Дело № 12-293/2017
РЕШЕНИЕ
г. Воркута 12 декабря 2017 года
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Екимова Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» в лице обособленного подразделения «Архангельский» (далее - ООО «ГУЖФ») на постановление главного государственного инспектора г. Инты и Воркуты по пожарному надзору по Отделению надзорной деятельности и профилактической работы г. Инты и Воркуты ГУ МЧС России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением № 15 от 13.07.2017, вынесенным главным государственным инспектором Инты и г.Воркуты по пожарному надзору, ООО «ГУЖФ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, в связи с установленными нарушениями требований пожарной безопасности и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ГУЖФ» обратилось с жалобой, в которой просит отменить вынесенное постановление, указав, что нарушения, поименованные в пунктах 7-12 постановления, не входят в обязанности управляющей организации, поскольку указанные системы и устройства не входят в определенный законом перечень общего имущества. В части нарушений, указанных в п. 13 постановления, ООО «ГУЖФ» собственником не предавались огнетушители, в связи с чем отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения (огнетушителей). В состав платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (общежития) не включены работы и услуги по оборудованию помещений административно-бытового назначения автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, отделению указанных помещений от помещений жилого назначения ограждающими конструкциями (противопожарными преградами) с нормируемыми пределами огнестойкости с соответствующими заполнением дверного проема (противопожарной перегородки) с противопожарной дверью, обеспечение дома или общежития огнетушителями с соблюдением сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, устройство аварийного (эвакуационного) освещения в здании, равно как оборудование данного здания (эвакуационного) освещения и управления эвакуацией людей. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»). ООО «ГУЖФ» спорный МКД не передавался на праве владения, пользования, распоряжения. Таким образом, субъектом административного правонарушения является Министерство обороны Российской Федерации. В перечень услуг, оказываемых ООО «ГУЖФ» по договору управления, не входит оборудование помещения административно-бытового назначения автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, отделение указанных помещений от помещения жилого назначения ограждающими конструкциями (противопожарными преградами) с нормируемыми пределами огнестойкости с соответствующими заполнением дверного проема (противопожарная перегородка с противопожарной дверью, обеспечение объекта огнетушителями с соблюдением сроков их перезарядка, освидетельствования и своевременной замены, устройство аварийного (эвакуационного) освещения в здании, равно как оборудование данного здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Не предусмотрен данный вид работ и Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке оказания и выполнения». Кроме того, указанные в постановлении помещения (каб. 3,4 и комната № 8) не являются служебными помещениями УК ООО «ГУЖФ», так как переданы в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ» в соответствии с договором от 05.01.2015 № 20. В части нарушений п. 14-17 постановления ООО «ГУЖФ» указывает, что журнал инструктажей с персоналом обслуживающей организации по пожарной безопасности, документы об обучении пожарно-техническому минимуму руководителя организации, лиц, замещающих и ответственных за обеспечение пожарной безопасности на данном объекте защиты, специальные программы ПТМ для каждой должностной категории обслуживающей организации, утверждённые и согласованные органом ГПН в установленном порядке, представителем военной прокуратуры Воркутинского гарнизона не запрашивались. Более того, указанные выше нарушения относятся к деятельности ООО «ГУЖФ», как управляющей компании, а значит, являются нарушением лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом. Пункты 1-2 постановления содержат нарушения отделки стен на путях эвакуации на общей лестничной клетке с 1 по 3 этаж, однако обязанность по проведению работ по обеспечению пожарной безопасности здания путем замены применяемых при отделке здания материалов, конструктивных элементов лежит на собственнике здания. Управляющая компания не имеет права самостоятельно производить реконструкцию, переустройство или перепланировку многоквартирного дома (в том числе с расширением или надстройки), строительстве хозяйственных построек, и других строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, принятие решений о текущем ремонте общего имущества относится, согласно ст. 44 ЖК РФ, к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, т.е. в данном случае к компетенции Министерства обороны Российской Федерации. Нарушения, указанные в п. 4-6 постановления относятся к деятельности управляющей компании ООО «ГУЖФ», а значит являются нарушением лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.
