судья ФИО7 № 7-291/2016, № 7-292/2016, № 7 – 293/2016
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 19 августа 2016 года
Судья Астраханского областного суда Баранов Г.В., при секретаре Мязиной Н. А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы МРЭКП МО « Село Копановка » на постановления Енотаевского районного суда Астраханской области от 15 июля 2016 года по административным делам № 7-291/2016, № 7-292/2016, № 7 – 293/2016 по делам об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7. 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МРЭКП МО « Село Копановка »,
установил:
постановлением Енотаевского районного суда Астраханской области от 15 июля 2016 года муниципальное ремонтно - эксплуатационное коммунальное предприятие муниципального образования « Село Копановка » государственный номер регистрации в качестве юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей, за то, что муниципальное ремонтно - эксплуатационное коммунальное предприятие муниципального образования « Село Копановка » в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло забор водных ресурсов из поверхностного водного объекта <адрес> в границах <адрес> <адрес>, без разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом.
Постановлением Енотаевского районного суда Астраханской области от 15 июля 2016 года муниципальное ремонтно - эксплуатационное коммунальное предприятие муниципального образования « Село Копановка » государственный номер регистрации в качестве юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, за то, что муниципальное ремонтно - эксплуатационное коммунальное предприятие муниципального образования « Село Копановка » в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло забор водных ресурсов из поверхностного водного объекта <адрес> в границах <адрес><адрес>, без разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом.
Постановлением Енотаевского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное ремонтно - эксплуатационное коммунальное предприятие муниципального образования « Село Копановка » государственный номер регистрации в качестве юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, за то, что муниципальное ремонтно - эксплуатационное коммунальное предприятие муниципального образования « Село Копановка » в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло забор водных ресурсов из поверхностного водного объекта <адрес> в границах <адрес><адрес>, без разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом.
В жалобах на указанные постановления МРЭКП МО « Село Копановка » ставится вопрос об их отмене и прекращении производства ввиду малозначительности.
Заслушав представителя МРЭКП МО « Село Копановка » - ФИО1, поддержавшего доводы жалоб, государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области, возражавшей относительно удовлетворения жалоб, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу об изменения постановлений районного суда по следующим основаниям.
Статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий - в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Управлением Росприроднадзора по Астраханской области на основании приказа Управления Росприроднадзора по Астраханской области о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ была проведена плановая выездная проверка юридического лица - МРЭКП МО « Село Копановка ». В ходе проведения плановой выездной проверки установлено следующее: Управлением земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации МО « Енотаевский район » на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МРЭКП МО «Село Копановка » от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжений Управления земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации МО « Енотаевский район » от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в хозяйственное ведение МРЭКП МО « Село Копановка » было передано муниципальное недвижимое имущество, в том числе системы водоснабжения с. Федоровка, системы водоснабжения с. Иваново-Николаевка.
В соответствии с письмом отдела водных ресурсов по Астраханской области Нижне-Волжского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что у МРЭКП МО « Село Копановка » разрешительные документы, на основании которых возникает право пользовании водным объектом, в государственном водном реестре отсутствуют.
Согласно письму Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ№ заявлений на выдачу разрешительных документов на пользование водным объектом от МРЭКП МО « Село Копановка » не поступало.
Согласно объяснительной № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора МРЭКП МО « Село Копановка » с целью разработки разрешительных документов на право пользования водным объектом, предприятием был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№/ПР с ИП ФИО4 В настоящее время документы находятся в разработке.
Таким образом, Муниципальное ремонтно-эксплуатационное коммунальное предприятие муниципального образования « Село Копановка » совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий.
Статьей 9 Водного Кодекса Российской Федерации установлено, что право пользования водными объектами возникает у физических и юридических лиц в порядке, установленном Водным Кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов на основании договора водопользования.
В силу требований части 1 статьи 4 Федерального закона « Об охране окружающей среды » поверхностные и подземные водные объекты являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Согласно пункту 8 статьи 1 Водного Кодекса Российской Федерации, водопользователь - физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
На основании пунктом 4. 1 статьи 8 Водного Кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов на основании договора водопользования.
Договор водопользования в соответствии с частью 3 статьи 12 Водного кодекса Российской Федерации, признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации, договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Юридическое лицо МРЭКП МО « Село Копановка » без заключения соответствующих договоров самовольно использовало водный объект путем забора водных ресурсов из поверхностного водного объекта <адрес> в границах с. <адрес>, из поверхности водного объекта <адрес> в границах <адрес> – <адрес>, из поверхности водного объекта <адрес> в границах <адрес>.
Виновность юридического лица МРЭКП МО «Село Копановка» в совершении административного правонарушения подтверждается письменными материалами дела: протоколами об административном правонарушении, актом проверки федеральной службы в сфере природопользования юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением отдела водных ресурсов по Астраханской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжениями Управления земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования «Енотаевский район» Астраханской области, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, которым\в соответствии со статьей 26. 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана надлежащая оценка.
Довод жалобы о необходимости применения положений статьи 2. 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности совершенного административного правонарушения необоснован.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях », если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2. 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу закона, статья 2. 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предписывает обязательность освобождения лица от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляет только право принять такое решение. В связи с этим субъект административной юрисдикции обязан при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия, убедиться, что конкретным действием не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу, исследовать обстановку, в которой совершено правонарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и т.п.
При рассмотрении жалобы на постановление суда не установлено обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановления суда как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшихся постановления административного органа и судебного решения по доводам жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 4. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Руководствуясь статьями 30. 1 – 30, 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановления Енотаевского районного суда Астраханской области от 15 июля 2016 года по административным делам № 7-291/2016, № 7-292/2016, № 7 – 293/2016 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7. 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МРЭКП МО « Село Копановка »,– изменить.
Назначить юридическому лицу - МРЭКП МО « Село Копановка »по ним административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
В остальной части постановления суда – оставить без изменения.
Судья Астраханского
областного суда Г. В. Баранов