РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Большакова Н.Е. дело №12-291/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
22 августа 2019 г. г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Шубин Д.В.,
при секретаре Протас И.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу на постановление судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 7 июля 2019 года, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей.
Исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
7 июля 2019 года инспектором ГИАЗ ОМВД России по Центральному району г. Калининграда ФИО2 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, который направлен на рассмотрение в Центральный районный суд г. Калининграда.
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 7 июля 2019 годаФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе, поданной в Калининградский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления, указывая в обоснование, что публичное мероприятие, в котором он принял участие, не является незаконным, практика ЕСПЧ указывает на неправомерность привлечения к ответственности участников публичных мероприятий, в том числе не согласованных с властями, при том, что такие мероприятия не повлекли негативных последствий. Проведенный им пикет являлся одиночным, он реализовал свое право на публичное выражение мнения. Суд не вызвал и не допросил свидетелей вменяемого правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд полагает необходимым постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
При этом частью 5 статьи 5 этого же Федерального закона установлено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если органом местного самоуправления не было согласовано место и (или) время проведения публичного мероприятия.
В силу требований части 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. №12-П, процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия имеет целью реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на мирное проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и иных лиц - с другой, а также позволяющих органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению и предотвращению нарушений общественного порядка и безопасности, обеспечению защиты прав и свобод как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В силу ч. 1, п.п. 1 и 2 ч. 3 ст. 6 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, помимо прочего, выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел.
Установлено, что ФИО1 06 июля 2019 года в период времени с 14 до 15 часов, находясь на пл.Победы в г.Калининграде, напротив дома № 1, участвовал в проведении несанкционированного публичного массового мероприятия - пикетировании с использованием средств наглядной агитации в виде плаката с надписью «#<данные изъяты>», флага белого цвета с надписью красного цвета «<данные изъяты>» с четырьмя ладонями красного цвета по центру флага, с листовкой с надписью «<данные изъяты>», при этом на неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении участия в мероприятии не реагировал, чем нарушил пп. 1, 2 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Вина ФИО1 во вменном ему административном правонарушении подтверждается протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников УМВД России по г. Калининграду, фототаблицей от 6 июля 2019 года.
Из материалов дела следует, что проведенное мероприятие не являлось одиночным пикетом. О проведении пикетирования группой лиц, имевшего место с 14 часов до 15 часов 6 июля 2019 года, Администрация ГО «Город Калининград» уведомлена не была. Следовательно, проведение данного мероприятия было незаконным в силу положений ст.ст. 5, 7 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Участники пикетирования были предупреждены сотрудниками полиции о незаконности своих действий, им было предложено разойтись, на что они не отреагировали. Это обстоятельство не опровергается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, который при рассмотрении дела пояснил лишь, что сотрудники полиции не призывали прекратить проведение мероприятия лично его, ФИО1
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Фактические обстоятельства правонарушения подтверждаются приведенными выше доказательствами, в том числе имеющими объективный характер (фотоснимки). Свидетели в ходе судебного заседания не допрашивались, однако, сам по себе данное обстоятельство не указывает на неполноту разбирательства и не является нарушением права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту.
Наказание ФИО1 назначено правильно.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения указанного постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 7 июля 2019 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Д.В. Шубин