ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-291/19 от 22.04.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 12-291/19

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

город Калининград 22 апреля 2019 года

Судья Ленинградского районного суда города Калининграда Дорошенко О.Л.,

при секретаре Луговой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО Промальянс на постановление заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области № 08 от 31 января 2019г. привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области № 08 от 31 января 2019г. ООО Промальянс привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, выразившегося в не предоставлении полной и достоверной экологической информации о выполнении нормативов утилизации и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе ООО Промальянс просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава админстративного правонарушения, настаивая на выполнении обязанности по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2017 год выполненной. Так, приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения код Общероссийскому классификатору продукции по ВЭД ОК 034-2014 (КПЕС 2008)- 26.40.20.110 группа №26 «Техника бытовая электронная» распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 г. № 1886-р включены в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. ООО Промальянс обеспечивает выполнение нормативов утилизации путем заключения договора с ООО Золотой ресурс от 11.01.2017 года № 17-17, в соответствии с которым Общество передает отходы от использования товаров указанной организации. По результату оказания услуг по выполнению нормативов утилизации, ООО Золотой Ресурс был подготовлен акт утилизации отходов, тем самым было обеспечено выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров ( приемники телевизионные...) Между тем, по результатам предоставленных Управлению Росприроднадзора по Калининградской области документов о выполнении нормативов утилизации, должностное лицо пришло к выводу о том, что предоставленный ООО Золотой ресурс акт утилизации отходов не может являться документом, подтверждающим выполнение норматива утилизации. Изложенное явилось основанием для выявления задолженности по уплате экологического сбора за 2017 год и выставления требования, законность которого оспаривается в Арбитражном суде Калининградской области. В то же время по доводам жалобы ссылается и на то, что при назначении наказания должностным лицом не были приняты во внимание положения ст. 4.1.1. КоАП РФ.

В судебном заседании защитник Промальянс ФИО1, действующий по доверенности просил постановление отменить.

Выслушав защитника, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

На основании пункта 9 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации или со дня уплаты экологического сбора.

Согласно пункту 16 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок, формы и сроки представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, установлены Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 (далее - Правила № 1342).

Согласно пункта 11 Правил № 1342 отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным, т.е. до 01.04.2018.

На основании пункта 12 Правил № 1342 производители и импортеры товаров обеспечивают полноту и достоверность сведений, указанных в отчетности.

Согласно пункту 14 Правил № 1342 при осуществлении контроля настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) вправе запросить у производителя или импортера товаров копии договоров и копии акта (актов) утилизации отходов.

Согласно пункту 3 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

На основании пункта 4 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» выполнение нормативов утилизации подтверждается:

договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;

актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федеральный закон N 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

В целях реализации п. 16 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 "Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров" для обеспечения исполнения производителями, импортерами товаров и их ассоциациями обязанности по представлению отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации, Росприроднадзор рекомендовал формы актов утилизации отходов. Формой акта рекомендовано указать технологию утилизации (наименование технологии, реквизиты заключения государственной экологической экспертизы, в случаях, определенных Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Таким образом, исполнение норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду подтверждается предоставлением декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (далее - декларация), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее - отчетность), форм расчета суммы экологического сбора за отчетный год, что установлено положениями статей 24.2, 24.5 Закона N 89-ФЗ, Положением N 1417, Правилами N 1342.При этом непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а, следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Как установлено судом, основным видом деятельности ООО «Промальянс» является производство телевизионных приемников, включая видеомониторы и видеопроекторы.

Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения код Общероссийскому классификатору продукции по ВЭД ОК 034-2014 (КПЕС 2008)- 26.40.20.110 группа №26 «Техника бытовая электронная» распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 г. № 1886-р включены в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.

Из материалов дела следует, что 11 января 2017 года в целях выполнения норматива утилизации отходов от использования товаров между ООО Промальянс и ООО Золотой Ресурс, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров, заключён договор № 17-17.

В качестве доказательств выполнения нормативов утилизации в 2017 году ООО Промальянс представлен акт об утилизации отходов от 29.12.2017 года № 787.

В соответствии с указанным актом утилизации и договором от 11.01.2017 № 17-17, образовавшиеся в результате деятельности ООО «Промальянс» отходы производства и потребления «Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения» код по федеральному классификационному каталогу (далее - код по ФККО) - 4 81 420 00 00 0 утилизированы ООО «Золотой Ресурс»в количестве 2,25 тонн отходов

Между тем, в представленном акте об утилизации отходов от 29.12.2017 № 787 не указана технология, которая применялась при утилизации отходов, что не отрицалось защитником в судебном заседании, а также не представлены сведения о производимой продукции, что не позволяет оценить достоверность сведений, также в акте указано, что при утилизации отходов применена технология - сортировка, прессование, разработка, шредирование, которая является деятельностью по обработке отходов.

При таком положении представленный акт не является документом, подтверждающим выполнение норматива.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, ООО «Промальянс» не представило полную и достоверную экологическую информацию о выполнение нормативов утилизации, что является нарушением (невыполнением) требований статьи 1, пунктов 1, 3, 4, 9, 9.1, 16 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.

Должностное лицо, в чьем производстве находилось указанное дело об административном правонарушении, приняло процессуальное решение, исследовав все обстоятельства дела и подтверждающие их доказательства.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры соблюдению вышеприведенных требований закона.

Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным, как и оснований для освобождения Общества от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящей жалобы, не установлено.

Таким образом, действия ООО Промальянс правильно квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения ООО Промальянс к административной ответственности соблюдены.

Назначенное наказание соответствует санкции статьи.

Приведенные в жалобе доводы со ссылкой на возможность применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного административного штрафа на предупреждение подлежат отклонению.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем из оспариваемого постановления не следует, что в рассматриваемом случае имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области № 08 от 31 января 2019г. о привлечении ООО Промальянс к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ- оставить без изменения, жалобу ООО Промальянс – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Ленинградского района Калининграда в течение 10 дней.

Судья: