Дело №12-28/2021
Кизеловского городского суда
Пермского края
УИД59RS0004-01-2021-004467-29
РЕШЕНИЕ
09 сентября 2021 года город Кизел
Судья Кизеловского городского суда Пермского края Лесникова Е.А.,
при ведении протокола секретарем Старковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФИО2, главы городского округа - главы администрации городского округа «Город Кизел», по жалобе ФИО2 на постановление начальника отдела административного производства контрольно - ревизионного управления Министерства финансов Пермского края ФИО1 от 07.06.2021 года № 39-07-32-142,
установил:
Постановлением начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края от 07.06.2021 (резолютивная часть 04.06.2021 года) №39-07-32-142 ФИО2, глава городского округа - глава администрации городского округа «Город Кизел» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На указанное постановление ФИО2 подана жалоба. Считает вынесенное постановление незаконным и необоснованным ввиду отсутствия события администратвиного правонарушения. Министерством территориального развития Пермского края проведена плановая проверка целевого и эффективного использования субсидий, представленных из бюджета Пермского края на 2019-2020 годы, по результатам которой составлен акт проверки от 09.04.2021 года. В адрес администрации 28.04.2021 года поступило заключение по акту проверки. Акт проверки от 09.04.2021 года в части пунктов 2.1 и 3.1 (приобретение в собственность городского округа «Город Кизел» объектов муниципального жилого фонда в 2019-2020 годы), 2.2, 3.2 и заключение по акту проверки от 28.04.2021 года обжалованы в Арбитражный суд Пермского края. Факт административного правонарушения ничем не подтвержден, так как со стороны администрации изменения условий контрактов, в том числе, увеличение цен товаров, работ, услуг не было. Предметом муниципальных контрактов, заключаемых между поставщиками и администрацией, выступает жилое помещение с соответствующими требованиями, изложенными в техническом задании, прилагаемом к контракту. Изменение адреса объекта в контрактах произведено в соответствии с ч.7 ст. 95 закона №44-ФЗ. Цена по контрактам на приобретение в собственность администрацией объектов определялась в соответствии с Законом №44-ФЗ по итогам электронного аукциона. Каждый контракт включает норму о том, что цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, включает в себя все затраты поставщика, необходимые для исполнения контракта, что соответствует действующему законодательству. Просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие и отсутствие защитника, поддерживает доводы, изложенные в судебном заседании 05.08.2021 года. Просит удовлетворить требования в полном объеме.
Министерство финансов Пермского края извещены надлежащим образом, явку представителя в суд не обеспечили. Направили возражения, согласно которым считают обжалуемое постановление законным и обоснованным. Согласно материалам проверки, данным единой информационной системы в сфере закупок по результатам электронных аукционов заключены муниципальные контракты: с ИП ФИО6 от 03.08.2020 года №125 и №126 на приобретение в собственность городского округа «Город Кизел» объекта муниципального жилищного фонда; от 01.06.2020 года №89 с ФИО5 на приобретение объектов муниципального жилищного фонда в рамках организации мероприятий по организации компактного проживания жителей городского округа «Город Кизел»(покупка 11 квартир); от 01.06.2020 года №90 с ФИО5 на приобретение объектов муниципального жилищного фонда в рамках организации мероприятий по организации компактного проживания жителей городского округа «Город Кизел» (покупка 8 трехкомнатных квартир); от 02.11.2020 года №187 с ИП ФИО6 на приобретение в собственность городского округа «Город Кизел» объекта муниципального жилищного фонда (двухкомнатное жилое помещение не менее 42 кв.м). ФИО2 в нарушение ч.2 ст. 34, ч.1, 7 ст. 95 Закона о контрактной системе в ходе исполнения муниципальных контрактов изменил его существенные условия, при этом возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Отсутствуют основания для удовлетворения жалобы. В связи с удаленностью Кизеловского городского суда, просили судебное заседание провести без участия представителя.
Установив возможность рассмотрения дела и жалобу в отсутствие лиц, с учетом заявленных ходатайств, исследовав материалы дела, административный материал №39-07-32-142, прихожу к следующему.
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 настоящей статьи, - (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 года №171-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, указанных в данной норме.
В силу ч.2 данной статьи Закона при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей и статей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.1 ст. 95 Закона, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных п.п. 1-10 ч.1 настоящей статьи: - если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 года №71-ФЗ); в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта (пп. «в» введен Федеральным законом от 01.05.2019 года №71-ФЗ); - в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
На основании ч.5 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе, при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
В силу ч.7 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.6 ст. 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из материалов дела, между Министерством территориального развития Пермского края и Администрацией города Кизела 13.05.2019 года заключено соглашение о предоставлении субсидий иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования Пермского края, источником предоставления которых являются средства бюджета Пермского края. Далее заключены дополнительные соглашения к соглашению (л.д. 167-182 Т.1).
Из материалов дела следует, что 01.06.2020 года между Администрацией городского округа «Город Кизел» (Заказчик) и ФИО5 (Поставщик) заключен муниципальный контракт №89 на приобретение объектов муниципального жилищного фонда в рамках организации мероприятий по организации компактного проживания жителей городского округа «Город Кизел» (покупка 11 двухкомнатных квартир), цена которого составила 6 011 280 руб. (л.д. 6-12 Т.2).
13.08.2020 года между Заказчиком и Поставщиком заключено дополнительное соглашение №1 к названному контракту, изложено в редакции: Администрация городского округа «Город Кизел» (Заказчик) в лице Главы городского округа - главы администрации городского округа «Город Кизел» ФИО2, с одной стороны, и ФИО5 (Поставщик), действующий по доверенностям: указаны номер и дата доверенности, Ф.И.О. лица, выдавшего письменное уполномочие (11 позиций), с другой стороны, в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 15.05.2020 года № извещения, заключили настоящий муниципальный контракт о нижеследующем: дополнен раздел 1 муниципального контракта следующим пунктом: 1.7 жилое помещение: указаны площадь, расположение (адрес) жилых помещений в г. Кизел (всего 11 жилых помещений) (л.д. 33-35 Т. 2).
01.06.2020 года между Администрацией городского округа «Город Кизел» (Заказчик) и ФИО5 (Поставщик) заключен муниципальный контракт №90 на приобретение объектов муниципального жилищного фонда в рамках организации мероприятий по организации компактного проживания жителей городского округа «<адрес>» (покупка 8 трехкомнатных квартир), цена которого составила 5 646 960 руб. (л.д. 61-67 Т.2).
13.08.2020 года между Заказчиком и Поставщиком заключено дополнительное соглашение №1 к названному контракту, изложено в редакции: Администрация городского округа «Город Кизел» (Заказчик) в лице Главы городского округа - главы администрации городского округа «Город Кизел» ФИО2, с одной стороны, и ФИО5 (Поставщик), действующий по доверенностям: указаны номер и дата доверенности, Ф.И.О. лица, выдавшего письменное уполномочие (7 позиций), с другой стороны, в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 15.05.2020 года № извещения, заключили настоящий муниципальный контракт о нижеследующем: дополнен раздел 1 муниципального контракта следующим пунктом: 1.7 жилое помещение: указаны площадь, расположение (адрес) жилых помещений в г. Кизел (всего 8 жилых помещений) (л.д. 89-90 Т. 2).
03.08.2020 года между Администрацией городского округа «Город Кизел» (Заказчик) и ИП ФИО6 (Поставщик) заключен муниципальный контракт №126 на приобретение в собственность городского округа «Город Кизел» объекта муниципального жилищного фонда (однокомнатной квартиры не менее 32,0 кв.м), цена которого составила 368 000 руб. Предмет контракта: Жилое помещение общей площадью 34,2 кв.м., расположено по адресу: <адрес> (л. 129-136 адм. дело Т.2).
31.08.2020 года между Заказчиком и Поставщиком заключено дополнительное соглашение №1 к названному контракту, изложено в редакции: Администрация городского округа «Город Кизел» (Заказчик) в лице Главы городского округа - главы администрации городского округа «Город Кизел» ФИО2, с одной стороны, и ИП ФИО6 (Поставщик), и по доверенности: указаны номер и дата доверенности, Ф.И.О. лица, выдавшего письменное уполномочие, с другой стороны, в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.07.2020 года № извещения, заключили настоящий муниципальный контракт о нижеследующем: внести изменение в пункт 1.6 муниципального контракта/изложить данный пункт в следующей редакции: «1.6. жилое помещение общей площадью 35,8 кв.м. расположено по адресу: Пермский край, г. Кизел, ул. Советская, д. 54, кв. 12». (л. 139-140 адм. дело Т.2).
03.08.2020 года между Администрацией городского округа «Город Кизел» (Заказчик) и ИП ФИО7 (Поставщик) заключен муниципальный контракт №125 на приобретение в собственность городского округа «Город Кизел» объекта муниципального жилищного фонда (двухкомнатной квартиры не менее 42,0 кв.м), цена которого составила 480 585 руб. Предмет контракта: Жилое помещение общей площадью 44,2 кв.м., расположено по адресу: <адрес> (л. 161-168 адм. дело Т.2).
03.09.2020 года между Заказчиком и Поставщиком заключено дополнительное соглашение №1 к названному контракту, изложено в редакции: Администрация городского округа «Город Кизел» (Заказчик) в лице Главы городского округа - главы администрации городского округа «Город Кизел» ФИО2, с одной стороны, и ИП ФИО7 (Поставщик), с другой стороны, в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе, п.7 муниципального контракта №125 от 03.08.2020 года, заключили дополнительное соглашение (идентификационный код закупки) о нижеследующем: внести изменение в пункт 1.6 муниципального контракта/изложить данный пункт в следующей редакции: «1.6. жилое помещение общей площадью 45,3 кв.м. расположено по адресу: <адрес>» (л. 171 адм. дело Т.2). Допсоглашением №2 изменен расчетный счет поставщика (л. 172 адм. дело Т.2)
02.11.2020 года между Администрацией городского округа «Город Кизел» (Заказчик) и ИП ФИО6 (Поставщик) заключен муниципальный контракт №187 на приобретение в собственность городского округа «Город Кизел» объекта муниципального жилищного фонда (двухкомнатного жилого помещения не менее 42,0 кв.м), цена которого составила 470 925 руб. Предмет контракта: Жилое помещение общей площадью 46,9 кв.м., расположено по адресу: <адрес> (л. 255-262 адм. дело Т.2).
