ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-290/2022 от 25.05.2022 Ачинского городского суда (Красноярский край)

№ 12-290/2022

24RS0002-01-2022-001550-77

РЕШЕНИЕ

<...> 25 мая 2022 года

Судья Ачинского городского суда Красноярского края Насонов С.Г.,

с участием помощника Ачинского городского прокурора Малиновской Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Ачинского городского прокурора Примоленного Д.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора в г. Ачинске, Ачинском, Бирилюсском, Большеулуйском и Козульском районах по использованию и охране земель, главного специалиста-эксперта межмуниципального Ачинского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО1 от 28 февраля 2022 года по делу № 01/02 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении главы крестьянско-фермерского хозяйства ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в г. Ачинске, Ачинском, Бирилюсском, Большеулуйском и Козульском районах Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО1 от 28 февраля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении главы крестьянско-фермерского хозяйства ФИО2 прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Заместитель Ачинского городского прокурора Примоленный Д.В., не согласившись с указанным постановлением, принес в Ачинский городской суд протест на указанное постановление, просил его отменить, мотивируя тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении допущены нарушения требований КоАП РФ и неполнота проведенной проверки, что повлекло за собой принятие незаконного решения. Так, согласно административному материалу установлено, что Глава КФХ ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Согласно сведений из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности Главы КФХ ФИО2 является разведение лошадей, ослов, мулов, лошаков.

Хозяйственную деятельность Глава КФХ ФИО2 осуществляет наземельном участке кадастровый по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажиземельного участка от 20.09.2020, заключенного с администрацией Ачинскогорайона.

Земельный участок общей площадью 61925 кв.м., из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием «для строительства животноводческой фермы». На земельном участке зарегистрирован объект недвижимости животноводческая ферма в 2018 году площадью 906,6 кв.м. с ориентировочным поголовьем скотины 30 голов.

Также в 15 метрах на запад от животноводческой фермы на земельном участке расположен навес с установленной пилорамой марки «Алтай», на территории земельного участка кадастровой имеется заготовленный и обработанный пиломатериал, а также остатки от лесопиления в виде опилок.

Согласно генерального плана Ястребовского сельсовета Ачинского района и Правил землепользования и застройки Ястребовского сельсовета земельный участок кадастровой относится к землям сельскохозяйственного назначения и расположен в территориальной зоне «Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2)».

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений а также видов разрешенного использования земельных участков для территориальной зоны (Сх2). Основной вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает ведение деятельности по хранению, приработке древесины в границах земельного участка.

Согласно позиции службы, основанием прекращения производства по делуявляется то, что к условно разрешенным видам использования земельного участкав данной территориальной зоне (Сх2) относится: размещение рынков, хранение ипереработка сельскохозяйственной продукции, обеспечение сельскохозяйственного производства, что допускает на вышеуказанном земельном участке ведения деятельности по хранению, переработке древесины в личных целях для поддержания функционирования имеющейся животноводческой фермы.

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что Главой КФХ ФИО2 посредством социальной сети интернет на сайте «Авито.ру» размещено объявление коммерческого характера по продаже пиломатериала с указанием контактных данных. Также обстоятельства по оказанию услуг по переработке Главой КФХ ФИО2 древесины третьим лицам установлены сотрудниками КГКУ «Лесная охрана» в рамках проведенных рейдовых мероприятий.

В 2018 году Главой КФХ ФИО2 построена и зарегистрирована животноводческая ферма площадью 906,6 кв.м. На момент проведения проверки, какие-либо работы по строительству, реконструкции животноводческой фермы не проводились. Разрешений администрацией Ачинского района на строительство, реконструкцию нежилого объекта в границах земельного участка кадастровый находящегося в собственности ФИО2 не выдавалось.

Исходя из системного толкования статей 1, 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статей 8 и 13 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Если же вид разрешенного использования земельного участка осуществляется его собственником (правообладателем) не по целевому назначению, такие действия должны квалифицироваться в качестве нарушения правового режима целевого использования земельного участка и влечь наступление административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации.

Обоснование такого подхода судебная практика находит в правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года).

По мнению прокурора, по делу не выяснены существенные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, в связи с чем, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Главы КФХ ФИО2 принято преждевременно.

В судебном заседании помощник Ачинского городского прокурора Малиновская Р.А поддержала протест по изложенным в нем основаниям.

Глава КФХ ФИО2, будучи надлежащим образом извещенным о судебном заседании, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении протеста в его отсутствие.

