ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-290/2021 от 08.06.2021 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

08 июня 2021 года город Иркутск

Судья Куйбышевского районного суда города Иркутска Смертина Т.М.,

рассмотрев материалы дела №12-290/2021 по жалобе заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска – детский сад № 127 «Берёзка» <ФИО>1 на постановление № 38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области <ФИО>3 от 11 февраля 2021 года и Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05 марта 2021 года, вынесенное врио руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области <ФИО>4, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении:

юридического лица - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска – детский сад № <номер> «Берёзка», ОГРН <***> от 26.09.2002 г., ИНН/КПП <***>/384901001, дата регистрации – 29.01.1998 г., юридический адрес: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

11 февраля 2021 года главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области <ФИО>6 вынесено постановление № 38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 по делу об административном правонарушении, которым муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска – детский сад № <номер> «Берёзка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05 марта 2021 года, вынесенным врио руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области <ФИО>7 постановление инспекции труда от 11.02.2021 № 38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 оставлено без изменения, а жалоба заведующей МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» - без удовлетворения.

Не согласившись с указанными решениями, заведующая МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» <ФИО>1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление № 38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 от 11.02.2021 г. и Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05 марта 2021 года отменить. В обоснование доводов жалобы указал, что постановление считает незаконным, по следующим основаниям.

При вынесении решения от 5 марта 2021 года врио руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области <ФИО>4 не учла доказательства, подтверждающие отсутствие реальной возможности соблюдать требования ч. 6 ст. 136, ч. 1 ст. 236 ТК РФ в целях предотвращения совершения административного правонарушения, принятие всех зависящих от заявителя мер для соблюдения указанных требований закона, а именно:

МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» является бюджетным учреждением, денежные средства на выплату заработной платы работникам учреждения получены 18 января 2021 года, операции по зачислению средств субвенции на лицевые счета учреждений были проведены департаментом финансов комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска 18 января 2021 года после 16.00 часов, в связи поздним получением 18 января 2021 года из УФК по Иркутской области выписки из казначейского счета за 15 января 2021 года (вместо установленного времени 10 час. 30 мин. минут выписка направлена только после 16.00 часов, т.е. после окончания времени для приема платежных документов с исполнением в течение текущего рабочего дня). Таким образом, перечисление с лицевых счетов учреждений денежных средств работникам учреждений на выплату заработной платы за декабрь 2020 года началось с 19 января 2021 года. Средства субвенции на дошкольное образование зачислены на казначейский счет (единый счет бюджета города Иркутска) в 21.53 час. 14 января 2021 года. Выписку из лицевого счета администратора доходов, департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска получил на следующий рабочий день, т.е. 15 января 2021 года.

Ссылаясь на положения ст. 2.9 КоАП РФ, п. 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», заявитель указывает, что оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не ставится в зависимость от того, является ли состав совершенного правонарушения формальным или материальным.

В соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» является бюджетным учреждением и осуществляет деятельность за счет средств муниципального бюджета.

МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» является бюджетным учреждением и подлежит финансированию строго на определенные цели. Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения не предусмотрены расходы на уплату штрафов. Также отмечает, что ранее МБДОУ г. Иркутска детский сад <номер> «Берёзка» к административной ответственности не привлекалось.

Предписание об устранении выявленных нарушений № 38/7-183-21-ОБ/12-859-И/68-16 от 03.02.2021 исполнено в полном объеме, что подтверждается копиями платежных поручений от 15.02.2021 года. На основании изложенного, просит суд постановление № 38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 от 11 февраля 2021 года Главного государственного инспектора труда в Иркутской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, вынесенное в отношении МБДОУ г. Иркутска детского сада № <номер> «Берёзка», а также Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 5 марта 2021 года, вынесенное врио руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области <ФИО>4, отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности административного правонарушения, с объявлением МБДОУ г. Иркутска детского сада № <номер> «Берёзка» устного замечания.

