжалуемое постановление не содержит сведений о том, какие именно пункты нормативного правового акта органа местного самоуправления, регламентирующего прогон и выпас сельскохозяйственных животных, нарушены Байжановым А.С.

Материалы дела об административном правонарушении не содержат установленных органами местного самоуправления правил прогона и выпаса сельскохозяйственных животных, не исследованы данные правила и при рассмотрении дела административным органом, что следует из протокола рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч.ч. 4, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В нарушение указанных норм в протоколе об административном правонарушении, врученном Байжанову А.С., в отличие от протокола, находящегося в деле об административном правонарушении, вообще отсутствует ссылка на нарушаемые им Правила содержания сельскохозяйственных животных и птиц, а также на то, что безнадзорный выпас животных создал угрозу жизни людей, чем было нарушено право Байжанова А.С. на защиту.

Вместе с тем, как следует их обжалуемого постановления, действия Байжанова А.С. административной комиссией квалифицированы по ч.1 ст.26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях» - как «нарушение правил благоустройства территорий поселений (городских округов), установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления» (так в постановлении).

При этом, ответственность за нарушение правил благоустройства территорий поселений (городских округов), установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, предусмотрена статьей 13 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях».

Вышеуказанные существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, требования, указанные в ч.ч. 4, 4.1 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом не выполнены, порядок привлечения Байжанова А.С. к административной ответственности был нарушен.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Таким образом, оспариваемое постановленное не отвечает требованиям ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела по существу, и подлежит отмене.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение, установленный ст. 4.5. КоАП РФ, не истек.

При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии Харабалинского района от 08 июня 2018г. № 000178/23 о привлечении Байжанова А.С. к административной ответственности по ч.1 ст.26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях» подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

протест прокурора Харабалинского района Астраханской области Могилина В.И. на постановление административной комиссии Харабалинского района от 08 июня 2018г. №000178/23 о привлечении Байжанова А.С. к административной ответственности по ч.1 ст.26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях», - удовлетворить.

Постановление административной комиссии Харабалинского района № 000178/23 от 08 июня 2018г. о привлечении Байжанова А.С. к административной ответственности по ч.1 ст.26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях», отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в административную комиссию Харабалинского района.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение десяти суток.

.

.

Судья И.В. Елизарова