Материал №
РЕШЕНИЕ
Судья Алуштинского городского суда Республики Крым Захаров А.В.
с участием: представителя ФИО10 - ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
свидетеля ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ГУП РК «Вода Крыма» ФИО2 на постановление начальника территориального отдела по городу Алуште межрегионального Управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица – ГУП РК «Вода Крыма» к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ГУП РК «Вода Крыма» ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой постановление № от ДД.ММ.ГГГГ просит отменить, а производство по делу – прекратить. В обоснование жалобы указывает, что постановление вынесено с нарушением норм процессуального и материального законодательства. ГУП РК «Вода Крыма» не представляется возможным получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов до утверждения Правительством Российской Федерации Положения о зонах санитарной охраны. Без наличия установленных зон санитарной охраны подземных водных объектов невозможно получить положительную санитарно-эпидемиологическую экспертизу на соответствие санитарным правилам деятельности по использованию водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и соответственно, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Полагает, что ГУП РК «Вода Крыма» предприняло все меры, зависящие от юридического лица, в связи с чем не может быть привлечено к административной ответственности по вменяемым нарушениям. Что касается невыполнения мероприятий с учётом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды на сооружениях по водоподготовке и водоснабжения в качестве питьевого водоснабжения <адрес> и ВОС <адрес> в первом поясе ЗСО, а именно об отсутствии планирования территории вокруг резервуаров для отвода поверхностного стока за пределы территории, поясняет, что система отвода ливнёвых вод организована, что подтверждается схемой площадки РВЧ. О нарушении, что при обеззараживании воды в резервуаре <адрес> связанным хлором не выдерживается время его контакта с водой, которое должно составлять не менее 60 минут, поясняет, что факт не выдерживания время контакта связанного хлора с водой должен подтверждаться лабораторными исследованиями. Данных исследований не производилось в рамках данного административного дела, поэтому делает вывод о безосновательности вменяемого правонарушения.
Представитель ГУП РК «Вода Крыма» ФИО2 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ доводы жалобы поддержала в полном объёме. Представила суду для приобщения к материалам дела решение Арбитражного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № согласно которому по заявлению Алуштинского филиала ГУП РК «Вода Крыма» предписание территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным. Сообщила суду, что данное решение вступило в законную силу, и в нём сделаны выводы, что на сегодняшний день законодательством не урегулирована процедура установления ЗСО, поскольку Правительством РФ не установлены для органов исполнительной власти субъектов РФ требования к: структуре и содержанию XML-документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении уполномоченного органа об установлении зон с особыми условиями использования территорий – зон санитарной охраны; положению о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Также невозможно получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов до утверждения Правительством Российской Федерации Положения о зонах санитарной охраны.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель ГУП РК «Вода Крыма» ФИО2 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы орган и её представитель извещены надлежащим образом (повестками, направленными как в адрес Алуштинского филиала, так и ГУП РК «Вода Крыма»). Кроме того надлежащее извещение Алуштинского филиала ГУП РК «Вода Крыма» о дате, времени и месте рассмотрения жалобы подтверждается поступившим ДД.ММ.ГГГГ от его представителя ФИО2 ходатайством об отложении судебного заседания на более поздний срок.
Представитель территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю ФИО4 считала необходимым приступить к рассмотрению дела, а в удовлетворении ходатайства отказать, так как нет объективных причин к третьему отложению слушания дела.
Данное ходатайство представителя ГУП РК «Вода Крыма» ФИО2 суд считает не подлежащим удовлетворению, поскольку согласно ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня её поступления со всеми материалами дела в суд. Испрашиваемые материалы дела об административном правонарушении поступили в суд ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, с учётом установленного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» периода нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы – с 4 по ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что отложение рассмотрения дела после ДД.ММ.ГГГГ приведёт к необоснованному затягиванию срока рассмотрения жалобы. Судебное заседание по указанной причине – опасности распространения короновирусной инфекции уже откладывалось ДД.ММ.ГГГГ более чем на двадцать дней, что повлекло нарушение срока, предусмотренного ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ. Оснований к повторному отложению слушания дела суд не усматривает. Кроме того, руководствуясь ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, суд полагает возможным продолжить рассмотрение жалобы в отсутствие представителя ГУП РК «Вода Крыма», так как это не скажется на объективности и полноте принимаемого решения.