Согласно ч.1 ст. 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока обжалования постановления, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Учитывая, что жалоба на постановление заявителем через ОПС 26 марта 2021 г. изначально ошибочно была направлена в Кировский районный суд г. Иркутска, т.е. в десятидневный срок со дня получения 16.03.2021 копии решения вышестоящего должностного лица ГИТ в Иркутской области, и в дальнейшем определением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 01.04.2021 года была направлена для рассмотрения по подведомственности в Куйбышевский районный суд г. Иркутска, судья приходит к выводу о том, что срок для подачи жалобы заведующей муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением города Иркутска – детский сад № <номер> «Берёзка» <ФИО>1 не пропущен.

В судебное заседание законный представитель МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» - заведующая <ФИО>1, представитель ГИТ в Иркутской области, будучи надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились по неизвестным суду причинам, на имя общества в адрес суда поступили возвраты почтовых конвертов с отметкой «за истечением срока хранения». В соответствии с ч. 3 ст. 25.4, п. 4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ судья разрешила настоящее дело в отсутствие заведующей МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» <ФИО>1, представителя ГИТ в Иркутской области, признав возможным рассмотрение дела по доводам жалобы на основании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом в силу части 3 данной статьи судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области № 38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 от 11 февраля 2021 г., Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 5 марта 2021 г., проанализировав доводы жалобы, судья находит указанные решения законными и обоснованными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 6 ст. 136 Трудового Кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Как следует из ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В силу положений ст. 419 Трудового Кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Статьей 5.27 частью 6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Из материалов административного дела судьёй следует, что cогласно протокола № 38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 об административном правонарушении от 08.02.2021 г., составленного в отношении МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка», усматривается, что в Государственную инспекцию труда в Иркутской области поступило обращение работника по вопросу задержки выплаты заработной платы за декабрь 2020 г. без уплаты процентов на основании ст. 236 Трудового кодекса РФ. На основании поступившего обращения инспекцией труда проведена внеплановая документарная проверка в отношении МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка», по результатам которой установлено, что выплата заработной платы за первую половину декабря 2020 31.12.2020 и за вторую половину декабря 2020 - 19.01.2021 произведена работодателем в нарушение установленных ч. 6 ст. 136 ТК РФ сроков.

Также в нарушение ч. 1 ст. 236 ТК РФ работодателем не начислены и не выплачены работникам проценты за задержку выплаты им заработной платы за декабрь 2020.

Настоящим протоколом № 38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 об административном правонарушении от 08.02.2021 г. установлено, что совершённые МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» нарушения законодательства о труде образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Вина МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» в совершении данного административного правонарушения подтверждается письменными доказательствами в деле, а, именно: тот факт, что заработная плата перечислена работникам учреждения 30 и 31 декабря 2020, подтверждают платежные поручения от 29.12.2020 №№ 942, 937, 942 (с отметкой Департамента финансов комитета по бюджетной политики и финансам администрации г. Иркутска о проведении платежа 31.12.2020), платежные поручения от 29.12.2020 №№ 936, 941 (с отметкой Департамента финансов комитета бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска о проведении плат 30.12.2020), платежное поручение от 23.12.2020 № 919 (за первую половину декабря 2020); и 19.01.2021 - подтверждают платежные поручения от 13.01.2021 №№ 1, 2, 3, 4 (с отметкой Департамента финансов комитета по бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска о проведении платежа 19.01.2021) (за вторую половину декабря 2020 года); Акт проверки органом государственного контроля (надзора) от 03.02.2021 года.

Постановлением № 38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области <ФИО>3 от 11 февраля 2021 года муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска – детский сад № <номер> «Берёзка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05 марта 2021 года, вынесенным врио руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области <ФИО>4, постановление инспекции труда от 11.02.2021 № 38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 оставлено без изменения, а жалоба заведующей МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 «Берёзка» - без удовлетворения.

Каких-либо оснований сомневаться в законности и правомерности вынесенного постановления №38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 по делу об административном правонарушении от 11.02.2021 года, а также Решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05 марта 2021 года в отношении МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка», судья не находит, так как указанные решения соответствуют требованиям статей 24.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ.

