ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-291/21 от 15.06.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 12-291/21

РЕШЕНИЕ

г.Черкесск КЧР 15 июня 2021 года

Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Турклиева Ф.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Суржик Ирины Петровны на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу от 21.08.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Суржик Ирины Петровны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Управление) ФИО2 от 21.08.2020 Суржик И.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Суржик И.П. обратилась в Черкесский городской суд КЧР с просьбой отменить указанное постановление, поскольку считает, что назначенное наказание является чрезмерно суровым и носит неоправданно карательный характер. Считает, что она полностью выполнила все требования законодательства РФ в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Указывает, что основной деятельностью ООО «БУРГЕР РУС» (далее- Общество) является деятельность ресторанов и оказание услуг по доставке продуктов питания. В виду того, что в период неблагополучной эпидеомиологической ситуации в регионе и стране в целом у обособленного подразделения Общества по адресу: <адрес>, возникла необходимость в обратной реализации ранее закупленной алкогольной продукции, между поставщиком - ООО «СПБ Ставрополь» и покупателем - ООО «БУРГЕР РУС» 25.05.2020 г. к договору поставки № от 27.12.2017 г. было заключено дополнительное соглашение № 1 об обратной реализации (поставке) качественного, нереализованного товара, в соответствии с которым ООО «БУРГЕР РУС» считается в данном случае поставщиком, а ООО «СПБ Ставрополь» соответственно покупателем, что не противоречит ГК РФ, и которое в последствии послужило основанием для обратной реализации (поставки) качественного нереализованного товара первоначальному поставщику. В виду того, что вышеупомянутые должностным лицом в обжалуемом постановлении нормативные акты не содержат в себе указания по порядку учета продукции, реализованной таким образом, Обществом данное перемещение в единой государственной системе обозначено как «поставка». Более того, при осуществлении обратной реализации в адрес поставщика никаких предупреждений и ошибок со стороны единой государственной автоматизированной информационной системы не было. Просит суд постановление по делу об административном правонарушении от 21.08.2020 г. отменить, а производство по делу прекратить. В случае если ее вина будет установлена, принимая во внимание отсутствие каких-либо негативных последствий, признать правонарушение малозначительным и применить ст. 2.9 КоАП РФ, освободить ее от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В судебное заседание Суржик И.П. не явилась, о времени, месте и дате судебного заседания надлежаще извещена (судебным извещением и телефонограммой), сообщила, что явиться в судебное заседание не сможет, истребованные документы направит в электронном виде. При таких обстоятельствах судья определил рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу своего представителя в судебное заседание не направило, также ходатайствовало о рассмотрении жалобы без участия представителя.

Ранее от представителя Управления в суд поступили возражения на жалобу, в которых она просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу от 21.08.2020 г. о назначении административного наказания оставить без изменения.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно положениям ч.1 и ч.2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получении копии постановления.

В данном случае обжалуемое постановление вынесено 21.08.2020 года, направлено Суржик И.П. 24.08.2020 года, получено адресатом 01.09.2020 года, жалоба на указанное постановление направлена в суд 11.09.2020 года, соответственно, десятидневный срок подачи жалобы не пропущен.

Между тем, в силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 21.08.2020 года Суржик И.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Указанным постановлением установлено, что Суржик Ирина Петровна, являясь главным бухгалтером ООО «Бургер Рус», осуществляя полномочия по контролю за полнотой и своевременной подачей по всем обособленным подразделениям предприятия сведений в единую государственную автоматизированную систему (далее -ЕГАИС), в том числе за правильностью подачи заявок о фиксации в ЕГАИС на основании Приказа о назначении главного бухгалтера от 02.05.2017 и должностной инструкции главного бухгалтера, не приняла мер для осуществления должного контроля за соблюдением обществом обязательных положений действующего законодательства. ООО «Бургер Рус» осуществляет деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания. Согласно сведениям об отгрузке продукции, зафиксированных в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее ЕГАИС) в отношении ООО «Бургер Рус» ИНН выявлены следующие несоответствия между датой отпуска груза, и датой фиксации, согласно заявке о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат), а именно:

