ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-28/2020МИРОВО от 04.02.2020 Озерского городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-28/2020 мировой судья С.В. Сухинина

Р Е Ш Е Н И Е

04 февраля 2020 года г. Озерск

Судья Озерского городского суда Челябинской области Е.Е. Шишкина,

при секретаре Яковлевой Е.А.,

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Озерск Челябинской области Балева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Озерского городского суда Челябинской области, расположенного по адресу: пр. Ленина д. 41 г. Озерск Челябинской области протест прокурора ЗАТО г. Озерск Челябинской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Озерска Челябинской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, от 02 декабря 2019 года в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК Метлино» ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Озерска Челябинской области по делу об административном правонарушении от 02 декабря 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК Метлино» (далее по тексту – ООО «ЖЭК Метлино») ФИО2 прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, прокурор ЗАТО г. Озерск Челябинской области ФИО1 принес протест, в котором просит постановление отменить, дело возвратить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судом преждевременно сделан вывод об отсутствии правовых оснований для отказа в выдаче паспорта готовности к отопительному сезону, наличие задолженности ООО «ЖЭК Метлино» перед ММПКХ за тепловую энергию ФИО2 не отрицала. Кроме того, в материалах дела, вопреки выводам мирового судьи, отсутствуют документы, подтверждающие выполнение всех технических условий по подготовке жилого фонда к отопительному сезону, а в акте готовности отсутствуют подписи ФИО6 и ФИО7

В судебном заседании помощник прокурора Балев С.А. на удовлетворении протеста прокурора настаивал, пояснив аналогично доводам, изложенным в нем.

Должностное лицо директора ООО «ЖЭК Метлино» ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении протеста прокурора отказать, постановление мирового судьи оставить без изменения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, обсудив доводы жалобы, полагаю, что протест подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу задач производства по делу об административном правонарушении относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года N 1110, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем

Согласно подпункту "д" пункта 10 "Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с подпунктом "в(1)" пункта 24 названных выше Правил, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду.

Пунктом 2.6.10 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), установлено, что готовность к зиме каждого жилого дома обслуживающей организацией должна быть завершена и подтверждена паспортом готовности дома к эксплуатации в зимних условиях.

В силу пункта 9 "Правил оценки готовности к отопительному периоду", утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 103 от 12.03.2013 (далее - Правила оценки готовности к отопительному периоду), паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к указанным Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.

В силу п. 10 указанных Правил сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

Из представленных материалов усматривается, что постановлением прокурора ЗАТО г. Озерск ФИО1 от 30 сентября 2019 года в отношении директора ООО «ЖЭК Метлино» ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, которое выразилось в том, что должностным лицом в срок не позднее 15 сентября 2019 года не получен паспорт готовности к отопительному сезону 2019-2020 гг., тем самым нарушены лицензионные требования.

29 апреля 2015 года ООО «ЖЭК Метлино» выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ответу первого заместителя главы ОГО ФИО9 от 17 сентября 2019 года, управляющим организациям, которым не выданы паспорта готовности к отопительному сезону, в том числе ООО «ЖЭК Метлино», выданы акты готовности к работе в отопительном периоде ввиду невыполнения пп. 14 п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья ссылается на то, что ООО «ЖЭК Метлино» получен акт готовности к отопительному сезону без замечаний, в связи с чем правовых основания для отказа в выдаче паспорта готовности к отопительному сезону не имелось.

С такими выводами мирового судьи суд второй инстанции согласиться не может, поскольку они не основаны на всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела.

Правила оценки готовности к отопительному периоду определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

В силу части 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с пп. 14 п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103, одним из критериев готовности потребителей к отопительному периоду является отсутствие у потребителей задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, что полностью корреспондирует приведенному положению Закона о теплоснабжении.

Следовательно, пункт 16 Правил содержит перечень обстоятельств, которые проверяются уполномоченным органом в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному сезону.

Между тем, как следует из материалов дела и не отрицается ФИО2, у ООО «ЖЭК Метлино» перед ММПКХ имеется задолженность по оплате за потребленную тепловую энергию, образовавшаяся до перехода на прямые договору между ММПКХ и населением, что, как следует из ответа первого заместителя главы ОГО ФИО9 от 17 сентября 2019 года, и явилось основанием невыдачи паспорта готовности к отопительному сезону.

Невыполнение требований жилищного законодательства в области управления многоквартирными домами влечет нарушение прав жильцов многоквартирного дома, свидетельствует об отсутствии контроля за качеством предоставляемых услуг, за соблюдением норм, стандартов и условий их предоставления. Правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.

Указанным выше обстоятельствам, мировым судьей не дана надлежащая оценка.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Исчерпывающий перечень существенных нарушений процессуальных требований нормами КоАП РФ не установлен, такие нарушения подлежат установлению применительно к конкретным обстоятельствам каждого конкретного дела об административном правонарушении.

Существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, применительно к обстоятельствам данного дела об административном правонарушении выразилось в отсутствии доказательств в подтверждении выводов, изложенных в постановлении; отсутствии оценки доказательств по правилам ст. 26.11 КоАП РФ и не установлении всех обстоятельств дела, подлежащих доказыванию.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Таким образом, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год со дня его обнаружения.

Данный правовой подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 04.10.2016 N 16-АД16-8, от 02.12.2016 N 89-АД16-12.

Из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по настоящему делу, были выявлены в ходе проведенной проверки в период с 01 июня 2019 года по 25 августа 2019 года.

Следовательно, на момент возвращения дела мировому судье срок давности привлечения директора ООО «ЖЭК Метлино» ФИО2 к административной ответственности не истек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ суд

Р Е Ш И Л:

Протест прокурора ЗАТО г. Озерск Челябинской области ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Озерска Челябинской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, от 02 декабря 2019 года в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК Метлино» ФИО2 отменить, материалы дела возвратить мировому судье судебного участка № 1 г. Озерска Челябинской области на новое рассмотрение.

Судья Е.Е. Шишкина