ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-28/2021 от 12.01.2021 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0003-01-2020-010760-47

№ 12- 28/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Уфа 12 января 2021 года

<адрес>

Судья Кировского районного суда города Уфы Зинатуллина И.Ф.,

рассмотрев жалобу Ковальского Кирилла Эдуардовича на постановление Административной комиссии Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 5858 от 21 октября 2020 года по ч. 2 ст. 11.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением №58598 о назначении административного наказания Административной комиссии Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан 21 октября 2020 года Ковальский Кирилл Эдуардович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Ковальский К.Э. обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что о времени и дате проведения заседания он должным образом не уведомлялся, согласия на рассмотрение административного дела в его отсутствие не давал. Также указал, что он, как помощник депутата Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан, не является должностным лицом. Мотивировочная часть постановления не содержит сведений о нарушении порядка использования Герба Республики Башкортостан, само по себе направление обращения на бланке неустановленного образца депутату Чувилину Д.А. не образует состав административного правонарушения, а является формой реализации его права на обращение граждан, в связи с чем просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, дело прекратить за отсутствием состава правонарушения.

В судебном заседании Ковальский К.Э., его защитник Чувилин Д.А. жалобу поддержали, просили удовлетворить по основаниям, в ней указанным.

Представители административного органа Шигапова Л.К., Махмутова Л.Р. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возразили, просили отказать по основаниям, указанным в возражении на жалобу.

Старший помощник прокурора Кировского района г. Уфы РБ Азнабаев В.Х. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возразил, полагал Постановление №58598 о назначении административного наказания Административной комиссии Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан 21 октября 2020 года законным и обоснованным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 11.3 Кодекса Республики Башкортостан административных правонарушениях, нарушение порядка использования государственной символики Республики Башкортостан, а также использование государственной символики Республики Башкортостан без получения Свидетельства на право использования государственной символики Республики Башкортостан, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Порядок официального использования Государственного герба Республики Башкортостан определен Законом Республики Башкортостан от 06.07.1999 N 10-з (ред. от 22.06.2018), «О государственной символике Республики Башкортостан».

Согласно статье 12 названного Закона изображение Государственного герба Республики Башкортостан может быть использовано только таким образом, чтобы при этом не было проявлено неуважения к Государственному гербу Республики Башкортостан. Репродуцирование цветного, графического и объемного изображения Государственного герба Республики Башкортостан независимо от его размеров должно соответствовать эталонам цветного, черно-белого и объемного изображения герба.

В силу статьи 13 приведенного Закона многоцветное изображение Государственного герба Республики Башкортостан воспроизводится на бланках подлинников: законов Республики Башкортостан; указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан; постановлений Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан; постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан; решений Конституционного Суда Республики Башкортостан; решений Уполномоченного по правам человека в адрес, Уполномоченного по правам ребенка в адрес и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в адрес; решений Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан; решений Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан.

Одноцветное изображение Государственного герба Республики Башкортостан воспроизводится и на иных бланках документов органов государственной власти Республики Башкортостан, иных государственных органов Республики Башкортостан, а также могут быть воспроизведены на бланках органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 14 Закона Республики Башкортостан от 06.07.1999 N 10-з (ред. от 22.06.2018), «О государственной символике Республики Башкортостан», Государственный герб Республики Башкортостан воспроизводится в установленных законодательством Российской Федерации случаях на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, а также на иных документах, выдаваемых органами государственной власти Республики Башкортостан, иными государственными органами Республики Башкортостан, органами местного самоуправления. Случаи официального воспроизведения Государственного герба Республики Башкортостан на документах могут быть установлены Президентом Республики Башкортостан. Государственный герб Республики Башкортостан помещается на печатях органов государственной власти Республики Башкортостан, иных государственных органов Республики Башкортостан, органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 06.07.1999 N 10-з (ред. от 22.06.2018) Государственный герб Республики Башкортостан воспроизводится:

на фасаде резиденции Главы Республики Башкортостан, на фасаде зданий Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Конституционного Суда Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, на фасадах зданий представительств Республики Башкортостан при органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также в субъектах иностранных федеративных государств и административно-территориальных образованиях иностранных государств;

в рабочем кабинете Главы Республики Башкортостан; в рабочих кабинетах Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, руководителей республиканских органов исполнительной власти, Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан, руководителей государственных органов Республики Башкортостан, глав представительств Республики Башкортостан при органах государственной власти Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, в субъектах иностранных федеративных государств и административно-территориальных образованиях иностранных государств, а также глав муниципальных образований;

в залах заседаний Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Конституционного Суда Республики Башкортостан, Верховного Суда Республики Башкортостан, Арбитражного суда Республики Башкортостан, представительных органов муниципальных образований;

в залах судебных заседаний иных судов в Республике Башкортостан, мировых судей Республики Башкортостан, в помещениях органов записи актов гражданского состояния, помещениях торжественной регистрации

на печатях и бланках документов Главы Республики Башкортостан, Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, республиканских органов исполнительной власти, иных государственных органов Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, Конституционного Суда Республики Башкортостан, Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан, а также организаций, которым дано право разместить изображение герба в порядке, установленном настоящим Законом;

на облигациях, иных ценных бумагах Республики Башкортостан;

в официальных изданиях Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Главы Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан.