Идентификатор накладной

Номер накладной

Дата накладной

Дата фиксации накладной

Дата отпуска груза

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ и проведено административное расследование. В ходе административного расследования, во исполнение определения о возбуждении дела и проведении административного расследования от 10.07.2020 , ООО «Бургер Рус» представлены пояснения и товарно-сопроводительные документы, в том числе товарная накладная, товарно-транспортная накладная, счет-фактура. Согласно представленной ТТН № от 17.06.2020 ООО «Бургер Рус» в адрес ООО «СПБ Ставрополь» осуществлен возврат закупленной продукции, однако в ЕГАИС ООО «Бургер Рус» зафиксирована поставка по данной ТТН. Из пояснений общества следует, что в период неблагополучной эпидемиологической обстановки, посещаемость ресторанов снизилась, в результате чего у общества возникла необходимость возврата продукции поставщику. Таким образом, ООО «Бургер Рус» в ЕГАИС зафиксированы недостоверные сведения о поставке продукции по ТТН № от 17.06.2020 в адрес ООО «СПБ Ставрополь». Пунктом 2.1 Приказа от 03.03.2016 утвержден формат заявки о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о передаче, внутреннем перемещении, возврате алкогольной продукции. В соответствии с пунктом 2.1.1.1.1.1.1 Приказа от 03.03.2016 при осуществлении возврата продукции поставщику, в графе «Сокращенное наименование (код) элемента» тип накладной необходимо выбрать WBInvoWBReturnToMe «возврат к заявителю». Таким образом, Суржик Ирина Петровна не осуществила должного контроля за внесением ООО «Бургер Рус» заявки на возврат с указанием типа накладной - «Возврат к заявителю» в адрес ООО «СПБ Ставрополь». Следовательно, ООО «Бургер Рус», при фиксации сведений в ЕГАИС нарушен установленный порядок учета.

Так, статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксацию информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Федеральный закон от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (далее Федеральный закон N 171-ФЗ) регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, что непосредственно изложено в пункте 2 статьи 1 данного Закона.

В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информацию о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ.

Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее ЕГАИС), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года N 1459, установлено, что организации и сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные в качестве юридического лица, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему, информацию, указанную в подпунктах 1 - 3 пункта 6 настоящих Правил, в том числе наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика - для организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, а также код причины постановки на учет, местонахождение обособленных подразделений (при их наличии); наименование и вид продукции, указанный в статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"; код вида продукции согласно классификатору видов продукции, использующийся при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 7 Правил).

Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 г. N 149.

В полях "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации - поставщика продукции.

Пунктом 5.1.1 приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 года N 149 определено, что Заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции. До создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке.

В соответствии с пунктом 21 Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила) направление информации об объеме оборота продукции в ЕГАИС осуществляется организацией с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее - заявки о фиксации).

Формы, формат и сроки заявок о фиксации для организаций общественного питания утверждены:

приказом Минфина России от 15.06.2016 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе";

приказом Росалкогольрегулирования от 03.03.2016 N 54 "Об утверждении формата представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, сельскохозяйственными товаропроизводителями с использованием программно-аппаратных средств, а также формата представления подтверждения о фиксации информации и уведомления об отказе фиксации".

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении основанием для привлечения Суржик И.П. к административной ответственности на основании ст. 14.19 КоАП РФ послужили выводы должностного лица о фиксации ООО «Бургер Рус» в ЕГАИС недостоверной информации об отгрузке алкогольной продукции в Заявке о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Сведения об отгрузке), выразившейся в том, что обществом 18.06.2020 года оформлена и зафиксирована в ЕГАИС товарно-транспортная накладная от 17.06.2020 года с датой отгрузки 17.06.2020 года, поставка алкогольной продукции по данной накладной осуществлялась 17.06.2020 года. Таким образом, между датой отгрузки и датой фиксации имеются несоответствия.

При этом, в ЕГАИС ООО «Бургер Рус» в адрес ООО «СПБ Ставрополь» зафиксирована поставка по данной ТТН от 17.06.2020 года.

Между тем, как следует из представленных документов, а именно из Договора поставки № от 27.12.2017 года, Дополнительного соглашения к нему о возврате качественного товара от 25.05.2020 года, товарной и товарно-транспортной накладных от 17.06.2020 года ООО «Бургер Рус» в адрес ООО «СПБ Ставрополь» осуществлен возврат закупленной продукции. Указанное также подтверждается пояснениями представителя Общества, самой жалобой, где указывается, что в период неблагополучной эпидемиологической обстановки посещаемость ресторанов снизилась, в результате чего у Общества возникла необходимость возврата продукции поставщику.

