ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-291/2014 от 16.06.2014 Волжского городского суда (Волгоградская область)

 Дело № 12-291/2014

 РЕШЕНИЕ

 город Волжский Волгоградской области                   16 июня 2014 года

 Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Н.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу №... от "."..г. о привлечении директора ООО «Ломбард Городской» ФИО1 к административной ответственности по части 2 статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу от "."..г. по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу далее МРУ Росфинмониторинга по ЮФО №... от "."..г. директор ООО «Ломбард Городской» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей за нарушение Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», связанные с непредставлением в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в установленные данным законодательством сроки и порядке сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

 Решением руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО от "."..г. постановление МРУ Росфинмониторинга по ЮФО о назначении административного наказания №... от "."..г. в отношении директора ООО «Ломбард Городской» ФИО1 оставлено без изменения, а его жалоба - без удовлетворения.

 Не согласившись с указанными постановлением и решением, считая их незаконными и необоснованными, ФИО1 обратился в суд в жалобой, в которой просил отменить оспариваемые акты должностных лиц Росмониторинга, производство по делу прекратить со ссылкой на отсутствие состава административного правонарушения и малозначительность правонарушения.

 На рассмотрение жалобы ФИО1 не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО1

 При рассмотрении жалобы защитник ФИО1 – Боканхель Н.Ю., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, просила признать незаконным и отменить оспариваемые постановление и решение должностных лиц МРУ Росмониторинг по ЮФО в отношении ФИО1 и прекратить производство по делу.

 Специалист отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО ФИО2, составивший протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 на рассмотрение жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен, в отзыве на жалобу указал, что считает безосновательными приведенные в жалобе доводы, оспариваемое постановление и решение – законными и обоснованными; просил постановление МРУ Росфинмониторинга по ЮФО от "."..г. №... и решение по жалобе директора ООО «Ломбард Городской» на постановление о назначении административного наказания №... от "."..г. оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

 Выслушав защитника ФИО1 – Боканхель Н.Ю., изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, представленные доказательства, считаю постановление и решение должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ЮФО подлежащим изменению по следующим основаниям.

 Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 Поскольку заявителем ФИО1 копия решения должностного лица от "."..г. получена "."..г., жалоба направлена в суд почтой "."..г. – первый рабочий день после выходных и праздничных дней, считаю, что процессуальный срок на подачу жалобы ФИО1 не пропущен. Доказательств более раннего получения ФИО1 копии оспариваемого постановления материалы дела не содержат.

 Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.

 Согласно части 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

 Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО «Ломбард Городской» является предоставление краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, что подтверждается учредительными и регистрационными документами, выпиской из ЕГРЮЛ, иными материалами дела.

 В силу статьи 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в связи с чем на ООО «Ломбард Городской» распространяются все права и обязанности, установленные статьей 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 В период с "."..г. по "."..г. специалистами МРУ Росфинмониторинга по ЮФО на основании приказа руководителя Управления от "."..г. была проведена проверка соблюдения ООО «Ломбард Городской», расположенного по адресу: <адрес>, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с "."..г. по "."..г., в ходе которой установлено, что в ООО «Ломбард Городской» не проводится идентификация клиентов общества на предмет их причастности к экстремистской деятельности.

 Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции, действовавшей на день совершения правонарушения) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 настоящей статьи, установив следующие сведения:

 в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

 в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

 Согласно пояснениям директора ООО Ломбард Городской» ФИО1, идентификация клиентов в Обществе проводится путем фиксирования требуемых идентификационных данных клиентов в залоговых билетах.

 Приказом Управления от 17 февраля 2011 года № 59 утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, лученных преступным путем, и финансирования терроризма.

 В соответствии с пунктом 2.1 данного Положения, идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия: установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя; проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ; определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу (проводится в отношении физических лиц.); оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска; обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

 Согласно пункту 2.5 указанного Положения, результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки фиксируются организацией в анкете клиента, либо иным способом.

 Правилами внутреннего контроля предусмотрен конкретный способ фиксации данных об оценке степени (уровне) риска, дата и результаты проверки клиента и выгодоприобретателей на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, в приложении №... к правилам внутреннего контроля (анкета клиента).

 Однако, в ходе проведенной органом государственного контроля проверки установлено, что в ООО «Ломбард Городской» в нарушение Правил внутреннего контроля анкеты клиентов не ведутся, чем нарушены требования законодательства в части осуществления внутреннего контроля по идентификации клиентов, находящихся на обслуживании.

 На основании пункта 10 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона № 115-ФЗ порядке сведения об их участии террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

 Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г. №... «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

 Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к «Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности» при постановке организации на учет в Управлении.

 Исходя из изложенного, организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны идентифицировать лиц, находящихся на обслуживании, на предмет их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

 Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в том числе, к одному из следующих видов операций:

 - получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

 - предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами иным имуществом, совершаемым их клиентами.

 В ходе проверки финансово-хозяйственных документов ООО «Ломбард Городской» специалистами Росфинмониторинга были установлены операции, подлежащие обязательному контролю, сведения по которым представлены в Управление с нарушением установленных законом сроков: по договору №... уступки прав (цессии) от "."..г. - сообщение по форме №... от "."..г. направлено почтой "."..г. года; по договору №... уступки прав (цессии) от "."..г. - сообщение по форме №... от "."..г. направлено почтой "."..г. года.

 Специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, данные операции были выявлены, информация в Росфинмониторинг представлена с нарушением установленных законом сроков, что свидетельствует о нарушении процедур внутреннего контроля, повлекшим представление сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.

 Согласно статье 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

 При этом под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

 В силу статьи 4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 7 данного Закона в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях реализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

 Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» основаниями документального фиксирования информации являются:

 - запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

 - выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных названным Федеральным законом;

 - иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

 С учетом изложенного, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать должностных лиц, ответственных за реализацию указанных правил, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований Правительства Российской Федерации и утверждаются директором организации.

 В ходе проведенной специалистами Росфинмониторинга проверки также были установлены операции, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным и финансированию терроризма, регламентированные Приказом Управления от "."..г. №... «Об утверждении рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок», а именно критерии №... «Неоднократное совершение операций или сделок, характер которых даст основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом», №... «Запутанный или обычный характер сделки, не имеющей очевидного-экономического смысла или очевидной законной цели» и признак №... «Предоставление получение займа, процентная ставка по которому ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России» информация о которых специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, в обществе не выявлена, в сообщении не зафиксирована, сведения в уполномоченный орган не направлены.

 В частности, в ходе проверки установлены 98 необычных операций, сведения по которым в Росфинмониторинг не представлены: договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму-<...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. па сумму <...> рублей; договор беспроцентною денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей; договор беспроцентного денежного займа от "."..г. на сумму <...> рублей.

 Исследование в ходе проверки представленных обществом документов и информации позволили административному органу прийти к выводу о том, что обществом не исполняется законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившееся в неосуществлении обществом внутреннего контроля и повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

 Таким образом, в ходе проверки установлены операции, подпадающие под критерии и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным и финансированию терроризма, информация о которых специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, в ООО «Ломбард Городской» не выявлена, в сообщении не зафиксирована, сведения в уполномоченный орган - Росфинмониторинг не представлены; кроме того, установлены операции, подлежащие обязательному контролю, сведения по которым представлены в Управление с нарушением установленных законом; в нарушение правил внутреннего контроля анкеты клиентов в ООО «Ломбард Городской» не ведутся; идентификации клиентов общества на предмет их причастности к экстремистской деятельности не осуществляется, что свидетельствует о нарушении законодательства в части осуществления внутреннего контроля.

 По факту выявленных нарушений должностным лицом МРУ Росфинмониторинг по ЮФО "."..г. в отношении директора ООО «Ломбард Городской» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые сомнений на предмет допустимости, достоверности и достаточности не вызывают.

 Таким образом, на основании совокупности всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств и всех обстоятельств дела при рассмотрении дела и жалобы достоверно установлено, что в ходе проверки соблюдения ООО «Ломбард Городской» законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проведенной специалистами Росфинмониторинга, был выявлен факт нарушения ООО «Ломбард Городской» требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части организации внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

 Субъектами правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступают организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица.

 В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 На момент проверочных мероприятий было установлено, что ФИО1 является единоличным исполнительным органом общества (директором) и осуществляет руководство текущей деятельностью общества. Соответственно, директор ООО «Ломбард Городской» ФИО1, осуществляя текущее руководство деятельностью Общества, обязан был обеспечить соблюдение возглавляемой организацией требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, однако, им не было предпринято необходимых мер в установленных целях.

 Собранными по делу доказательствами, достоверно подтверждены допущенные директором ООО «Ломбард Городской» нарушения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», связанные с непредставлением в установленные данным законодательством сроки и порядке сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

 В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности соблюдения директором ООО «Ломбард Городской» законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что свидетельствует о том, что руководителем общества не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению. Наличие в Обществе должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля Общества, не исключает административной ответственности ФИО1 за совершение вмененного правонарушения, поскольку в обязанность специального должностного лица входит выявление операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, фиксация их во внутренних сообщениях, тогда как представление в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, является прямой обязанностью руководителя Общества. При этом, директор ООО «Ломбард Городской» ФИО1 достоверно знал о совершенных сделках, подлежащих обязательному контролю, так как по указанным сделкам являлся и заемщиком, и займодавцем.

 Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо Росфинмониторинга пришел к правильному выводу о наличии в действиях директора ООО «Ломбард Городской» ФИО1, как должностного лица, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и вынес постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности.

 Вместе с тем, заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО излишне вменены в вину директору ООО «Ломбард Городской» ФИО1 деяния, совершенные в период с "."..г. по "."..г., выразившиеся в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части непредставления и несвоевременного представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю за указанный период, так как установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности на момент рассмотрения дела и вынесения постановления "."..г. истек, поэтому указанные периоды подлежат исключению из описательно-мотивировочной части оспариваемых постановления и решения. При этом, судья учитывает правовую позицию Верховного Суда РФ, выраженную в пункте 14 Постановления Пленума от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока; то есть срок привлечения к административной ответственности за совершенное ФИО1 бездействие начинает течь с даты, когда соответствующее действие должно быть совершено, а именно: по истечении трех рабочих дней со дня заключения каждой необычной сделки.

