Дело № 12-28/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Анива Сахалинская область 18 мая 2022 года
Судья Анивского районного суда Сахалинской области Болдырева Н.С., рассмотрев жалобу директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества г. Анива» Кузьминой И.Е. на постановление главного государственного инспектора Анивского района по пожарному надзору территориального отделения надзорной деятельности Анивского района Главного управления МЧС России по Сахалинской области ФИО1 № 8 от 04 марта 2022 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества г. Анива» Кузьминой Марины Евгеньевны, привлекаемой к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Анивского района по пожарному надзору территориального отделения надзорной деятельности Анивского района Главного управления МЧС России по Сахалинской области № 8 от 04 марта 2022 года по делу об административном правонарушении директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества г. Анива» (далее – МБУ ДО «ДДТ» г. Анива) ФИО2 подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15 марта 2022 года ФИО2 подана жалоба на данное постановление, в которой указала, что считает его необоснованным по следующим основаниям. Здание МБУ ДО «ДДТ» г. Анива находится в оперативном управлении, где она является директором. На основании п. 7.2 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ей Учредителем на приобретение такого имущества. Следовательно, заявитель не является распределителем финансовых средств и, тем самым, не имеет возможности исправить пункты 1-4, указанные в постановлении об административном правонарушении. Вместе с тем, заявитель неоднократно направляла письма в адрес учредителя – администрации Анивского городского округа о выделении денежных средств на устранение нарушений. Предписание нарушает права заявителя, так как она обязана в срок до 01 ноября 2022 года устранить нарушения, в противном случае ее привлекут к административной ответственности. Кроме того, заявитель впервые подвергается к административной ответственности, в связи с чем с учетом смягчающих обстоятельств просит заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
В судебном заседании защитник должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО3 – Корныхова А.В. настаивала на доводах жалобы по изложенным в ней основаниям.
Главный государственный инспектор Анивского района по пожарному надзору ФИО1 в судебном заседании просил жалобу ФИО3 оставить без удовлетворения, а обжалуемое постановление без изменения.
Выслушав защитника Корныхову А.В., должностное лицо ФИО1, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как установлено материалами дела, 18 февраля 2022 года главным государственным инспектором Анивского района по пожарному надзору ФИО1 на основании решения № 4 от 24 января 2022 года проведена плановая выездная проверка в отношении МБУ ДО «ДДТ» г. Анива, в ходе которой выявлено нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16 сентября 2020 года, Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 1.13130.2020 от 19 сентября 2020 года Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», СП 4.13130.2013 от 24 апреля 2013 года Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», СП 6.13130.2013 от 25 февраля 2013 года Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности», ГОСТ 31565-2012 «Кабальные изделия. Требования пожарной безопасности», СП 7.13130.2013 от 21 февраля 2013 года Свод правил. «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 года от 30 сентября 2020 года Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», а именно:
Выходы с лестничных клеток на чердак предусмотрены через люки, выполнены не в противопожарном исполнении (ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3 ст. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, п. 7.7 СП 4.13130.2013).
2. Здание Дома детского творчества не обеспечено источниками наружного противопожарного водоснабжения (при строительном объеме здания более 5 тыс м3, но не более 25 м3, при количестве этажей более 2, но не более 6, класса функциональной пожарной опасности Ф4.1, расход воды на наружное пожаротушение должен составлять не менее 20 л/с (в соответствии с актом проверки пожарных гидрантов от сентября 2021 года наружное пожаротушение осуществляется от одного пожарного гидранта с расходом воды 6,2 л/с)) (ст. 68 ФЗ № 123 ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3, ч. 4 ст. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, п. 4.1, п. 5.2, п. 8.8, п. 8.9, п. 8.10, табл. 2 СП 8.13130.2020).
3. Складские помещения №№ 9, 15, 25, 46, 51, 53, 55, 56, 59, 62 (в соответствии с техническим заключением «Определение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности по СП 12.13130.2009 для объекта: здания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества», расположенного по адресу: <...>»), расположенные в здании Дома детского творчества, имеют категории В2 (склад № 51) и В3 по взрывопожарной и пожарной опасности, при этом не выделены противопожарными перегородками не ниже 1-го типа (предел огнестойкости дверей, являющихся элементами заполнения проемов в противопожарных перегородках 1-го типа, составляет менее ЕI 30) (ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3, ч. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, п. 5.6.4 СП 4.13130.2013, табл. 23, табл. 24 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008).
4. Кабельные линии системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре выполнены кабелем, поддерживающим горение (п. 54 ППР в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3 ст. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, п. 4.8, п. 4.9 СП 6.13130.2013, табл. 2 ГОСТ 31565-2012).
5. Двери выхода, через который может эвакуироваться 15 человек с коридора 2-го этажа в юго-восточную лестничную клетку, открываются не по направлению выхода из здания (ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3 ст. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, п. 4.2.22 СП 1.13130.2020).
6. Ширина выходов из лестничных клеток здания наружу менее ширины маршей лестниц, определяемой расстоянием между ограждениями или между стеной и ограждением (ширина выходов – 0,7 м, ширина маршей лестниц в лестничных клетках – 1,1 м) (ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3 ст. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, п.4.2.20 СП 1.13130.2020).