Доводы жалобы заявителя о том, что в связи поздним получением 18 января 2021 года из УФК по Иркутской области выписки из казначейского счета за 15 января 2021 года перечисление с лицевых счетов учреждений денежных средств работникам учреждений на выплату заработной платы за декабрь 2020 года началось с 19 января 2021 года; что МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» является бюджетным учреждением и подлежит финансированию строго на определенные цели, что планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения не предусмотрены расходы на уплату штрафов; что ранее МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» к административной ответственности не привлекалось, предписание об устранении выявленных нарушений № 38/7-183-21-ОБ/12-859-И/68-16 от 03.02.2021 исполнено в полном объеме, что подтверждается копиями платежных поручений от 15.02.2021 года, судья находит не влияющими на законность и обоснованность принятого по делу постановления №38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 по делу об административном правонарушении от 11.02.2021 года, а также решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05 марта 2021 года, как основанные на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств по делу.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

К ним относятся правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ, поскольку они посягают на права граждан, находящиеся под приоритетной защитой государства.

В силу ч. 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Между тем, в соответствии с п. 91 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Роструда от 13.06.2019 N 160, возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан может быть обусловлено невыплатой работникам заработной платы, ее отдельных составных частей.

Кроме того, Федеральным законом РФ от 08.12.2020 № 410-ФЗ предусмотрена возможность замены административного штрафа предупреждением для некоммерческих организаций, если административное правонарушение совершено впервые и не причинило вреда (не создало угрозу его причинения).

Как следует из части 6 ст. 5.27 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, санкция данной статьи уже предусматривает такую меру ответственности как предупреждение.

В части 1 статьи 4.2 КоАП РФ перечислены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и в указанный перечень не входит такое обстоятельство, как статус федерального казенного учреждения, финансовое обеспечение которого, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, а также указание заявителя на то, что МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» является бюджетным учреждением и подлежит финансированию строго на определенные цели, что планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения не предусмотрены расходы на уплату штрафов, судья не усматривает наличия указанных смягчающих обстоятельств по делу ни в силу установленных обстоятельств по делу, ни в силу требований закона.

Учитывая то, что объектом посягательства является право на оплату труда, и именно противоправное поведение ответственных лиц заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, выражающееся в нарушении закрепленного в ст. 37 Конституции РФ права каждого гражданина на вознаграждение за труд и нарушении права каждого работника на своевременною и в полном размере выплат заработной платы (ст. 2 ТК РФ), судья не усматривает правовых оснований для отмены постановления №38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 от 11.02.2021 года и Решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05 марта 2021 года в отношении МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка».

При этом, судья приходит к выводу, что основания для прекращения производства по делу ввиду признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» от ответственности с объявлением устного замечания по настоящему делу не имеется. Административное наказание в размере 30 000 рублей назначено обоснованно, с учётом бюджетного финансирования учреждения, тяжести характера совершенного правонарушения.

Действия МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Постановление о привлечении МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьёй 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Таким образом, проанализировав обстоятельства дела, исследовав письменные доказательства по делу, судья каких-либо законных оснований для прекращения производства по делу не усматривает. Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления в ходе производства по делу, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом допущено не было, поэтому постановление о назначении МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» административного наказания, а также Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05 марта 2021 года являются законными и обоснованными, вследствие чего они подлежат оставлению без изменения, а жалоба заведующей МБДОУ г. Иркутска детский сад № <номер> «Берёзка» <ФИО>1 - без удовлетворения.

С учетом изложенного, руководствуясь требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление № 38/7-183-21-ОБ/12-1083-И/68-16 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области <ФИО>3 от 11 февраля 2021 года и Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05 марта 2021 года, вынесенное врио руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области <ФИО>4, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска – детский сад № <номер> «Берёзка» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/384901001) - оставить без изменения, а жалобу заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска – детский сад № <номер> «Берёзка» <ФИО>1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья: Т.М. Смертина