 Вместе с тем, данное обстоятельство не исключает возможности привлечения директора ООО «Ломбард Городской» ФИО1, к административной ответственности по ст. 15.27 ч. 2 КоАП РФ за совершенные противоправные деяния, а именно: за непредставление в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО информации о необычных операциях, по договорам беспроцентного денежного займа б/н, имевших место "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., "."..г., а также за нарушение установленных законом сроков представления в Управление сведений по договору №... уступки прав (цессии) от "."..г., сообщение по форме 4-СПД №... в отношении указанного договора оформлено "."..г., отправлено почтой "."..г..

 Доводы жалобы о том, что договоры беспроцентного займа не носят запутанный или необычный характер, полностью соответствуют целям деятельности Общества, установленным его учредительными документами, отвечают экономическому смыслу и имеют очевидную законную цель, следовательно, обязанность по представлению сведений о данных операциях у директора Общества отсутствует, поскольку критерии выявления необычных сделок в соответствии с Приказом Росфинмониторинга №... «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок», включенные в правила внутреннего контроля организации носят для Общества не рекомендательный, а обязательный характер с момента утверждения его руководителем Общества.

 Не является обоснованной ссылка в жалобе на письмо Банка России от "."..г. №12-1-3/804, у котором указано, что исходя из буквального толкования нормы п.п. 4 п. 1 ст. 6 Закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция по предоставлению физическим лицом беспроцентного займа юридическому лицу не относится к категории операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Законом №115-ФЗ, и свидетельствует, что договоры беспроцентного займа не носят запутанный характер, полностью соответствуют целям Общества и имеют законную цель.

 Основаниями документального фиксирования информации в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленной учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

 Кроме того, пункте 52 «Программы выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма» Правил внутреннего контроля ООО «Ломбард Городской», утвержденных "."..г., указаны операции, имеющие признак «предоставление или получение займа, процентная ставка по которому ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России», следовательно, специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля Общества, должно было выявить операции, подпадающие под критерии и признаки необычных сделок, зафиксировать их во внутренних сообщениях и направить в установленный законом срок в уполномоченный орган.

 Ссылки в жалобе на отсутствие у уполномоченного органа доказательств наличия внутреннего сообщения работника Общества, ответственного за соблюдение внутреннего контроля, по которому не принято решение о направлении информации уполномоченному органу, являются необоснованными и не свидетельствуют о порочности выводов должностного лица Росфинмониторинга об отсутствии в Обществе внутренних сообщений об операциях, подлежащих контролю, так как копии данных сообщений не были представлены директором Общества по требованию государственного органа в ходе проведения проверки, что обоснованно расценено должностным лицом, как их отсутствие.

 Доводы жалобы относительно малозначительности совершенного административного правонарушения, считаю несостоятельными по следующим основаниям.

 По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью социальной опасности деяния, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

 Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 21 постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с изменениями и дополнениями от "."..г., следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий нарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении наказания.

 Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно мотивировано.

 В связи с чем, положения ст. 2.9 КоАП РФ (освобождение от ответственности при малозначительности правонарушения), в данном случае применены быть не могут, поскольку непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю и представление сведений с нарушением сроков является грубым нарушением требований по внутреннему контролю, предусмотренному ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 Доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалах дела отсутствуют, поэтому с учетом характера и степени потенциальной опасности, конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.

 Должностными лицами Росфинмониторинга при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении и жалобы в полном объеме выполнены положения ст. 24.1 КоАП РФ, регламентирующей задачи производства по делам об административных правонарушениях, к которым относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также положения ст. 26.11 КоАП РФ, возлагающей на должностное лицо обязанность осуществления производства по делу об административном правонарушении и оценку доказательств по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

 Существенных процессуальных нарушений норм КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении и при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица не допущено.

 Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушен. Наказание назначено с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, установленном санкцией ст. 15.27 ч. 2 КоАП РФ.

 Несмотря на установление необходимости исключения из описательно-мотивировочной части постановления и решения должностных лиц Росфинмониторинга ряда вмененных ФИО1 нарушений, основания для отмены постановления МРУ Росфинмониторинга по ЮФО №... от "."..г. и решения МРУ Росфинмониторинга по ЮФО от "."..г., предусмотренные ст. 30.7 КоАП РФ, отсутствуют, поэтому жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 РЕШИЛ:

 Постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО №... от "."..г. о привлечении директора ООО «Ломбард Городской» ФИО1 к административной ответственности по статье 15.27 части 2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <...> рублей, решение руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО от "."..г. по жалобе на постановление №... от "."..г. изменить, исключив из описательно-мотивировочной части указанных актов деяния директора ООО «Ломбард Городской», совершенные в период с "."..г. по "."..г., выразившиеся в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части непредставления и несвоевременного представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю за указанный период.

 В остальной части постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО №... от "."..г. о привлечении директора ООО «Ломбард Городской» ФИО1 к административной ответственности по статье 15.27 части 2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <...> рублей, решение руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО от "."..г. по жалобе на постановление №... от "."..г. оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 Судья: подпись