Р Е Ш Е Н И Е
г. Усть-Лабинск «08» декабря 2020 г.
Судья Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края Колойда А.С.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю 023/04/7.30-4731/2020 от 07 октября 2020 г. должностное лицо – руководитель контрактной службы администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района по проведению торгов по продаже основных средств, главный специалист управления ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в районный суд с жалобой, в которой просила его отменить и производство по делу прекратить.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы ФИО1 указала, что при рассмотрении дела не было учтено, что решением УФАС по Краснодарскому краю от 13.04.2020г. установлено, что в действиях заказчика (администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района) усматривается нарушение ч. 2 ст. 36 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», однако принято решение не выдавать предписание заказчику – администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд посчитал возможным провести судебное разбирательство в его отсутствие.
Выслушав ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что жалоба подлежит частичному удовлетворению, а постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № 023/04/7.30-4731/2020 от 07 октября 2020 г. подлежит изменению.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 7 ст. 7.32.4 КоАП РФ нарушение порядка определения победителя обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 10.02.2020г. администрацией МО Усть-Лабинского района проводился электронный аукцион № 0318300017520000021, где объектом закупки являлась уборка городских территорий г. Усть-Лабинска, а заказчиком выступала администрация Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района. Начальная (максимальная) цена контракта-5 849 836,20 рублей. 02.04.2020г. заказчиком было получено предостережение прокуратуры Усть-Лабинского района о недопустимости нарушения законодательства о контрактной системе, об отходах производства и потребления от 30.03.2020г. № 7-03-20/2481. Согласно предостережения прокуратуры Усть-Лабинского района указанного от 30.03.2020 № 7-03-20/2481 закупка «Уборка городских территорий г. Усть-Лабинска» осуществлена с нарушением норм действующего законодательства, а именно: в извещении отсутствует требование о наличии у подрядчика лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, что является нарушением п.1 ч.1 ст. 31 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
21.02.2020г. установлено окончание срока подачи заявок на участие в закупке. Дата аукциона в электронной форме 26.02.2020г., дата протокола проведения итогов электронного аукциона 24.03.2020г.
Так как процедура осуществления закупки завершена, то у Заказчика отсутствовала возможность внести изменения в закупку в целях приведения в соответствие ее нормам действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вносит соответствующие изменения в план-график (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
При указанных выше условиях предостережение является для заказчика обстоятельством непреодолимой силы, так как является чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях.
На основании вышеизложенного заказчиком было принято решение об отмене закупки с исх. № 1097 от 03.04.2020, которое было направлено в уполномоченный орган - МО Усть-Лабинский район для его размещения в ЕИС.
Необходимо отметить и тот факт, что предостережение прокуратуры учитывалось заказчиком при принятии решения об отменен закупки, но не являлось основанием для принятия данного решения.
03.04.2020 извещение (решение) об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещено в ЕИС.
Согласно статьи 2, пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1), в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор, в том числе, за исполнением законов органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В соответствии со статьей 25.1 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 к объектам прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов относятся: 1) федеральные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти; 2) органы военного управления, их должностные лица; 3) органы контроля, их должностные лица; 4) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации; 5) органы местного самоуправления; 6) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
К объектам прокурорского надзора в сфере государственных (муниципальных) закупок являются: федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок; органы государственной власти и местного самоуправления, контролирующие органы, органы власти федерального, регионального, муниципального уровней, на которые возложены полномочия по организации закупок; органы, организации, размещающие государственный (муниципальный) заказ, участники размещения заказа, исполнители, подрядчики по государственным (муниципальным) контрактам; органы контроля в сфере размещения заказов.
Также объектами прокурорского надзора за исполнением законов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются органы, организации, размещающие государственный и (или) муниципальный заказ, такие как: государственные (муниципальные) заказчики, комиссии по размещению заказа, специализированные организации.
Прокуратурой Усть-Лабинского районе вынесено не предписание об отмене закупки, а предостережение, которое было учтено заказчиком, при принятии решения об отмене закупки по решению заказчика.
Кроме того, частями 3 и 4 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе и при отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не несет ответственность перед участниками закупки, подавшими заявки.
Отмена определения поставщика по данной конкретной закупке не нарушает права лиц, участвующих в закупке, на ведение предпринимательской деятельности и извлечение прибыли.
Кроме того, процедура возобновления заключения контракта после отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрена положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Осуществление деятельности, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит лицензированию без соответствующей лицензии, не допустимо.
Так, участниками закупки не представлены документы и информация о наличии у него лицензии. Кроме того, согласно сведениям, который содержатся в реестре лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1У классов опасности, размещенном в свободном доступе на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, у участника отсутствует соответствующая лицензия.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В случае привлечения субподрядчика - предоставить лицензию субподрядной организации и договор, заключенный с субподрядчиком, со сроком действия не менее срока действия государственного контракта.
Отсутствие лицензии исключает возможность осуществления участниками закупки деятельности по уборке городских территорий.
Заместителем руководителя УФАС России по Краснодарскому краю 09.10.2020г. вынесено постановление об административном правонарушении № 023/04/7.30-4731/2020 в отношении руководителя контрактной службы администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района ФИО1 по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ о наложении штрафа в размере 15 000 рублей 00 копеек.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно решению от 13.04.2020г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю установлено, что заказчиком – администрацией Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района, уполномоченным органом – администрацией МО Усть-Лабинского района проводился электронный аукцион: «Уборка городских территорий г.Усть-Лабинска».
Согласно ч. 1 ст. 36 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вносит соответствующие изменения в план-график (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
02.04.2020 заказчиком было получено предостережение прокуратуры Усть-Лабинского района о недопустимости нарушения законодательства о контрактной системе, об отходах производства и потребления от 30.03.2020 № 7-03-20/2481 (Вх. № 1-1088) (копия предостережения от 30.03.2020 № 7- 03-20/2481 прилагается).
Согласно предостережения прокуратуры Усть-Лабинского района указанного от 30.03.2020 № 7-03-20/2481 (Вх. № 1-1088) закупка «Уборка городских территорий г. Усть-Лабинска», осуществлена с нарушением норм действующего законодательства, а именно: в извещении отсутствует требование о наличии у подрядчика лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, что является нарушением пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
На основании вышеизложенного заказчиком было принято решение об отмене закупки с исх. № 1097 от 03.04.2020, которое было направлено в уполномоченный орган - МО Усть-Лабинский район для его размещения в ЕИС (копия документа прилагается).
Предостережение прокуратуры учитывалось заказчиком при принятии решения об отмене закупки, но не являлось основанием для принятия данного решения.
Частями 3 и 4 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе и при отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не несет ответственность перед участниками закупки, подавшими заявки.
Процедура возобновления заключения контракта после отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрена положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Суд не находит оснований для прекращения производства по делу на основании ст. 24.5 КоАП РФ, так как заявителем не представлено доказательств, подтверждающих прекращение при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Таким образом, учитывая обстоятельства дела и характер совершенного правонарушения, а также то, что ФИО1 впервые привлекается к административной ответственности, и то, что обеспечить достижение цели административного наказания сможет и менее строгий его вид, поэтому суд считает возможным назначить административное наказание ФИО1 в виде предупреждения.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю №023/04/7.30-4731/2020 от 07 октября 2020 г. в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ изменить, а жалобу ФИО1, удовлетворить частично.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю №023/04/7.30-4731/2020 от 07 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, удовлетворить частично.
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю №023/04/7.30-4731/2020 от 07 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении ФИО1 - изменить.
Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение десяти дней.
Судья подпись А.С. Колойда
Копия верна
Судья А.С. Колойда