Представитель территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Роспотребнадзора ФИО4 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, не признала, в удовлетворении жалобы просила отказать. ДД.ММ.ГГГГ подала письменные возражения на жалобу, согласно которым Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ введена ст. 106 Земельного кодекса РФ, которая определяет порядок установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий. В данной статье установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий. При этом п. 5 ст. 18 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет, что до утверждения Правительством Положения о зонах санитарной охраны такие зоны устанавливаются в порядке, установленном до ДД.ММ.ГГГГ (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ). Таким образом, до утверждения Правительством Положения о зонах санитарной охраны действует прежний порядок утверждения санитарно-защитных зон, которые необходимо было устанавливать с 2014 года. Однако контракты на выполнение работ по разработке проектно-изыскательских работ «Разработка зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения» ГУП РК «Вода Крыма» были заключены лишь в 2017-2018 годах. Обстоятельств, препятствующих проведению данных работ в более ранние сроки, не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ представителем территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю приобщены дополнения к возражениям на жалобу, из которых следует, что на сооружениях (резервуарах) по водоподготовке и водоснабжения в качестве питьевого водоснабжения села Изобильное и ВОС <адрес> в первом поясе ЗСО не выполнены мероприятия с учётом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды, а именно не спланирована территория вокруг резервуаров для отвода поверхностного стока за пределы территории. Данный факт отражён в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов по делу об административном расследовании, который производился в присутствии понятых: ФИО5 и ФИО6 Предоставленный представителем ГУП РК «Вода Крыма» план обустройства территории и зон отвода сточной воды в районе резервуаров питьевой воды не может быть принят во внимание, поскольку в ходе административного расследования данный план не предоставлялся и мероприятия по ограждению и меры по предотвращению возможности попадания загрязняющих факторов в резервуары питьевой воды на тот момент предприняты не были, что и нашло отражение в протоколе об административном правонарушении. Факт отсутствия обеззараживания воды в резервуаре <адрес> связанным хлором, где не выдерживается время его контакта с водой, которое должно составлять не менее 60 минут, отражён в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, где указано, что обеззараживание происходит «капельно краном-дозатором, расположенным в хлораторной резервуара». Для обеззараживания путем контакта хлора с водой отсутствует специальная ёмкость, которая должна быть в данном случае.
Представитель территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Роспотребнадзора ФИО4 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представила суду фотографии с осмотра резервуара <адрес> и журналов по хлорированию воды. Обратила внимание суда, что на фотографиях зафиксирован кран-дозатор, откуда капает хлор, и вода не смешивается в ёмкости в течении 60 минут, а просто происходит смешение и вода направляется для потребления гражданам. Об этом же свидетельствуют фотографии журналов учёта остаточного хлора, хлорирования питьевой воды ГУП РК «Вода Крыма», представленные на фотографиях.
По ходатайству представителя территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Роспотребнадзора ФИО4 была допрошена в качестве свидетеля главный специалист-эксперт данного подразделения ФИО7, которая подтвердила обстоятельства проведения проверки, отражённые в протоколе осмотра, а также пояснила, что составляла протокол об административном правонарушении в отношении ГУП РК «Вода Крыма» после возвращения дела судом. Отметила, что, присутствуя на проверке, ей с другими участниками осмотра фиксировалось отсутствие вокруг резервуаров каких-либо сооружений по отводу поверхностного стока вод за пределы территории. Это было запечатлено на фотографиях, которые представлены суду представителем Алуштинского филиала ГУП РК «Вода Крым». Мероприятие по отводу поверхностного стока вод за пределы территории представляет собой дорожки или ограждения, возможно канавки, что позволяло бы исключить попадание поверхностного стока вод, к примеру, после дождей в резервуары с водой. Что касается нарушения в хлорировании, то при проверке резервуара <адрес> она фиксировала, как в чаше, где находится вода и происходит обеззараживание, добавлялся с крана каплями хлор. Эта чаша проточная, то есть не выдерживается положенное время – час для смешения, как это предписано СанПиН, а происходит по факту смешение воды с хлором и сразу всё направляется для питьевого водоснабжения. Эти факты фиксировались на фотоаппарат.
Выслушав свидетеля ФИО7 и представителя территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес>ФИО4, представителя ГУП РК «Вода Крыма» ФИО2 (в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ), исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 6.5 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению в виде административного штрафа на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» в <адрес> в адрес начальника территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>ФИО3 поступило письмо с приложением протоколов лабораторных исследований на санитарно-гигиенические показатели из точек отбора пробы воды: <адрес>, <адрес>, <адрес>, д/с №№ и в <адрес>, пер. Почтовый, 10, ПВ-0031, в которых указано о завышенных показателях перманганатной окисляемости воды.
ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>ФИО3 вынесено определение №-АР о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Этого же числа начальником территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Роспотребнадзора ФИО3 вынесены определения №-АР об истребовании сведений (материалов), необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, а также определение №-АР о назначении экспертизы. Указанные определения направлены в адрес ГУП РК «Вода Крыма», что подтверждается почтовыми идентификаторами.
Протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу территорий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указаны несколько выявленных нарушений:
- не представлены санитарно-эпидемиологические заключения на используемые водные объекты (источник «Узень Баш», родники каптажного типа: Москвич, Звезда, Надежда, Пурдаль большой, Пурдаль малый, Пурдаль в поле, Пурдаль у дороги, Истефан) о соответствии их санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения, что является нарушением ст. 18 ч. 3 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения не разработаны проекты зон санитарной охраны водных объектов (источник «Узень Баш», родники каптажного типа: Москвич, Звезда, Надежда, Пурдаль большой, Пурдаль малый, Пурдаль в поле, Пурдаль у дороги, Истефан) о соответствии их санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения, что является нарушением ст. 18 ч. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидеологическом благополучии населения», р. 1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарном охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- на сооружениях (резервуарах) по водоподготовке и водоснабжения в качестве питьевого водоснабжения села Изобильное и ВОС <адрес> в первом поясе ЗСО не выполнены мероприятия с учётом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды, а именно не спланирована территория вокруг резервуаров для отвода поверхностного стока за пределы территории, что является нарушением ст. 11, ч. 1 ст. 24 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2.1.1 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- при обеззараживании воды в резервуаре <адрес> связанным хлором не выдерживается время его контакта с водой, которое должно составлять не менее 60 минут, что является нарушением ст. 19 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.4.3.СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Указанный протокол осмотра направлен почтой в адрес юридического лица – ГУП РК «Вода Крыма» и получен юридическим лицом согласно почтовому идентификатору – ДД.ММ.ГГГГ. Из содержания данного протокола осмотра усматривается, что представитель ГУП РК «Вода Крыма» ФИО8 присутствовала при его составлении ДД.ММ.ГГГГ, о чём свидетельствует её собственноручная запись: «Не согласна».
ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>ФИО9 вынесено уведомление о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут, которое почтой направлено в ГУП РК «Вода Крыма». Уведомление получено ГУП РК «Вода Крыма» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут главным специалистом-экспертом территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю ФИО7 составлен протокол № об административном правонарушении в отношении юридического лица – ГУП РК «Вода Крыма» по ст. 6.5 КоАП РФ.
Постановлением начальника территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении юридическое лицо – Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу 12-117/2019 постановление начальника территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ отменено, дело направлено в территориальный отдел по <адрес> межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю на новое рассмотрение со стадии подготовки дела к рассмотрению.
Определением и.о. начальника территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Роспотребнадзора ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ возвращён главному-специалисту эксперту ФИО7 для устранения недостатков.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Роспотребнадзора ФИО7 вынесено уведомление о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут, которое почтой направлено в ГУП РК «Вода Крыма». Уведомление получено ГУП РК «Вода Крыма» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>ФИО7 составлен протокол № об административном правонарушении в отношении юридического лица – ГУП РК «Вода Крыма» по ст. 6.5 КоАП РФ, в котором отражено о рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 15 минут. Данный протокол получен ГУП РК «Вода Крыма» ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением начальника территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении юридическое лицо – Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ №) для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ № при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2.4.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 зона санитарной охраны водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, представлена первым поясом (строгого режима), водоводов – санитарно-защитной полосой. Согласно п. 3.2.1.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твёрдое покрытие. Пункт 3.2.1.4 данного СанПиН предусматривает, что водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учётом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Эти нарушения зафиксированы контролирующим органом и надлежащим образом описаны в протоколе осмотра территории, протоколе об административном правонарушении. Факт совершения юридическим лицом рассматриваемого правонарушения подтверждён совокупностью указанных выше доказательств, а также показаниями свидетеля ФИО7 в суде и фотографиями, представленными представителем Роспотребнадзора ФИО4 Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.
