ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-291/20 от 01.09.2020 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело №12-291/2020,

УИД 76RS0014-02-2020-000075-59

Р Е Ш Е Н И Е

город Ярославль 01 сентября 2020 года

Судья Кировского районного суда города Ярославля Доколина А.А., при секретаре Журавлевой Е.С., рассмотрев жалобу защитника Кука Виталия Николаевича, <данные изъяты>, работающего директором МКУ «Агентство по строительству» г.Ярославля по доверенности Ладыненко Светланы Николаевны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 06.02.2020 №076/04/7.32-708/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также – Ярославское УФАС России) ФИО 1 от 06.02.2020 №076/04/7.32-708/2019 директор МКУ «Агентство по строительству» г.Ярославля Кук В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Из постановления следует, что допущенное административное правонарушение выразилось в заключении МКУ «Агентство по строительству» г.Ярославля 31.10.2019 вопреки требованиям ч.2 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дополнительного соглашения №2 к заключенному 07.08.2019 с ООО «Кустари» муниципальному контракту №183-19, которое предусматривает изменение срока выполнения работ по данному муниципальному контракту и срок его действия.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Кука В.Н. на основании доверенности Ладыненко С.Н. в установленный законом срок обратилась в Кировский районный суд г.Ярославля с жалобой об отмене данного постановления, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указано, что от имени г.Ярославля МКУ «Агентство по строительству» г.Ярославля по результатам электронного аукциона, заключило с ООО «Кустари» муниципальный контракт от 07.08.2019 №183-19 на выполнение работ по организации строительства нового муниципального кладбища в Ярославской обл., г. Ярославле, р-н Дзержинский, ул. Осташинская, у дома 11 (1 этап). Пунктом 3.1 данного муниципального контракта определен срок начала выполнения работ – с даты заключения контракта (т.е. с 07.08.2019 г.); срок окончания выполнения работ – 31.10.2019. Пунктом 12.1 контракта определен срок его действия – до 31.12.2019. Положением пункта 12.2. контракта определено, что истечение срока действия контракта не освобождает Стороны от исполнения взятых на себя обязательств. Дополнительным соглашением от 31.10.2019 года №2 Стороны предусмотрели новые условия контракта относительно сроков выполнения работ, которые были продлены до 24.01.2020 и новый срок действия контракта, который продлен до 30.06.2020. При подписании дополнительного соглашения 31.10.2019 №2 Кук В.Н. как должностное лицо МКУ «Агентство по строительству» руководствовался заключением экспертизы выданной ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» от 17.06.2019 №76-1-1-3-014794-2019, в выводах которого указано: «Проектная документация и результаты инженерных изысканий объекта капитального строительства «Строительство нового муниципального кладбища в Ярославской обл., г. Ярославле, р-н Дзержинский, ул. Осташинская. у дома 11» соответствуют установленным требованиям. Доказательств того, что МКУ «Агентство по строительству» является застройщиком в смысле, придаваемом п.16 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в материалах дела не содержится. Автор жалобы полагает, что Куком В.Н. были правомерно применены нормы п.9 ч.1 ст.95 Федерального закона №44-ФЗ при продлении срока выполнения работ по муниципальному контракту от 07.08.2019 №183-19, продление срока действия муниципального контракта от 07.08.2019 №183-19 возможно ввиду следующего. В соответствии с ч.1 ст.95 Федерального закона №44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных ста.95 данного Федерального закона. Статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Обязательные условия контракта перечислены в ч.13 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ. В рассматриваемом случае предмет муниципального контракта МКУ «Агентство по строительству» не менялся, срок действия муниципального контракта как существенное условие в Федеральном законе №44-ФЗ не указан. По мнению автора жалобы, в действиях Кука В.Н. отсутствует состав административного правонарушения.

Кук В.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов в суде Ладыненко С.Н.

Защитник Кука В.Н. на основании доверенности Ладыненко С.Н. в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней доводам.

Представитель Ярославского УФАС России на основании доверенности Росновская А.Е., помощник прокурора г.Ярославля Ярославской области Калинина Е.А. против удовлетворения жалобы возражали, полагали, что постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.

Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 07.08.2019 МКУ «Агентство по строительству» г.Ярославля в лице директора Кука В.Н., с одной стороны, и <данные изъяты>, с другой Стороны, заключен муниципальный контракт №183-19 (далее также – МК №183-19 от 07.08.2019), предметом которого является выполнение работ по организации строительства нового муниципального кладбища в Ярославской обл., г.Ярославле, р-н Дзержинский, ул. Осташинская, у дома 11(1 этап).

