Дело № 12-28/2021
уид 41RS0001-01-2021-003591-65
РЕШЕНИЕ
п. Оссора Карагинского района Камчатского края 11.10.2021 г.
Судья Карагинского районного суда Камчатского края Фоменко Евгений Иванович, в здании Карагинского районного суда в <...>, с участием защитника акционерного общества "Оссора" (далее - АО "Оссора", общество) Михайловой Е.В.,
рассмотрев жалобу АО "Оссора" на постановление № 22-37/2021 г. от 25.02.2021 г. государст-венного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатс-кому краю ФИО1 о привлечении акционерного общества "Оссора" (юридический адрес: 688700, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30.000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
в жалобе, поданной в Карагинский районный суд Камчатского края, АО "Оссора" просит отменить постановление должностного лица по настоящему делу, полагая, что административным органом неправильно установлены имеющие для дела обстоятельства и общество необоснованно привлечено к ответственности за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, так как участки "Оссорский-1" и Оссорский-3" не являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду. Одновременно заявлено о восстановлении срока на обжалование постановления.
Разрешая ходатайство о восстановлении срока на обжалование, следует учесть, что после вынесения обжалуемого постановления 25 февраля 2021 г., его экземпляр поступил в АО "Оссора" руководителю предприятия ФИО2 15.03.2021 г. ( л.д. 60, т. 1), 23.03.2021 г. жалоба АО "Оссора" направлена во Фрунзенский районный суд г. Владивостока, где жалобе присвоен уид 25RS0002-01-2021-002261-37, дело № 12-455/2021. Судьёй Фрунзенского районного суда г. Владивостока 5 апреля 2021 г. вынесено определение о передаче жалобы по подсудности в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края (л.д. 10 т. 2А), Сопроводительные письма в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края и АО "Оссора" направлены 9 апреля 2021 г.(там же, л.д. 11) 20 апреля 2021 г. судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края вынес определение о передаче материалов жалобы АО "Оссора" на постановление № 22-37/2021 г. от 25.02.2021 г. в Карагинский районный суд Камчатского края также по подсудности(там же, л.д. 13), 22 апреля 2021 г. оформлено сопроводительное письмо о направлении материалов жалобы в Карагинский районный суд Камчатского края, уведомление АО "Оссора" о принятом решении. 11 мая 2021 г. материалы упомянутой жалобы АО "Оссора" поступили в Карагинский районный суд Камчатского края.
Несмотря на направление жалобы во Фрунзенский районный суд г. Владивостока, АО "Оссора" вновь направляет жалобу на постановление № 22-37/2021 г. от 25.02.2021 г., указав в тексте обстоятельства случившегося, но иной номер и дату постановления - 22-153/2020 от 25.11.2020 г., приложив текст обжалуемого постановления - № 22-37/2021 г. от 25.02.2021 г. (л.д. 91-92). Судьёй Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края 23.03.2021 г. вынесено определение о возвращении жалобы заявителю (л.д. 101 т. 2) по мотивам неясности того, какое именно постановление контрольного органа обжалуется (уид 41МS0003-01-2021-003158-06, № 12-359/2021).
АО "Оссора" 31.01.2021г. направило в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края жалоба и ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления № 22-37/2021 г. от 25.02.2021 г., жалоба поступает в суд в тот же день. Делу присваивается уид 41RS0001-01-2021-003591-65, № 12-402, истребуются материалы дела об административном производстве (л.д. 103), после чего 26 мая 2021 г. выносится определение суда о передаче в Карагинский районный суд Камчатского края ходатайства и жалобы, документы поступают в суд 15.06.2021 г. с сохранением УИД, присвоенного Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края.
Поскольку материалы жалобы, изначально высланные во Фрунзенский районный суд г. Владивостока, поступившие в Карагинский районный суд Камчатского края 11.05.2021 г., были направлены АО "Оссора" в установленный законом 10-дневный срок с момента получения копии постановления административного органа, постольку оснований для вывода о пропуске АО "Оссора" срока для обжалования постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО1 № 22-37/2021 г. от 25.02.2021 г. не имеется.
При наличии двух судебных производств по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на одно и то же постановление, полагаю правильным второе производство под № 12-11 излишним, подлежащим прекращению.
Государственный инспектор ФИО1 о месте рассмотрения жалобы уведомлена, участия в разбирательстве не принимала.
Защитник Михайлова Е.В. настаивала на доводах жалобы с представленными уточнениями, полагала состав правонарушения отсутствующим.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность наступает за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Вина АО "Оссора" усмотрена в том, что предприятием не приняты надлежащие и своевременные меры по организации работ по постановке на государственный учёт объекта негативного воздействия на окружающую среду - скважин по добыче питьевой воды в п. Оссора.