Доводы жалобы о том, что система отвода ливнёвых вод организована, что подтверждается схемой площадки РВЧ – суд считает неубедительными, поскольку такая схема площадки РВЧ в заверенной форме суду не представлена. Имеющаяся в приложение схема не имеет документального оформления, кем она утверждена и принята, на основании какого именно решения. Кроме того, как пояснили присутствующие в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ лица при проверке каких-либо сооружений для предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов – не были выявлены.
Статья 19 Закона №52-ФЗ определяет, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. В соответствии с примечанием к таблице 2 пункта 3.4.3. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» при обеззараживании воды свободным хлором время его контакта с водой должно составлять не менее 30 минут, связанным хлором – не менее 60 минут.
Суду представлены в качестве доказательств нарушения указанных требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01: протокол осмотра территории, показания свидетеля ФИО7 в суде, фотографии, представленные представителем Роспотребнадзора ФИО4 и протокол об административном правонарушении. Суд считает, что данных доказательств достаточно для принятия решения, они последовательны и согласуются между собой. Ими подтверждается, что чаша накопления воды в <адрес> является проточной, добавление в неё капельным путём хлора без выдерживания временного промежутка в 60 минут – является нарушением пункта 3.4.3. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
Таким образом, в данной части постановление начальника территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ о наличии в действиях юридического лица – Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ – является законным и обоснованным.
Вместе с тем, указанные в оспариваемом постановлении нарушения: не представлены санитарно-эпидемиологические заключения на используемые водные объекты (источник «Узень Баш», родники каптажного типа: Москвич, Звезда, Надежда, Пурдаль большой, Пурдаль малый, Пурдаль в поле, Пурдаль у дороги, Истефан) о соответствии их санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения, что является нарушением ст. 18 ч. 3 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения не разработаны проекты зон санитарной охраны водных объектов (источник «Узень Баш», родники каптажного типа: Москвич, Звезда, Надежда, Пурдаль большой, Пурдаль малый, Пурдаль в поле, Пурдаль у дороги, Истефан) о соответствии их санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения, что является нарушением ст. 18 ч. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидеологическом благополучии населения», р. 1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарном охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - подлежат исключению.
Так, правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулируются, в частности, Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах» (далее – Закон №). Согласно ст. 1 Закона № законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования, предусмотренные Законом №, осуществляются Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым. Министерство экологии и природных ресурсов осуществляет свою деятельность на основании положения о министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Положение №) и других нормативно правовых актов в пределах, предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён «Административный регламент предоставления государственной услуги Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам».
В соответствии с п. 13 Приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ государственная услуга по утверждению Проектов ЗСО предоставляется Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №) внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (далее – ФЗ №), Земельный кодекс Российской Федерации, вступившие в силу, дня официального опубликования ФЗ № – с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 18 ФЗ № зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации».
Абзац второй пункта 4 статьи 18 ФЗ №, согласно которому проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий согласно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации надвижимости» вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРП).
Следовательно, в соответствии с частью 10 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13,15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРП и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Правила), определены порядок направления и состав направляемых документов.
В соответствии с пунктом 31 Правил обязательным приложением к документам (содержащихся в них сведениям), направляемым в орган регистрации нрав в связи с принятием решения об установлении зоны с особыми условиями использования территорий, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения и перечень координат характерных точек границ таких зон.
Вместе с тем XML-схемы, используемые для формирования XML-документов при осуществлении информационного взаимодействия при ведении ЕГРН, утверждены приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде» (далее – Приказ).
Так, приложением № к указанному Приказу утверждена XML схема, используемая для формирования XML-документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении уполномоченного органа об установлении зон с особыми условиями использования территорий.
