Мировой судья Луковникова О.Г. УИД 38MS0044-01-2021-002404-41
РЕШЕНИЕ
г. Братск 13 января 2022 года
Судья Братского городского суда Иркутской области Павлова Т.А. (665717, <...>, кабинет 207,
с участием заявителя жалобы – защитника акционерного общества «Группа «Илим» ФИО1,
должностного лица – заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Братску и Братскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2,
рассмотрев дело №12-3/2022 по жалобе защитника акционерного общества «Группа «Илим» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 44 Центрального района г. Братска Иркутской области, от 11.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Группа «Илим»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 44 Центрального района г. Братска Иркутской области, от 11.10.2021 акционерное общество «Группа «Илим» (далее АО «Группа «Илим») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 руб.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, защитник АО «Группа «Илим» ФИО1 подал жалобу, в обоснование которой указал, что АО «Группа «Илим» вменяют нарушения требований п.п. «г», «з» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Положения системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578/365, Положения по организации эксплуатационного-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 579/366, а именно:
1. паспорт локальной системы оповещения не соответствует Приложению №2 к Положению о системах оповещения, утвержденному приказом МЧС России и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 578/365 (уточнение паспорта системы оповещения населения проводится по результатам комплексной проверки готовности системы оповещения),
2. не разработано положение о локальной системе оповещения,
3. не проводятся комплексные проверки готовности локальной системы оповещения (с проведением оценки технического состояния локальной системы оповещения).
АО «Группа «Илим» несогласно с вынесенным постановлением от 11.10.2021 по следующим основаниям.
1. паспорт локальной системы оповещения не соответствует Приложению № 2 к Положению о системах оповещения, утвержденному приказом МЧС России и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 578/365 (уточнение паспорта системы оповещения населения проводится по результатам комплексной проверки готовности системы оповещения).
Приказом МЧС России и Минкомсвязи России № 578/365 от 31.07.2020 утверждено Положение о системах оповещения населения, которое вступило в силу с 01.01.2021.
В соответствии с п. 10 Положения на системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении № 2 к настоящему Положению.
В свою очередь в филиале АО «Группа «Илим» в г. Братске разработан паспорт локальной системы оповещения (по состоянию на 27.07.2020), который утвержден директором филиала 27.07.2020.
Учитывая, что требования приказа МЧС России и Минкомсвязи России № 578/365 от 31.07.2020 в отношении формы паспорта локальной системы оповещения носят рекомендательный характер и отсутствую требования о необходимости уточнения действующего паспорта локальной системы оповещения, который утвержден до даты вступления в силу приказа МЧС России и Минкомсвязи России № 578/365 от 31.07.2020 при таких обстоятельствах нарушения со стороны АО «Группа «Илим» отсутствуют.
Более того, п. 27 данного приказа установлено, что с целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие проверки и по результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением № 3 к настоящему Положению, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении был предоставлен акт комплексной проверки готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, утвержденный 12.03.2021 и.о. мэра города Братска ФИО3, в котором не содержится требований о необходимости уточнения или переработки паспорта локальной системы оповещения.
2. Не разработано положение о локальной системе оповещения.
Согласно пункту 16 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Минкомсвязи России № 578/365 от 31.07.2020, задействование по предназначению систем оповещения населения, планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом в Приказе не содержится информации в какой форме разрабатывается и какие пункты обязательно должны быть включены, а также кем должно быть утверждено/согласовано данное Положение.
С целью использования систем оповещения и поддержания их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения о прогнозируемых и произошедших ЧС на территории филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске разработана Инструкция по использованию системы оповещения филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске, данная Инструкция согласована с ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, что подтверждается письмом № 6080-15-12 от 04.09.2020.
На базе отдела по оперативному управлению производством филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске создана и функционирует Центральная дежурно-диспетчерская служба (далее по тексту - ЦДДС). Согласно разделу 7 Инструкции, дежурный персонал ЦДДС несет ответственность за своевременное оповещение и информирование сил постоянной готовности, членов КЧС и ПБ, Корпоративного кризисного штаба, ЕДДС г. Братска и своевременное задействование локальной системы оповещения. Приказом №ФБ-0418/20 от 19.03.2020 введено в действие «Положение о Центральной дежурно-диспетчерской службе филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске». Согласно п. 6.5 Положения одной из задач ЦДДС является своевременное задействование локальной системы оповещения с целью защиты персонала Филиала и населения санитарно-защитной зоны: оповещение работников Филиала и других предприятий, выполняющих работу на территории Филиала, а также оповещения организаций и населения МО «город Братск» в зоне ответственности ЛСО.
Учитывая, что требования приказа МЧС России и Минкомсвязи России №578/365 от 31.07.2020 о наличии положения о локальной системе оповещения вступили в силу с 01.01.2021, при этом не содержат требований к форме, содержанию и согласованию положения о локальной системе оповещения считаем, что в данном случае имеющаяся Инструкция по использованию системы оповещения филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске, согласованная с ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области соответствует требованиям Приказа МЧС России и Минкомсвязи России № 578/365 от 31.07.2020.