Как следует из постановления о назначении административного взыскания, правонарушение установлено 5.11.2020 г. при непосредственном обнаружении должностным лицом его признаков.
По данным протокола об административном правонарушении предприятие в числе прочего осуществляет разведку с попутной и последующей добычей питьевых подземных вод на участках недр "Оссорский-1" и Оссорский-3" в соответствии с лицензией ПТР 00891 ВЭ, выданной 26.06.2017 г., срок действия лицензии до 1.12.2033 г. (т. 1, л.д. 9-20). Заявку о постановке на учёт лицензированных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) не направляло, доказательств невозможности направления заявки не представило. По мнению инспектора в соответствии с п. "б" п. 6 Критериев Федерального государственного экологического контроля - приложение к Положению о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от № 903 от 28.08.2015 г., действовавшего на момент выявления правонарушения, в случае осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения, такие объекты подлежат федеральному государственному экологическому контролю и должны быть учтены как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со ст. ст. 65, 69 ч. 8 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Положения ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
По данным лицензии на пользование недрами ПТР 00891 ВЭ, выданной 26.06.2017 г. её обладателем является АО "Оссора". Целевое назначение лицензии и предусмотренный вид работ - разведка с попутной и последующей добычей питьевых подземных вод на участках недр "Оссорский-1" и Оссорский-3" для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения п. Оссора. Согласно п. 3 приложения к Лицензии - Условий пользования недрами - недропользователь осуществляет добычу подземных вод. В неоговоренном Условиями пользования недр недропользователь руководствуется законодательством РФ (п. 10.3).
Статья 1 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. в редакции от 31.07.2020 г., действовавшей на момент установления правонарушения - 5.11.2020 г. определяет, что
- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
- природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
- использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 65 закона № 7-ФЗ государственный экологический надзор включает в себя государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.
Согласно ч. 1 ст. 69 закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ч. 3). Ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 69.2 закона № 7-ФЗ указывает, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (ч. 1). Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч. 2).
Принципиальным обстоятельством для внесения объекта хозяйственной деятельности в указанный реестр является оказание объектом негативного воздействия на окружающую среду.
Критерием отнесения заявленных административным органом объектов, как оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пп. "б" п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации № 903 от 28.08.2015 г. "Об утверждении критериев объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" является осуществление деятельности, связанной с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения.
Действовавшее на момент обнаружения правонарушения Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" № 1029 от 28.09.2015 г. (утр. силу с 1.01.2021 г.) пунктом 5 рассматриваемую деятельность относило к III категории.
После изменения законодательства требования к рассматриваемой в настоящем деле хозяйственной деятельности не были снижены.
Таким образом, эксплуатируя участки недр Оссорский 1, Оссорский 3 - используя в хозяйственной деятельности природные ресурсы - подземную воду, общество имеет установленную законом обязанность поставить объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в компетентном органе - Дальневосточном межрегиональном управлении Росприроднадзора, в соответствии с Приказом Росприроднадзора № 498 от 24.08.2016 г. Невыполнение этой обязанности и образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.46 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
При выявленных обстоятельствах законность и обоснованность постановления о назначении административного наказания сомнений не вызывает.
Факт совершения административного правонарушения выявлен должностным лицом путём непосредственного обнаружения 5.11.2020 г. Соответственно срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.46. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не истек, постановление вынесено своевременно, 25.02.2021 г.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление должностного лица как незаконное и необоснованное, не установлено.
Не решая вопрос о постановке лицензионных участков на упомянутый учёт, общество не учло, что лицензированное пользование участком недр, не местного значения, является самостоятельным объектом экологического надзора (контроля), соответственно подпадающим под установленные критериев объектов НВОС.
Довод жалобы о том, что общество полностью выполняет условия лицензии, а в лицензии нет указания на постановку участков недр на учёт как источников НВОС, не учитывает упоминание в условиях лицензии необходимости соблюдения и иных положений федерального законодательства.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО "Оссора" не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых 8.46. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние квалифицировано по ст. 8.46. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса.
Юрисдикционным органом учтено, что общество ранее не допускало правонарушений в сфере охраны природы, наказание назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление № 22-37/2021 г. от 25.02.2021 г. государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО1, вынесенное в отношении АО "Оссора" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации оставить без изменения, жалобу АО "Оссора" - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии данного решения.
Судья - __________________________________