Законодательством Республики Башкортостан могут быть предусмотрены другие случаи обязательного размещения изображения Государственного герба Республики Башкортостан.

Воспроизведение Государственного герба Республики Башкортостан допускается на нагрудных знаках выпускников государственных образовательных организаций высшего образования в Республике Башкортостан.

Таким образом, из правового смысла вышеперечисленных норм следует, что размещение Государственного герба Республики Башкортостан на документах, не указанных в законе, не допускается.

Из материалов дела следует, что производство по делу об административном правонарушении в отношении помощника депутата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Чувилина Д.А. - Ковальского К.Э. возбуждено и.о. заместителя прокурора Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан Азнабаевым В.Х. за то, что на используемом помощником депутата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Чувилина Д.А. – Ковальским К.Э. бланке воспроизведен Государственный герб Республики Башкортостан.

Постановление и.о. заместителя прокурора Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан о возбуждении производства по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 25 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 28.4 КоАП Российской Федерации. Событие административного правонарушения в постановлении подробно описано с изложением фактических обстоятельств произошедшего применительно к элементам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях. При вынесении постановления Ковальскому К.Э. права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП Российской Федерации, разъяснены. С постановлением он ознакомлен, копия постановления ему вручена.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в действиях граждан или должностных лиц, несовместимых с правилами использования Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Российской Федерации.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица, нарушающие установленные федеральными конституционными законами и иными нормативными правовыми актами правила использования государственной символики.

По смыслу закона, Государственный герб Республики Башкортостан может быть использован лишь в тех случаях, которые прямо предусмотрены законом.

Как следует из Постановления №58598 о назначении административного наказания Административной комиссии Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан 21 октября 2020 года, в вину Ковальскому К.Э. вменяются следующие обстоятельства:

10 сентября 2020 г. помощник депутата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Чувилина Д.А. – Ковальский К.Э. направил обращение на бланке неустановленного образца депутату Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Чувилину Д.А., находящемуся по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 46.

В связи с указанным Ковальский К.Э. признан виновным, как должностное лицо, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ - административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и иных организациях.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Как следует из Положения «О помощнике депутата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, утвержденному распоряжением Председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан от 01 июля 2004 года №58-р (далее – Положение), в соответствии со статьей 30 Закона Республики Башкортостан "О статусе депутата Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан" депутат Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан (далее - депутат) для содействия в осуществлении депутатских полномочий может иметь до 5 помощников, работающих на общественных началах.

Согласно п. 2.1. Положения, помощник депутата выполняет поручения депутата во взаимоотношениях с избирателями и иными лицами, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями. Передача помощнику полномочий депутата не допускается.

Пункт 2.2. Положения устанавливает обязанности помощника депутата:

1) проведение предварительного приема избирателей и иных лиц, ведение записи на прием к депутату;

2) оказание помощи в организации приема депутатом избирателей и иных лиц в избирательном округе;

3) регистрация обращений (жалоб, заявлений и предложений), поступивших от избирателей округа и иных лиц, передача их депутату, организация переписки депутата с соответствующими органами и организациями, информация избирателей о результатах рассмотрения их обращений к депутату;

4) информационно-аналитическая, техническая помощь депутату в подготовке депутатских запросов, проектов документов, вносимых на рассмотрение Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан (далее - Государственное Собрание), поправок и предложений к проектам законов Республики Башкортостан и иных нормативных актов, принимаемых Государственным Собранием;

5) взаимодействие с пресс-службой Государственного Собрания, средствами массовой информации по вопросам освещения деятельности депутата;

6) оказание помощи в подготовке выступлений депутата перед избирателями, в средствах массовой информации, в государственных органах и организациях;

7) осуществление контроля за исполнением решений, принятых по обращениям избирателей;

8) исполнение иных поручений депутата, связанных с его депутатской деятельностью.

В соответствии с п. 2.3. Положения, в связи с выполнением своих обязанностей помощник депутата имеет право:

1) проводить предварительный прием избирателей и иных лиц, а также вести запись на прием к депутату;

2) на прием соответствующими должностными лицами органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций при наличии подготовленных депутатом в письменной форме предложений, обращений, заявлений и иных документов по вопросам депутатской деятельности;

3) по поручению депутата получать в органах государственной власти Республики Башкортостан, органах местного самоуправления, общественных объединениях и организациях документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые депутату для осуществления депутатской деятельности;

4) организовывать рабочие группы для решения вопросов, связанных с деятельностью депутата;

5) размещать по поручению депутата объявления и другую информацию в средствах массовой информации.

Таким образом, Ковальский К.Э., являясь помощником депутата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, не обладает ни организационно-распорядительными, ни административно-хозяйственными функциями.

С учетом установленных обстоятельств, прихожу к выводу о том, что Ковальский К.Э., применительно к данной ситуации, не является должностным лицом, обладающим полномочиями, указанными в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, а соответственно, не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку по делу не доказано, что Ковальский К.Э. является именно тем лицом, которое подлежит ответственности за совершение вмененного правонарушения, постановление по делу об административном правонарушении является не законным и подлежит отмене, поскольку не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление, что предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении Ковальского Кирилла Эдуардовича подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление Административной комиссии Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 5858 от 21 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении Ковальского Кирилла Эдуардовича отменить, производство по делу прекратить, жалобу удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.

Судья И.Ф. Зинатуллина