КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Буряченко Т.С. Дело № 7А-160/2023 (№ 12-28/2023)
УИД 39RS0019-01-2023-000639-95
РЕШЕНИЕ
24 октября 2023 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.
при помощнике судьи Поповой Т.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснознаменскому, Неманском, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам ФИО1 на решение Советского городского суда Калининградской области от 9 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Советский городской округ» Калининградской области.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснознаменскому, Неманскому, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам ФИО1 № 344/2023 от 27 апреля 2023 года администрация МО «Советский городской округ» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Решением судьи Советского городского суда Калининградской области от 9 августа 2023 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО1 ставит вопрос об отмене судебного акта. Указывает на доказанность вины администрации в совершении вмененного правонарушения, полагая выводы судьи городского суда об отсутствии состава правонарушения незаконными и необоснованными. Настаивает на том, что пожар произошел на земельном участке, принадлежащем администрации.
Заслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, защитника администрации МО «Советский городской округ» ФИО2, указавшего, что решение судьи является законным и обоснованным, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В силу части 2 названной статьи те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ), и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
Согласно пункту 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Приказом Министерства строительства и ЖКХ Калининградской области от 02.03.2023 № 55 на территории Калининградской области на период с 7 марта 2023 года по 31 мая 2023 года был установлен особый противопожарный режим.
Согласно подп. 2 п. 2 вышеуказанного приказа органам местного самоуправления Калининградской области рекомендовано принять дополнительные меры пожарной безопасности, в том числе организовать удаление (сбор) сухой растительности с целью проведения мероприятий, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов, а также распространению огня на здания, сооружения, жилые дома и хозяйственные постройки.
Из материалов дела следует, что 20 марта 2023 года в 10:44 диспетчеру пожарно-спасательной части № 12 г. Советска поступило сообщение о ландшафтном пожаре по адресу: <адрес>, где по прибытию дежурным караулом ПСЧ-12 зафиксирован ландшафтный (природный) пожар – горение травы (стерни) по координатам 55.064440, 21.915582, о чем было составлено донесение.
В ходе проведения проверки по факту указанного возгорания должностным лицом отдела надзорной деятельности было установлено, что администрация МО «Советский городской округ», являясь собственником земельного участка, на котором произошел ландшафтный пожар, в условиях особого противопожарного режима нарушила требования п. 67 Правил противопожарного режима, не обеспечив уборку мусора, сухой растительности и покос травы указанного земельного участка, расположенного в границах населенного пункта.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении администрации МО «Советский городской округ» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением должностного лица от 27 апреля 2023 года администрация привлечена к административной ответственности.
Отменяя постановление должностного лица, и прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводу о том, что администрация Советского городского округа не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку возгорание сухой растительности произошло на земельном участке, с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, правообладателями которого являются собственники помещений.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вместе с тем имеющиеся в деле доказательства (донесение о пожаре, протокол об административном правонарушении) не позволяют определить участок территории, на котором не была исполнена обязанность по уборке мусора, сухой растительности и покосу травы.
Донесение о пожаре от 20 марта 2023 года, протокол об административном правонарушении от 20 апреля 2023 года содержат сведения о координатах только одной точки (55.064440оС, 21.915582о В) без указания земельного участка, а также сведения об адресе: <адрес>
Согласно выписке из Единого реестра недвижимости от 20.06.2023 по адресу: <адрес> находится многоквартирный жилой дом, который расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель: земли населенных пунктов).
С учетом указанных обстоятельств, судья городского суда пришел к правильному выводу об отсутствии в деянии администрации МО «Советский городской округ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Указание подателя жалобы на то, что адрес места возникновения пожара: <адрес> не является фактическим местом возникновением пожара и указан в донесении о пожаре в качестве ориентира с привязкой к местности, также не позволяет определить участок территории, на котором не была исполнена обязанность по принятию мер пожарной безопасности.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судьи городского суда, по делу не имеется.
При таком положении предусмотренных КоАП РФ правовых оснований для удовлетворения жалобы, отмены решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Советского городского суда Калининградской области от 9 августа 2023 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья