ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-291/2014 от 25.06.2014 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

 №12-291/2014

 РЕШЕНИЕ

 г. Ульяновск                             25 июня 2014 г.

     Судья Засвияжского районного суда Навасардян В.С.,

 с участием представителя заявителя – ФИО4, действующей на основании доверенности,

 при секретаре Кудряшовой Н.В.,

 рассмотрев в судебном заседании жалобу Тарханова Д.А. на постановление по делу об административном правонарушении №54/876 от 02.04.2014 года, которым

 Тарханов Д.А. <данные изъяты>

 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 ч.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 4000 руб.,

 УСТАНОВИЛ:

     Постановлением начальника инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска ФИО3 от 02.04.2014 г. должностное лицо - директор <данные изъяты>» (далее по тексту – <данные изъяты>») Тарханов Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 ч.2 КоАП РФ, т.е. в нарушении платежным агентом, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

     Существо правонарушения выразилось в том, денежные средства от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, за период времени с 01.01.2013 года по 11.02.2014 года, зачислялись на расчетный счет № ООО «<данные изъяты> а не на его специальный банковский счет №.

     В жалобе, поданной директором ООО <данные изъяты>» Тархановым Д.А. указано, что с постановлением он не согласен. В жалобе указал, что из смысла положений Закона № 103-ФЗ от 03.06.2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемые платежными агентами» деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Т.к. основным видом деятельности <данные изъяты>» является управление эксплуатацией жилого фонда оно не является платежным агентом, и, следовательно, требование ч.15 ст. 4 Закона на него не распространяется. Денежные средства от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, за период времени с 01.01.2013 года по 11.02.2014 года, зачислялись на расчетный счет № <данные изъяты>», а не на его специальный банковский счет № посредством принятия денежных средств не непосредственно <данные изъяты>», а путем перечисления их подразделениями Сбербанка РФ. Кроме того указал в жалобе, что проверка в отношении <данные изъяты>» проведена с нарушение норм действующего законодательства, а именно, при проведении проверки инспектор налогового органа вышла за рамки выданного ей поручения о проведении проверки. Просит вынесенное налоговой инспекцией постановление отменить, а производство по делу прекратить.

     В судебном заседании действующая от лица Тарханова Д.А. – ФИО4 полностью поддержала доводы жалобы и также просила отменить обжалуемое постановление и производство по делу прекратить по основаниям, указанным в жалобе. Дополнила, что при перечислении денежных средств от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги путем перечисления их подразделениями Сбербанка РФ, в том числе и за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, указанные денежные средства зачислялись на расчетный счет № ООО «ГК «<данные изъяты>», а не на его специальный банковский счет № в связи с невозможностью перечисления банком указанных денежных средств на специальный счет <данные изъяты>».

     Допрошенная в судебном заседании <данные изъяты> отдела оперативного контроля инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска ФИО5 суду пояснила, что <данные изъяты>» не является поставщиком коммунальных услуг, а является платежным агентом. Соответственно ООО <данные изъяты>», принимая платежи за коммунальные услуги от физических лиц на свой счет, обязаны в соответствии с Законом зачислять получаемые денежные средства на специальный банковский счет. Такой счет у <данные изъяты> имеется, однако поступающие платежи идут на расчетный банковский счет управляющей организации. Данное несоблюдение требований закона может повлиять на то, что поступающие от населения платежи могут пойти не поставщикам коммунальных услуг, а на нужды <данные изъяты> Пояснила также, что ею проводилась проверка <данные изъяты>». Проверкой было установлено, что <данные изъяты>» заключены договора с предприятиями, поставляющими тепловую энергию и топлоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения для целей оказания коммунальных услуг, в соответствии с которыми организация выступают в данных договорах как потребитель, а по отношению к физическим лицам – платежным агентом, поскольку принимают от населения платежи за потребляемые ресурсы.

     Выслушав участников процесса, изучив представленные суду материалы, суд приходит к выводу, что жалоба Тарханова Д.А. обоснована и подлежит удовлетворению.

 Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ является нарушение обязанностей по использованию платежным агентам специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

     Таким образом, использование платежным агентом специального банковского счета при приеме платежей от физических лиц является обязательным.

 Частью 2 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц, за совершение указанного правонарушения.

 Как следует из материалов дела и не оспаривалось заявителем, директором <данные изъяты>» является Тарханов Д.А.

 Как следует из письма главного специалиста отдела Управления претензионной работой <данные изъяты>» О.ФИО14, Банк, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не является платежным агентом и не имеет возможности проводить платежи физических лиц на специальный банковский счет. По объявлению на внос наличными денежные средства могут быть внесены на счет организации только представителем организации.

 Из письма Заместителя начальника ИФНС по Засвияжскому району г. Ульяновска АФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что у ООО <данные изъяты> имеются в наличии банковские счета №№ №, №, № в Отделении № Сбербанка России.

 Как следует из представленных в судебное заседание ответов на запросы, данных 02.04.2013 г., 26.04.2013 г., 05.06.2014 г. руководителю <данные изъяты>» (до 11.04.2013 года <данные изъяты>») к банковским счетам ООО «<данные изъяты>» (до 11.04.2013 года <данные изъяты>») №№ №, № № в Отделении № Сбербанка России применена картотека за № в период времени с 01.07.2012 года по настоящее время, что подтверждается в том числе инкассовыми поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от 22.01.2013 г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г.

 В соответствии с Положением Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденным Банком России 03.10.2002 N 2-П, банки и иные кредитные организации обязаны принимать от взыскателя исполнительный документ даже в случае отсутствия или недостаточности денежных средств для удовлетворения требований исполнительного документа. При выяснении банком указанных обстоятельств требование взыскателя помещается в так называемую картотеку, т.е. хранилище всех платежных требований, адресованных данному должнику, и расчетных документов, не оплаченных должником в срок.

 Картотеки применяются только к счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 После предъявления исполнительного документа банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя. Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, происходит путем перечисления денежных средств со счета должника на счет взыскателя, указанный в заявлении (ч.ч. 5, 7 ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

 Списание денежных средств происходит в безакцептном (т.е. в бесспорном) порядке. Взыскателю не требуется оформлять инкассовое поручение на списание денежных средств или иные расчетные документы, за него это делает банк.

 Перечисление денежных средств на счет взыскателя будет производиться по мере поступления их на счета должника в данном банке. В случае наличия на счетах должника денежных средств, недостаточных для полного погашения требования взыскателя, при условии отсутствия иных платежных поручений (которые должны быть оплачены в первую очередь) исполнительный документ оплачивается на сумму имеющихся средств на счете.

 Однако если денежных средств недостаточно для погашения задолженности должника по всем платежным поручениям и расчетным документам, не оплаченным в срок, банк руководствуется очередностью, установленной ст. 855 ГК РФ.

 В редакции ст. 855 ГК РФ, действовавшей до 14.12.2013 года был установлен следующий порядок:

 - в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

 - во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

 (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

 - в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

 (в ред. Федеральных законов от 24.10.1997 N 133-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

 - в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

 (в ред. Федерального закона от 12.08.1996 N 110-ФЗ)

 - в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

 (в ред. Федерального закона от 12.08.1996 N 110-ФЗ)

 - в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

 (в ред. Федерального закона от 12.08.1996 N 110-ФЗ)

 В редакции ст. 855 ГК РФ, действующей с 14.12.2013 года по настоящее время в следующем порядке:

 - в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

 - во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

 - в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

 - в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

 - в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

 При этом списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

 Согласно ч. 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

 Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

 Из изложенного следует, что ООО «<данные изъяты>», в лице своего руководителя – Тарханова Д.А., не имело возможности, при наличии картотеки на своих счетах (в том числе и на указанном в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении счете № №), распоряжаться поступавшими на них, в период указанный в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении, денежными средствами, в том числе и путем их «обналичивания» и объявления на внос наличными денежных средств на свой специальный счет.

 Указанное обстоятельство подтверждается также выпиской из лицевого счета <данные изъяты>» № за период времени с 01.01.2013 года по 11.02.2014 года в соответствии с которой все движение (списание) денежных средств по указанному счету осуществлялось только в соответствии с очередностью, установленной ст. 855 ГК РФ.

 Исходя из изложенного, постановление начальника инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - директора ООО «<данные изъяты>» Тарханова Д.А. по ст. 15.1 ч.2 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению за отсутствием в действиях Тарханова Д.А. состава административного правонарушения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 3; 24.5 ч.1 п. 2 КоАП РФ,

     РЕШИЛ:

 Жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» - Тарханова Д.А. удовлетворить.

 Постановление начальника инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № 54/876 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> Тарханова Д.А. по ст. 15.1 ч.2 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

 Судья:                        В.С. Навасардян