01.12.2020 года между Заказчиком и Поставщиком заключено дополнительное соглашение №1 к названному контракту, изложено в редакции: Администрация городского округа «Город Кизел» (Заказчик) в лице Главы городского округа - главы администрации городского округа «Город Кизел» ФИО2, с одной стороны, и ИП ФИО6 (Поставщик), и по доверенности: указаны номер и дата доверенности, Ф.И.О. лица, выдавшего письменное уполномочие, с другой стороны, в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 12.10.2020 года № извещения, заключили настоящий муниципальный контракт о нижеследующем». (л. 265-266 адм. дело Т.2).
В связи с изменением условий контрактов (нарушение оснований ч. 2 ст. 34, ст. 95 Федерального закона о контрактной системе) при заключении указанных соглашений, главе городского округа - главе администрации городского округа «Город Кизел» ФИО2, должностным лицом назначено наказание по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, являясь должностным лицом заказчика, единоличным исполнительным органом Администрации осуществляющий свою деятельность на принципах единоначалия, принял решение об изменении существенных условий муниципальных контрактов после определения поставщика путем подписания дополнительных соглашений от 13.08.2020 года, 31.08.2020 года, 03.09.2020 года, 01.12.2020 года к муниципальным контрактам №89, №90, №125, №126, №187.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст. 1 Федерального закона о контрактной системе.
Как следует из формулировок изменений, указанных в дополнительных соглашениях к поименованным муниципальным контрактам, существенные условия муниципальных контрактов изменены не были.
В дополнительных соглашениях указаны поставщики, которые действовали по доверенностям от собственников жилых помещений, конкретизированы жилые помещения, которые являются предметом муниципальных контрактов. Указаны адреса и площадь жилых объектов. Цена контрактов осталась неизменной.
В муниципальных контрактах указан источник финансирования: Бюджет городского округа «Город Кизел» и Бюджет Пермского края.
В указанных контрактах предусмотрено, что по согласованию с поставщиком цена контракта может быть снижена без изменения предусмотренных контрактом объема услуги и иных условий исполнения контракта.
Также указано, что в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до Заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств в ходе исполнения контракта заказчик обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков контракта и (или) объема услуги, предусмотрены контрактом. На момент подписания допсоглашений лимиты не были доведены до заказчика в необходимом размере, что следует из копий платежных поручений. Однако, как следует из представленных доказательств, администрацией в адрес Министерства территориального развития направлялись отчеты о выполнении условий софинансирования за счет средств муниципального образования на организацию компактного проживания жителей территорий Кизеловского угольного бассейна.
По Закону №44 при исполнении контракта заказчик и поставщик могут договориться о поставке товара с улучшенными характеристиками. При этом закон не устанавливает конкретных параметров, которые позволили бы оценить, является ли товар улучшенным относительно требований контракта. Таким образом, заказчик самостоятельно принимает решение о соответствии критерию улучшенности товара, работы, услуги, предлагаемых вместо предусмотренных контрактом товаров, работ, услуг (Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 17.02.2020 года № 24-03-08/10935). Таким образом, изменение предмета муниципального контракта с учетом технического задания (адрес, необходимая площадь приобретаемой квартиры), не ухудшили сведения о потребительских свойствах квартиры и не привели к изменению существенных условий муниципального контракта.
Как следует из содержания п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 года №120 о том, что уступка права (требования) по обязательству, в котором уступающий требование кредитор является одновременно и лицом, обязанным перед должником, не влечет перевода на цессионария соответствующих обязанностей цедента, цедент не освобождается от исполнения продолжающих лежать на нем обязанностей. Таким образом, уступка контрагентом финансового требования по контракту не приводит к смене поставщика, с которым у заказчика сохраняются обязательственные правоотношения по контракту. Происходит смена именно получателя денежных средств, а не контрагента как такового.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо полежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Приведенные выше муниципальные контракты на приобретение в собственность городского округа «Город Кизел» объектов муниципального жилищного фонда, как и дополнительные соглашения к ним, были заключены в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств для обеспечения уставной деятельности и в целях реализации программы компактного проживания жителей Кизеловского угольного бассейна.
С учетом установленных обстоятельств, действия должностного лица ФИО2 не привели к изменению существенных условий муниципальных контрактов.
Поскольку неисполнение или ненадлежащее исполнение ФИО2 своих должностных обязанностей не установлено, привлечение должностного лица к ответственности не может быть признано обоснованным. На основании изложенного, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края от 07.06.2021 года № 39-07-32-142 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2, главы городского округа - главы администрации городского округа «Город Кизел», отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А. Лесникова