ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-291/2021 от 12.08.2021 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

№12-291/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тарко-Сале, ЯНАО 12 августа 2021 года

Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Пустовой А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника управления – начальника отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 № 74МЗ-2021 от 29.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – контрактного управляющего, главного специалиста управления культуры администрации Пуровского района ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника управления – начальника отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО ФИО2 № 74МЗ-2021 от 29.04.2021 контрактный управляющий, главный специалист управления культуры администрации Пуровского района ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить, производство по делу по малозначительности прекратить, указав, что протокол и постановление о привлечении к административной ответственности вынесено не уполномоченным на то лицом, не согласен с тем, что в данном конкретном случае невозможно применять ст. 2.9 КоАП РФ и освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием, заказчик самостоятельно до плановой проверки, оплатил выполненные работы, а поставщик претензий к заказчику не имеет, характеризуется ФИО1 положительно.

В возражениях на жалобу заместитель начальника управления департамента экономики ЯНАО - начальник отдела проверок управления контроля закупок ФИО2 указывает, что должностными лицами департамента экономики ЯНАО правомерно составлен протокол и вынесено постановление о наложении штрафа, департамент является уполномоченным органом на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ч.1 ст.7.32.5 КоАП, согласно приказу департамента экономики ЯНАО от 04.02.2020 №54-0 (с изменениями, внесенными приказом от 08.02.2021 №65-0) полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО, наделен главный специалист-эксперт отдела проверок управления контроля закупок, полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО наделен заместитель начальника управления - начальник отдела проверок управления контроля закупок. Вопрос о применении статьи 2,9 КоАП РФ был рассмотрен и дана правовая оценка о невозможности признания совершенного правонарушения малозначительным в связи с причинением существенного вреда охраняемым общественным отношениям, который заключается в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, не проявлении должной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения закона, при том, что решение о признании административного правонарушения малозначительным является правом, а не обязанностью должностного лица, уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении. Кроме того, в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что должностное лицо ФИО1 принял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, что подтверждают действительную необходимость применения к ФИО1 штрафа, как меры государственного принуждения.

ФИО1 и должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объёме.

Часть 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

20.04.2021 главным специалистом - экспертом отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1, в связи с тем, что он, являясь должностным лицом заказчика, допустив нарушение порядка оплаты по контракту, совершил правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя начальника управления - начальника отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО ФИО4 29.04.2021 рассмотрено дело об административном правонарушении, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ вправе рассматривать контрольные органы в сфере закупок.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.66 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольных органов в сфере закупок, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок и их заместители, а также руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок и их заместители.

Контрольным органом в сфере закупок от имени Ямало-Ненецкого автономного округа является департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа.

В силу части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 этой статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Как следует из материалов истребованного дела, протокол об административном правонарушении от 20.04.2021 в отношении ФИО1 составлен главным специалистом - экспертом отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО ФИО3

Согласно пояснениям, изложенных в возражении на жалобу, полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции управления контроля закупок департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, возложены на главного специалиста-эксперта отдела проверок управления контроля закупок приказом департамента экономики ЯНАО от 04.02.2020 №54-0 «О возложении полномочий по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции управления контроля закупок департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа» (с изменениями, внесенными приказом от 08.02.2021 №65-0).

Указанный приказ является правовым актом Ямало-Ненецкого автономного округа нормативного характера, поскольку рассчитан на многократное применение и наделяет должностных лиц департамента экономики ЯНАО правом составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять производство по таким делам в отношении неограниченного круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона ЯНАО от 06.04.2006 N 13-ЗАО "О правотворчестве" приказы центральных исполнительных органов государственной власти автономного округа, имеющие нормативный правовой характер, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (абзац 2).

Приказы центральных исполнительных органов государственной власти автономного округа, имеющие нормативный правовой характер, не включенные в регистр нормативных правовых актов автономного округа, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений (абзац 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Закона ЯНАО от 06.04.2006 N 13-ЗАО "О правотворчестве" неопубликованные законы автономного округа и иные нормативные правовые акты автономного округа, подлежащие обязательному официальному опубликованию, применению не подлежат.

Приказ департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2020 №54-0 «О возложении полномочий по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО (с изменениями, внесенными приказом от 08.02.2021 №65-0) не был официально опубликованы в порядке, установленном Законом ЯНАО от 06.04.2006 N 13-ЗАО "О правотворчестве", поэтому не подлежит применению.

Таким образом, главный специалист - эксперт отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО не наделен полномочиями по возбуждению дела об административном правонарушении и составлению протокола по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении ФИО1

С учетом изложенного, суд признает обоснованными доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении был составлен неправомочным лицом.

Согласно ч. 3 ст. 28.8 КоАП в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

В связи с тем, что возможность возвращения протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является важнейшим процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Поскольку протокол об административном правонарушении составлен неправомочным должностным лицом, его следует признать недопустимым доказательством, что в свою очередь влечет прекращение производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника управления – начальника отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 № 74МЗ-2021 от 29.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – контрактного управляющего, главного специалиста управления культуры администрации Пуровского района ФИО1 - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток.

Судья А.В. Пустовой