Также приложением № утверждена XML-схема, используемая для формирования XML-документов, содержащих описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что для ведения ЕГРП используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат.
В соответствии с распоряжением Председателя Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-рп по согласованию с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на территории Республики Крым в качестве местной системы координат установлена система координат 1963 года (СК-63).
Требования к структуре и содержанию XML-документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении уполномоченного органа об установлении зон с особыми условиями использования территорий, указывает в Положении о данном типе ЗОУИТ.
Подготовка, предусмотренных пунктом 10 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации сведений обеспечивается собственниками сооружений или правообладателями сооружений, осуществляющими владение и (или) пользование такими сооружениями.
До утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида (то есть положения о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) решение об установлении такой зоны принимается в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном до дня официального опубликования ФЗ № Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида (часть 16 статьи 26 ФЗ №).
В то же время какой-либо порядок, установленный Правительством Российской Федерации до дня официального опубликования ФЗ №, для зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отсутствовал.
На сегодняшний день в соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Правительством Российской Федерации не утверждено.
В связи с этим до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не представляется возможным утвердить зоны санитарной охраны питьевых источников водоснабжения, находящиеся в хозяйственном ведении ГУП РК «Вода Крыма», так как Правительством Российской Федерации не установлены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации требования к:
- структуре и содержанию XML-документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении уполномоченного органа об установлении зон с особыми условиями использования территорий - зон санитарной охраны;
- положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Часть 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
По смыслу части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Без наличия установленных зон санитарной охраны подземных водных объектов не представляется возможным получить положительную санитарно-эпидемиологическую экспертизу на соответствие санитарным правилам деятельности по использованию водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и соответственно получить санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом ГУП РК «Вода Крыма» не представляется возможным получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов до утверждения Правительством Российской Федерации Положения о зонах санитарной охраны.
Эти выводы суда в полной мере согласуются с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А83-5057/2019.
На основании изложенного, постановление должностного лица контролирующего органа подлежит изменению в части, а приведённые нарушения (отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения и проекта зон санитарной охраны водных объектов) – исключению из содержания постановления.
В остальном при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Постановление об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ составлено уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что юридическое лицо – ГУП РК «Вода Крыма» имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства в целях исполнения надлежащим образом своих обязанностей (по выполнению мероприятий для предотвращения возможности загрязнения питьевой воды <адрес> и ВОС <адрес>, а также для надлежащего обеззараживания воды в резервуаре <адрес>), однако не приняло необходимых для этого мер. Данное юридическое лицо обязано обеспечивать надлежащее качество питьевой воды для обеспечения здоровья населения и экологической безопасности.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в минимальных пределах санкции ст. 6.5 КоАП РФ для юридического лица в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. Правовых оснований для снижения наказания даже после исключения части нарушений не имеется, поскольку назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи в отношении юридического лица. Правовых возможностей преодолеть минимальный размер санкции статьи не имеется.
Каких-либо иных существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, допущенных при производстве по делу, влияющих на законность обжалуемого постановления, не выявлено. Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд не усматривает.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд вправе изменить постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Исключением части нарушений из описательно-мотивировочной части постановления № от ДД.ММ.ГГГГ – не ухудшается положение юридического лица, привлечённого к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление начальника территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо – Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере № – изменить в части, исключив из описательно-мотивировочной части постановления нарушения: о непредставлении санитарно-эпидемиологических заключений на используемые водные объекты (источник «Узень Баш», родники каптажного типа: Москвич, Звезда, Надежда, Пурдаль большой, Пурдаль малый, Пурдаль в поле, Пурдаль у дороги, Истефан) о соответствии их санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения; а также о неразработке проектов зон санитарной охраны водных объектов (источник «Узень Баш», родники каптажного типа: Москвич, Звезда, Надежда, Пурдаль большой, Пурдаль малый, Пурдаль в поле, Пурдаль у дороги, Истефан) о соответствии их санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения.
В остальной части постановление начальника территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ – подлежит оставлению без изменения.
Жалобу представителя ГУП РК «Вода Крыма» – считать удовлетворённой частично.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Алуштинского
городского суда А.В. Захаров