3. Не проводятся комплексные проверки готовности локальной системы оповещения (с проведением оценки технического состояния локальной системы оповещения).
Согласно п. 26 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Минкомсвязи России № 578/365 от 31.07.2020 готовность систем оповещения населения, достигается:
1) регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения, в рамках данного пункта:
а) под контролем отдела по ГО и ЧС Службы по ПБ и ЧС каждый 3 четверг месяца на промплощадке и объектах санитарно-защитной зоны осуществляется плановая проверка ЛСО с включением всех каналов оповещения. По результатам проверки обязательно составляется акт, где прописываются выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению;
б) ежемесячно ведущим инженером технологом ООУП, начальником смены Хлорного производства проводится тренировка по оповещению (режим «Тренировка»), с отметкой в журнале «Оперативных переговоров»;
в) ежедневно ведущим инженером технологом ООУП, начальником смены Хлорного производства проводится тренировка по оповещению (режим «Тренировка»), с отметкой в журнале «Оперативных переговоров».
2) наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки, в рамках данного пункта в филиале:
а) согласно договору № ЛТУС-017-10 от 01.10.2010 в филиале эксплуатационно-техническим обслуживанием ЛСО, обеспечением постоянной технической готовности оборудования занимаются сотрудники ОП ООО «Илимский Линейно-технологический узел связи»;
б) ежемесячная плановая выездная проверка ЛСО (каждый 3 четверг месяца) на объектах санитарно-защитной зоны проводится с участием сотрудников ОП ООО «Илимский Линейно-технологический узел связи».
Кроме этого в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области № 99-рп от 24.02.2021 «О комплексных проверках готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Иркутской области и муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения в 2021 году», 03.03.2021 проводилась техническая проверка сопряжения аппаратуры муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения с ЛСО потенциально опасных объектов на территории города Братска (в том числе с филиалом АО «Группа «Илим» в г. Братске), о чем составлен акт комплексной проверки готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, утвержденный 12.03.2021 и.о. мэра города Братска ФИО3
Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся во взаимодействии с органами местного самоуправления не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации (пункт 27 приказа МЧС России и Минкомсвязи России № 578/365 от 31.07.2020)
При указанных обстоятельствах локальная система оповещения филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске поддерживается в постоянной готовности и, следовательно, нарушения со стороны АО «Группа «Илим» отсутствуют.
При рассмотрении жалобы защитник АО «Группа «Илим» ФИО1 жалобу поддержал по доводам в ней изложенным.
При рассмотрении жалобы должностное лицо – заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Братску и Братскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2, с жалобой не согласилась, просила постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу требований ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении должна быть предоставлена возможность реализовать свои права, в том числе право на защиту, квалифицированно возражать относительно существа и обстоятельств вменяемого правонарушения, а также с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
В соответствии с пунктами 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении или жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 настоящего Кодекса влечет административную ответственность.
Как усматривается из материалов дела, 24.08.2021 заместителем начальника ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Иркутской области ФИО2 вынесен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО «Группа «Илим».
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 названной статьи, в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно извещению от 04.08.2021 законный представитель АО «Группа «Илим», находящийся в г. Санк-Петербурге, был приглашен для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении на 24.08.2021 в 15-00 час.
Согласно отслеживанию почтовой корреспонденции, данное извещение было получено 03.09.2021, т.е. законный представитель АО «Группа «Илим» не имел возможности участия при составлении протокола об административном правонарушении и выражение своей правовой позиции по вменяемому административному правонарушению.
При составлении протокола об административном правонарушении 24.08.2021 присутствовал защитник АО «Группа «Илим» ФИО1, который получил указанную копию протокола.
При этом, сведений о направлении законному представителю юридического лица АО «Группа «Илим», находящемуся по адресу: 191025, <...>, копии протокола об административном правонарушении от 24.08.2021, в материалах дела не имеется.
Кроме того, в акте выездной плановой проверки № 13 от 04.08.2021 указано, что проверка в отношении юридического лица АО «Группа «Илим» проведена должностными лицами ФИО4, ФИО2 и ФИО5, при этом указанный акт проверки подписан только одним должностным лицом ФИО4
С учетом изложенного данный акт проверки не может быть признан допустимым доказательством по делу. На основании данного акта проверки был составлен протокол об административном правонарушении, что также не может быть признано допустимым доказательством.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области от 11.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Группа «Илим» нельзя признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что при рассмотрении дела мировым судьей не были созданы необходимые условия для справедливого разбирательства дела и реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, что повлекло нарушение этого права.
В связи с указанным, постановление мирового судьи нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенным нарушением процессуальных норм, гарантирующих право на доступ правосудию и эффективную реализацию права на судебную защиту.
Учитывая, что допущенные мировым судьей нарушения носят существенный характер, постановление мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области от 11.10.2021 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу защитника акционерного общества «Группа «Илим» ФИО1 – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 44 Центрального района г. Братска Иркутской области, от 11.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Группа «Илим» - отменить, производство по делу прекратить при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение Братского городского суда Иркутской области может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с соблюдением требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.А. Павлова