Согласно поступившим в суд письменным возражениям представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, использование главой КФХ ФИО2 земельного участка с кадастровым номером 24:02:6806002:74, принадлежащего на праве собственности ФИО2, имеющего на момент прокурорской проверки согласно сведениям ЕГРН установленное разрешенное использование: для строительства животноводческой фермы, не может свидетельствовать о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, - об использовании главой КФХ ФИО2 указанного земельного участка не по целевому назначению. При этом материалы дела № 01/02 не содержат документального подтверждения, что при осуществлении хозяйственной деятельности главой КФХ ФИО2 на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 24:02:6806002:74, своими действиями лицо создало угрозу охраняемым законом интересам общества или государства либо причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, либо создало угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. С учётом представленных ФИО2 письменных пояснений от 24.02.2022 пришли к выводу о том, что материалы дела о административном правонарушении № 01/02 не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения.

Согласно поступившим в суд письменным возражениям главы КФХ ФИО2, в представленном прокурором материале отсутствуют акты осмотра, составленные в присутствии третьих лиц. Земельный участок используется по целевому назначению, на нем функционирует животноводческая ферма. Представленные в материалы дела выписки с Авито нельзя принимать в качестве доказательства, так как они добыты прокурором после вынесения постановления административным органом, не подтверждают факт производства распила на территории фермы, объявления поданы третьими лицами с использованием его аккаунта. Просит об отказе в удовлетворении протеста прокурора.

Изучив доводы протеста, выслушав прокурора, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно п. п. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу положений статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи, влечет административную ответственность.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела 12.01.2022 прокуратурой проведена проверка по факту соблюдения Главой КФХ ФИО2 требований земельного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно представленному акту осмотра, в ходе выездной проверки установлено, что на территории д. <адрес> осуществляет хозяйственную деятельность по животноводству КФХ ФИО2 Земельный участок общей площадью 61 925 кв.м. отнесен к категории земель населенных пунктов в разрешенным использованием «для строительства животноводческой фермы». На земельном участке зарегистрирован объект недвижимости «животноводческая ферма» площадью 906,6 кв.м. с поголовьем скота в 30 голов. Согласно генеральному плану Ястребовского сельсовета земельный участок в указанным кадастровым номером относится к землям сельскохозяйственного назначения. В 15 метрах на запад от животноводческой фермы на земельном участке расположен навес с установленной пилорамой марки «Алтай», а также на территории указанного земельного участка имеется заготовленный пиломатериал общим объемом 3 куб.м., остатки от лесопиления. То есть прокурором установлено, что главой КФХ на земельном участке сельскохозяйственного назначения ведется деятельность по лесопереработке древесины, которая не соответствует целевому использованию земельного участка.

04.02.2022 заместителем Ачинского городского прокурора возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении главы КФХ ФИО2, материалы которого направлены для принятия решения в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

28.02.2022 заместителем главного государственного инспектора в г. Ачинске, Ачинском, Бирилюсском, Большеулуйском и Козульском районах Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО1 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении главы КФХ ФИО2 по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Согласно ответу администрации Ачинского района Красноярского края от 16.02.2022 № 08-0696 земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель - «земли населенных пунктов». В соответствии с Правилами землепользования и застройки Ястребовского сельсовета, утвержденными решением Ястребовского сельского Совета депутатов Ачинского района Красноярского края от 20.12.2012 № 28-81P (в редакции решения Ачинского районного Совета депутатов от 28.02.2019 № 28-296Р), земельный участок с кадастровым номером 24:02:6806002:74 расположен в территориальной зоне «Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2)». К основным видам разрешенного использования земельных участков в данной территориальной зоне относится: растениеводство, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, код 1.7 - животноводство (разрешается размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции; сенокошение, разведение и выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов), скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники. К условно разрешенным видам использования земельных участков в данной территориальной зоне относятся: размещение рынков, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, код 1.18 - обеспечение сельскохозяйственного производства (размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства).

Таким образом, осуществление условно разрешенных видов использования земельных участков, таких как обеспечение сельскохозяйственного производства, является допустимым, если оно осуществляется для ведения сельского хозяйства.

Как следует из представленных материалов дела, при вынесении обжалуемого постановления от 28.02.2022 года должностным лицом не учитывались обстоятельства, касающиеся осуществления Главой КФХ ФИО2 использования земельного участка не по целевому назначению, в частности, осуществления деятельности по лесозаготовке в коммерческих целях.

Изложенным доказательствам и доводам должностным лицом юрисдикционного органа оценка не давалась.

Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Допущенное нарушение процессуальных требований является существенным, поскольку не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия настоящего решения не истек, постановление заместителя главного государственного инспектора в <адрес>, Ачинском, Бирилюсском, Большеулуйском и Козульском районах Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО1 от 28 февраля 2022 года по делу № 01/02 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении главы крестьянско-фермерского хозяйства ФИО2 подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же орган.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора в г. Ачинске, Ачинском, Бирилюсском, Большеулуйском и Козульском районах Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО1 от 28 февраля 2022 года по делу № 01/02 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении главы крестьянско-фермерского хозяйства ФИО2, - которым производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения – отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же орган.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы или принесения протеста через Ачинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья С.Г. Насо