7. Ширина эвакуационных выходов из актового зала, коридоров, примыкающих к лестничным клеткам, эвакуационных выходов из здания, при числе эвакуирующихся через них свыше 50 человек, менее 1,2 м (ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3 ст. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, п.4.2.19 СП 1.13130.2020).
8. Ширина пути эвакуации по лестницам, предназначенным для эвакуации людей, расположенным в северо-восточной и юго-восточной лестничных клетках, менее 1.35 м (фактически 1,12 м) (ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3 ст. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020).
9. Допущено уменьшение ширины пути эвакуации по юго-восточному коридору 1-го этажа до 1,1 м при учете двустороннего расположения дверей, открывающихся из помещений в коридор (ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3 ст. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, п. 4.3.4 СП 1.13130.2020).
10. Ширина лестничных площадок в северо-восточной и юго-восточной лестничных клетках менее ширины марша (фактически 0,97 м) (ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3 ст. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, п.4.4.2 СП 1.13130.2020).
11. Дверь, выходящая из коридора 2-го этажа на северо-восточную лестничную клетку, в максимально открытом положении уменьшает требуемую ширину лестничной площадки до 0,97м (ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3 ст. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, п. 4.4.2 СП 1.13130.2020).
12. Ширина пути эвакуации по лестницам, предназначенным для эвакуации людей, расположенным в северо-восточной и юго-восточной лестничных клетках, уменьшается за счет размещения радиаторов отопления, выступающих из плоскости стен на высоте менее 2,2 м до менее 1, 2 м (ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3 ст. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, п. 4.4.9 СП 1.13130.2020).
13. Отсутствует противодымная защита, а также не обеспечивается естественное проветривание при пожаре из коридоров здания (окна, установленные в проемах наружных стен, не соответствуют требования, предъявляемым к проемам, обеспечивающим естественное проветривание при пожаре) (ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3 ст. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, пп. «в» п. 7.2, п. 8.5 СП 7.13130.2013).
14. Коридоры, примыкающие к лестницам 2-го типа 1, 2 и 3 этажей не отделены противопожарными перегородками 1-го типа (в коридорах 1-го этажа отсутствуют перегородки и двери с нормируемым пределом огнестойкости; в коридоре 3-го этажа установлены двери и перегородки с ненормируемым пределом огнестойкости) (ст. 3 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, ч. 3 ст. 4 ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» ФЗ № 123 «ТР о требованиях ПБ» от 22.07.2008, п.7.1.9 СП 1.13130.2020.
Эти обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела об административном правонарушении доказательствами, полученными в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: решением о проведении плановой выездной проверки № 4 от 24 января 2022 года; актом выездной проверки № 4 от 18 февраля 2022 года; протоколом осмотра от 16 февраля 2022 года;
- предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 4/2 от 18 февраля 2022 года; уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении № 54 от 18 февраля 2022 года; распоряжением администрации Анивского городского округа № 580-к от 28 октября 2016 года; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица от 18 декабря 1998 года; определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 25 февраля 2022 года; постановлением № 8 о назначении административного наказания от 04 марта 2022 года.
Наличие, вопреки требованиям норм и правил пожарной безопасности в Российской Федерации, установленных нарушений, явилось основанием для составления 25 февраля 2022 года в отношении директора МБУ ДО «ДДТ» г. Анива ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и впоследствии ее привлечения на основании постановления от 04 марта 2022 года к административной ответственности по инкриминируемой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина должностного лица в совершении административного правонарушения установлена на основании собранных по делу доказательств, полученных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющихся последовательными, согласующихся между собой, вследствие чего обоснованно признанных должностным лицом административного органа достоверными относительно события совершенного правонарушения.
ФИО2, являясь должностным лицом МБУ ДО «ДДТ» г. Анива, обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения ею юридически значимых действий, чего в данном случае ею сделано не было.
Таким образом, директор МБУ ДО «ДДТ» г. Анива ФИО2, будучи должностным лицом, обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение требований пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления от 04 марта 2022 года в ходе производства по данному делу допущено не было; постановление вынесено в соответствии со статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшего по делу постановления в части назначенного должностному лицу наказания.
Так, санкция части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для должностных лиц административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Оценивая назначенное наказание в виде административного штрафа, судья считает его чрезмерно суровым. Ранее ФИО2 к административной ответственности не привлекалась. Нарушение должностным лицом противопожарных норм и правил не нанесло существенного вреда охраняемым государственным или общественным интересам.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, характера совершенного ФИО2 правонарушения и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, судья приходит к выводу о необходимости смягчения наказания и назначении должностному лицу наказания в виде предупреждения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление от 04 марта 2022 года подлежит изменению в части вида назначенного наказания с административного штрафа в размере 6 000 рублей на предупреждение.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
ФИО4 Евгеньевны удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора Анивского района по пожарному надзору территориального отделения надзорной деятельности Анивского района Главного управления МЧС России по Сахалинской области ФИО1 № 8 от 04 марта 2022 года о привлечении должностного лица – директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества г. Анива» Кузьминой Марины Евгеньевны к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Отменить наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей, назначив наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения.
Судья Н.С. Болдырева