Таким образом, ООО «Бургер Рус» в ЕГАИС зафиксированы недостоверные сведения о поставке продукции по ТТН № от 17.06.2020 в адрес ООО «СПБ Ставрополь».

Ответственным лицом, осуществляющим полномочия по контролю за полнотой и своевременной подачей по всем обособленным подразделениям предприятий сведений в ЕГАИС, в том числе за правильностью подачи заявок о фиксации в ЕГАИС на основании приказа о назначении от 02.05.2017 и должностной инструкции главного бухгалтера, является Суржик И.П.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В ходе производства по делу должностным лицом Управления Росалкогольрегулирования достоверно установлен факт нарушения должностным лицом ООО «Бургер Рус» Суржик И.П. требований пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 , пункта 5.1.1 приложения к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 года N 149, пункта 2.1 Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 03.03.2016 , пункта 1.1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 н.

Таким образом, 18.06.2020 г. по адресу: КЧР, <адрес> (место совершения правонарушения), должностным лицом - главным бухгалтером ООО «Бургер Рус» Суржик И.П., совершено административное правонарушение, выразившееся в непринятии мер для осуществления должного контроля, в результате чего ООО «Бургер Рус» осуществляло оборот алкогольной продукции с нарушением установленного законодательством РФ о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Суржик И.П., являясь главным бухгалтером ООО «Бургер Рус», в силу занимаемой должности должна была знать о необходимости выполнения требований нормативных правовых актов, в том числе в части соблюдения государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, однако не приняла для этого необходимых мер.

Факт нарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от от 06.08.2020 года; заявкой о фиксации в ЕГАИС от 17.06.2020 года; первичными учетными документами и иными доказательствами.

Таким образом, должностное лицо Управления Росалкогольрегулирования пришло к правильному выводу о наличии в действиях Суржик И.П. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Порядок и срок давности привлечения Суржик И.П. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Суржик И.П. в пределах санкции ст.14.19 КоАП РФ. Обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность, не установлено.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу административным органом не допущено, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении Суржик И.П. извещена, протокол об административном правонарушении составлен в ее отсутствие, копия протокола в адрес Суржик И.П. направлена, о рассмотрении дела об административном правонарушении она также была надлежащим образом извещена, по извещению должностного лица не явилась, копия постановления ей своевременно направлена. Нормы материального права должностным лицом административного органа применены правильно.

Доводы жалобы Суржик И.П. направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств.

Так, указание в жалобе на то обстоятельство, что ООО «Бургер Рус» по отношению к ООО «СПБ Ставрополь» применительно к рассматриваемому случаю является поставщиком (продавцом), а последний –покупателем не соответствует фактическим обстоятельствам.

В данном случае, между сторонами договора поставки товара не заключалось, а заключено Дополнительное соглашение к ранее заключенному между ними договору поставки о возврате товара – предмета самого договора поставки. Возврат товара произведен в связи с невозможностью его использования.

С точки зрения учета в ЕГАИС объема производства и оборота алкогольной продукции, данное действие подлежало фиксации как возврат товара. В целом, при заполнении заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгружаемой продукции подлежит отражению реальная, достоверная информация, следовательно, при фиксации сведений в ЕГАИС Обществом нарушен установленный порядок учета.

При таких данных, доводы жалобы не ставят под сомнение наличие в действиях названного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.

Как указано выше, выявленные нарушения допущены должностным лицом ООО «Бургер Рус» вследствие непринятия мер по контролю за порядком учета оборота алкогольной продукции. В материалы дела не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом установленных норм и правил в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые оно не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Оснований для признания совершенного Суржик И.П. деяния малозначительным, в том смысле, который заложен в это понятие Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не имеется, так как данное правонарушение представляет угрозу общественным интересам в части соблюдения государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и Суржик И.П., как лицо ответственное за осуществление учета и декларирования оборота алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции не приняла для этого необходимых мер.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм КоАП РФ не свидетельствует о том, что административным органом допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу от 21.08.2020 г. о признании должностного лица ООО «Бургер Рус» Суржик Ирины Петровны виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей -оставить без изменения, а жалобу Суржик Ирины Петровны - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Черкесского городского суда КЧР Ф.М. Турклиева