Пунктом 1.4 МК №183-19 от 07.08.2019 установлено, что подрядчик <данные изъяты> обязуется выполнить в соответствии с условиями контракта Работы на Объекте, сдать результат выполненных Работ Заказчику (МКУ «Агентство по строительству» г.Ярославля», а Заказчик обязуется принять у Подрядчика результат выполненных Работ и оплатить Подрядчику выполненные Работы в размере, порядке и на условиях, определенных контрактом.

Исходя из пунктов 3.1, 3.2, 3.3 МК № 183-19 от 07.08.2019 установлены следующие сроки выполнения работ: срок начала выполнения работ - с даты заключения указанного контракта. Срок окончания выполнения работ - 31.10.2019 г. Сроки завершения отдельных видов работ определяются графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 7). Работы считаются выполненными в полном объеме с даты получения заключения инспекции Государственного строительного надзора Ярославской области о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектно-сметной документации (Приложение № 2).

Пунктами 12.1, 12.2 МК № 183-19 от 07.08.2019 установлено, что контракт вступает в силу с момента его заключения Сторонами и действует по 31.12.2019 г. Истечение срока действия контракта не освобождает Стороны от исполнения взятых на себя обязательств.

Впоследствии МКУ «Агентство по строительству» г.Ярославля в лице директора Кука В.Н. и <данные изъяты> 31.10.2019 подписано дополнительное соглашение № 2 к МК №183-19 от 07.08.2019 (далее также – дополнительное соглашение №2 от 31.10.2019) о нижеследующем:

1. В соответствии с положениями п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.9 ч. 1 ст.95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с невозможностью его исполнения в срок по независящим от Сторон причинам, Стороны договорились внести следующие изменения в муниципальный контракт от 07.08.2019 г. №183-19:

Абзац первый пункта 3.2. раздела 3 «Срок и место выполнения работ» изложить в новой редакции: «3.2. Срок окончания выполнения работ - 24.01.2020 г.».

Абзац второй пункта 6.11. раздела 6 «Цена контракта, порядок расчетов» изложить в новой редакции: «Объём финансирования по контракту входит в план финансирования, предусмотренный на 2019-2020г.г., в том числе в 2019 году - 24 950 199,20 руб., в 2020 году - 8 696 452,15 руб.»

Пункт 12.1. раздела 12 «Срок действия контракта» изложить в новой редакции: «12.1. Настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения Сторонами и действует по 30.06.2020 г.»

1.4. Приложение № 7 к муниципальному контракту № 183-19 от 07.08.2019г. «График выполнения строительно-монтажных работ» изложить в новой редакции согласно приложению № 1 к настоящему дополнительному соглашению.

В соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст.95 данного Федерального закона.

Частью 1 ст.95 Федерального закона № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Согласно ч.1 ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 9 ч.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, в соответствии с которым заключено дополнительное соглашение №2 от 31.10.2019, установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, применение пункта 9 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в части однократного изменения срока исполнения контракта допускается при условии отнесения предмета контракта к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства; работам по сохранению объектов культурного наследия и наличии независящих от сторон контракта обстоятельствах, влекущим невозможность исполнения контракта.

Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ) под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Из материалов дела следует, что условиями муниципального контракта от 07.08.2019 №183-19 не предусмотрено выполнение заказчиком работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.

Так, согласно пункту 4.2.2.8 подготовленного ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» положительного заключения экспертизы №76-1-1-3-014794-2019 проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта «Строительство нового муниципального кладбища в Ярославской обл., г. Ярославль, ул. Осташинская, у дома 11», строительство зданий, строений и сооружений данным проектом не предусмотрено.

Из ответа Департамента строительства Ярославской области (от 22.11.2019 №ИХ.30-04650/19) на запрос Ярославского УФАС России следует, что в данный департамент обращался застройщик – МКУ «Служба городских кладбищ» с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Строительство нового муниципального кладбища» по адресу: Ярославская область, г.Ярославль, ул. Осташинская, у дома 11. По результатам рассмотрения заявления департамент 02.10.2019 принял решение об отказе в выдаче разрешения на основании п.2 ч.17 ст.51 ГрК РФ в связи с тем, что представленные документы не предусматривают строительство объектов капитального строительства.

Кроме того, согласно письму ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» «О предоставлении информации» (от 15.01.2020 № 02-16/03) представленная МКУ «Агентство по строительству» г.Ярославля на государственную экспертизу проектная документация по объекту «Строительство нового муниципального кладбища в Ярославской обл., г. Ярославль, ул. Осташинская, у дома 11» не предусматривает строительство зданий, строений и сооружений.

Таким образом, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, пришло к правильным выводам о том, что строительство нового муниципального кладбища в Ярославской обл., г. Ярославль, ул. Осташинская, у дома 11, не относится к работам по строительству объекта капитального строительства; положения п.9 ч.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в рассматриваемом случае применению не подлежат.

Частью 4 ст.7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 данной статьи.

Распоряжением заместителя мэра города Ярославля по вопросам градостроительства «О приеме работника на работу» № 88-МП от 28.06.2019 Кук В.Н. назначен директором МКУ «Агентство по строительству» города Ярославля.

Согласно пункту 2.1 раздела 2 Устава МКУ «Агентство по строительству» города Ярославля (далее - Устав) основной целью и предметом деятельности казенного учреждения является осуществление функций заказчика, застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, модернизаций, капитальному ремонту и ремонту объектов жилищного строительства, социально-культурного и бытового назначения, коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, благоустройства, дорожного хозяйства на территории города Ярославля (за исключением капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог местного значения), а также осуществление деятельности по подготовке документации на проведение торгов для муниципальных нужд.

Пунктом 2.3 раздела 2 Устава установлено, что к видам деятельности казенного учреждения является выполнение функций заказчика при проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации, капитальном ремонте и ремонте объектов жилищного строительства, социально-культурного и бытового назначения, коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, благоустройства, дорожного хозяйства на территории города Ярославля (за исключением капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог местного значения).

Согласно пункту 3.1 раздела 3 Устава казенное учреждение возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля заместителем мэра города Ярославля но вопросам градостроительства, координирующим деятельность казенного учреждения, на условиях трудового договора.

Исходя из пункта 3.2 раздела 3 Устава директор руководит казенным учреждением и организует его деятельность, в пределах своей компетенции действует на принципах единоначалия, несет персональную ответственность за реализацию цели, для достижения который создано казенное учреждение, осуществление им установленных видов деятельности.

Таким образом, в действиях Кука В.Н. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ, его действия должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, квалифицированы правильно.

Вина Кука В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами: документацией об электронном аукционе, копиями муниципального контракта №183-19 от 07.08.2019 и дополнительного соглашения к нему от 31.10.2019 №2, заключения экспертизы №76-1-1-3-014794-2019 проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта «Строительство нового муниципального кладбища в Ярославской обл., г. Ярославль, ул. Осташинская, у дома 11»; письмами Департамента строительства Ярославской области от 22.11.2019 №ИХ.30-04650/19, ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» от 15.01.2020 № 02-16/03; копией распоряжения заместителя мэра города Ярославля по вопросам градостроительства «О приеме работника на работу» № 88-МП от 28.06.2019; постановлением от 11.11.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.

Указанные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности Кука В.Н. в совершении административного правонарушения, оснований для переоценки доказательств не имеется.

Вопреки доводам жалобы ч.2 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ содержит запрет на изменение любых его условий, а только существенных. Исключение, при этом, составляют случаи, предусмотренные данной статьей и ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-Ф.

Постановление от 06.02.2020 №076/04/7.32-708/2019 вынесено уполномоченным на то лицом. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушен.

Учитывая специфику правоотношений в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные законодательством повышенные меры охраны данных правоотношений (значительный срок давности привлечения к административной ответственности), а также фактические обстоятельства настоящего дела, в том числе неоднократность допущенных нарушений, суд не усматривает оснований для признания совершенного Куком В.Н. правонарушения малозначительным.

Таким образом, постановление заместителя руководителя Ярославского УФАС России ФИО 1 от 06.02.2020 №076/04/7.32-708/2019 является законным и обоснованным. Наказание, назначенное Куку В.Н., является справедливым, а потому оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 06.02.2020 №076/04/7.32-708/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кука Виталия Николаевича оставить без изменения, а жалобу защитника Кука Виталия Николаевича, по доверенности Ладыненко Светланы Николаевны – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.А.Доколина