Дело № 12-292/2023
91RS0022-01-2023-001579-84
РЕШЕНИЕ
08 августа 2023 года г.Краснодар
Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Ищенко Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» на постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 № 05-82-06-Н-3 от 15 мая 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 05-82-06-Н-3 от 15 мая 2023 года ФГБУ науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не соглашаясь с вынесенным постановлением, представитель Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» по доверенности ФИО4 подал жалобу в Феодосийский городской суд Республики Крым, в которой указал, что метод определения объема, который был применен специалистом отдела, не может являться объективным, поскольку не содержит точных измерений и искажает фактические данные, подлежащие установлению при проведении государственного контроля, в связи с чем приведенное в акте проверки и постановлении описание объема резервуара содержит неточные и нечеткие данные, а то обстоятельство, что подземный пожарный резервуар составляет менее 100 куб.м., объективно не подтверждено. Кроме того, п. 5.7 ГОСТ Р57972-2017 содержит требования для пожарных водоемов в период высокой пожарной опасности, и соответственно является обязательным для объектов, в отношении которых установлены I и II классы пожарной опасности. При этом, как установлено в ходе проверки, а также следует из утвержденного Плана тушения лесных пожаров на 2023 год для Учреждения и Лесохозяйственного регламента лесничества «ГРЗ «Карадагский», для территории государственного природного заповедника «Карадагский» установлен средний класс природной пожарной опасности – III, в связи с чем выводы о несоответствии объема пожарного водоема Учреждения в периоды высокой пожарной опасности и наличия в действиях (бездействии) Учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются необоснованными. Также специалисту указывалось на то, что на территории ГПЗ «Карадагский» имеется второй наполненный и действующий резервуар воды, объемом 300 куб.м., оборудованный пожарным гидрантом, и расположенный в 300 метрах от подземного резервуара; в 50 метрах от подземного резервуара находится оборудованная специальная площадка и подъезды к ней для забора воды пожарными автоцистернами и мотопомпами из естественного водоисточника, которым является море, то есть территория ГПЗ «Карадагский» обеспечена водными ресурсами в пожароопасный период свыше установленных нормативов. В связи с указанными обстоятельствами полагает, что производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 30 мая 2023 года дело по жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» направлено по подсудности в Октябрьский районный суд г. Краснодара.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН», участвующий в рассмотрении дела посредством ВКС, доводы жалобы поддержал. Пояснил суду, что производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия события административного правонарушения, поскольку по пожароопасности Учреждения относится к среднему классу. Кроме того указал, что 14 июля 2023 года была проведена повторная выездная проверка, по результатам которой нарушений не установлено.
Представитель Южного межрегионального управления Роприроднадзора в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адрес суда от заместителя руководителя управления ФИО5 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления с приложением копий материалов дела об административном правонарушении №05-82-06-Н-1 от 15 мая 2023 года.
При данных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив доводы жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени ФИО2 РАН» и исследовав материалы дела, оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 20 марта 2023 года руководителем Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 принято решение о проведении выездной проверки № 05-ВП-В-61 во исполнение пункта 3.5 протокола оперативного совещания Совета безопасности Российской Федерации от 14 февраля 2023 года №Пр-267 о дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период, и Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13 марта 2023 года № 12-р.
Внеплановая выездная проверка проведена в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени ФИО2 РАН», в рамках которой было установлено, что учреждение не готово к пожароопасному сезону 2023 года, поскольку меры противопожарного обустройства на территории ГПЗ «Карадакский» осуществляются без учета требований и объема, установленных нормативами противопожарного обустройства лесов в части устройства противопожарных водоемов.
Предписанием об устранении выявленных нарушений от 05 апреля 2023 года №05-82-04-Н-1 Учреждению предписано устранить вышеуказанные нарушения в срок до 05 июня 2023 года.
15 мая 2023 года заместителем главного государственного инспектора Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 вынесено постановление о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Как указано в ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения (п. 5 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Нормативы противопожарного обустройства лесов утверждены Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174 «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов», согласно которому для соблюдения противопожарного обустройства лесов необходимо устройство водоемов и подъездов к источникам водоснабжения.
В соответствии с п. 5.7 ГОСТа Р57972-2017 «Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 21 ноября 2017 года № 1792-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации», пожарный водоем, подъезд к источнику противопожарного водоснабжения обозначают соответствующим указателем или знаком. На знаке и/или указателе следует указывать местоположение объекта и/или направление движения специального транспорта и эффективный запас воды, а при необходимости дополнительно – тип оборудования и особенности забора воды. Пожарный водоем должен иметь эффективный запас воды не менее 100 куб.м в периоды высокой пожарной опасности в течение пожароопасного сезона.
Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды установлена Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05 июля 2011 года №287, согласно которому установлены: I класс пожарной опасности в лесах (степень пожарной опасности отсутствует), II класс пожарной опасности в лесах (малая степень пожарной опасности), III класс пожарной опасности в лесах (средняя степень пожарной опасности), IV класс пожарной опасности в лесах (высокая степень пожарной опасности), V класс пожарной опасности в лесах (чрезвычайная степень пожарной опасности).
Поскольку в соответствии с утвержденным планом тушения лесных пожаров на территории государственного природного заповедника «Карадагский» на период пожароопасного сезона 2022 года произведено распределение по классам природной пожарной опасности по лесорастительным условиям, согласно которому средний класс природной пожарной опасности – III, что также отражено в акте выездной проверки от 05 апреля 2023 года, должностным лицом не указаны основания применения положений ГОСТа Р57972-2017 «Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования», поскольку период высокой пожарной опасности в момент проверки также не установлен.
Кроме того, суд учитывает, что 05 июня 2023 года ФГБУ науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» в ЮМУ Росприроднадзора направлено уведомление об исполнении предписания, в котором указано, что Учреждением обустроен и наполнен дополнительный подземный резервуар воды объемом 280 кв.м, оборудованный пожарным гидрантом, который расположен в 500 метрах от подземного резервуара, указанного в акте проверки. Данный источник противопожарного водоснабжения имеет подъезд, а также свободный доступ в пожароопасный период. Пожарный резервуар и подъезд к нему обозначены соответствующими указателями и знаком, кроме того, в 50 метрах от подземного резервуара, указанного в акте проверки, находится площадка и подъезды к ней для забора воды пожарными автоцистернами и мотопомпами из естественного водного источника (море), пожарный водоем и подъезд к нему обозначены соответствующими указателями и знаком.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 14 июля 2023 года №05-82-14-Н, согласно которому специалистами сделан вывод о том, что в ФГБУ науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» устроены противопожарные водоемы более 100 куб.м.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.
Указанные факты в совокупности свидетельствуют о неполноте и необъективности проведенного административного расследования, что повлекло вынесение незаконного решения.
Согласно пункта 4 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку должностным лицом не в полном объеме установлены все обстоятельства по делу об административном правонарушении, в том числе объем пожарного водоема, в связи с чем суд считает необходимым отменить постановление № 05-82-06-Н-3 от 15 мая 2023 года, и возвратить дело на новое рассмотрение.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» на постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 № 05-82-06-Н-3 от 15 мая 2023 года – удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 № 05-82-06-Н-3 от 15 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» – отменить, материалы дела об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Октябрьский районный суд г. Краснодара.
Судья –