Представитель ООО «ГУЖФ», должностное лицо - главный государственный инспектор г. Инты и Воркуты по пожарному надзору по Отделению надзорной деятельности и профилактической работы г. Инты и Воркуты ГУ МЧС России по Республике Коми в судебное заседание не явились.
Извещение о месте и времени рассмотрения жалобы направлялось юридическому лицу по адресу, указанному им в жалобе, однако судебная корреспонденция возращена в суд по истечении сроках хранения, таким образом, полагаю, что юридическое лицо уведомлено надлежащим образом. Должностное лицо административного органа извещено надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной корреспонденции.
В связи с этим жалоба рассмотрена в отсутствие представителя юридического лица и должностного лица административного органа.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьями 28.2 и 29.10 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях эти обстоятельства должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, военной прокуратурой Воркутинского гарнизона проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации и обслуживании здания общежития, расположенного по адресу: г.Воркута, ул.Яновского, д.6.
По результатам проверки военной прокуратурой Воркутинского гарнизона выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Постановлением заместителя военного прокурора Воркутинского гарнизона от 14.06.2017 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Главное управление жилищным фондом».
В частности, выявлены следующие нарушения требований п. 6, табл. 3,28 Федерального закона от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-Ф3; п. 6.16, 7.25, табл. 2 п. 5.14, 7.4 Строительных норм и правил 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 3,4, п. 42 п. п. А, Б, В, п. 70, п. 478 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 №390; п. 1.4 Ведомственных строительных норм 35-94 «Общевойсковые здания», утверждены начальником строительства и расквартирования Вооружённых Сил РФ от 15.02.1994 г.; табл. 3 п. 38 норм пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утверждены Приказом МЧС России от 18.06.2003 №315; табл. 2 п. 15. п. 19 НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», п.5.2.7 Свода правил 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-
планировочным решениям»; п. 7.105 СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*»; п. 31.52.53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» в здании общежития квартирного типа по адресу: г.Воркута, ул.Яновского, д.6, а именно:
1. Для отделки стен на путях эвакуации в общей лестничной клетке с 1 по 3 этаж применены материалы класса пожарной опасности ниже КМ 2 (Г1,В2,Д2,Т2,РП1).
2. Помещения (поэтажные коридоры 2,4,5,6,7,8,9 этажей), в которых расположена лестница 2-го типа не отделены от лестничной клетки противопожарными перегородками 1-го типа.
3. Двери поэтажных коридоров на 3 этаже, ведущие на общую лестничную клетку, не обеспечены приспособлением для самозакрывания с уплотнением в притворах.
4. В помещениях для обслуживающего персонала (комната №8, каб. №3,4) и в помещении лифтовой допускается эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников.
5. В помещении лифтовой допускается эксплуатация электроустановочного изделия (электрораспределительной коробки) с видимыми нарушениями целостности (открыта крышка).
6. В помещении лифтовой допускается эксплуатация электропроводов (электрораспределительной коробке) с видимыми нарушениями изоляции (соединения механическую скрутку).
7. Помещения административно-бытового назначения (кабинеты управляющей компании помещения для персонала) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
8. Помещения административно-бытового назначения (кабинеты управляющей компании помещения для персонала) не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее СОУЭ) 2 типа.
9. Жилое здание коридорного типа не оборудовано СОУЭ 2 типа.
10. Помещения административно-бытового назначения (кабинеты управляющей компании помещения для персонала) класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3 не отделены от помещений жилого назначения класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 ограждающими конструкциями (противопожарными преградами) с нормируемыми пределами огнестойкости с соответствующим заполнением дверного проёма (противопожарная перегородка противопожарной дверью 1 типа).
11. Руководитель организации не обеспечил объект огнетушителями в соответствии с нормами положенности, а также не обеспечил соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования, своевременной замены.
12. В здании отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение: в коридорах по маршруту эвакуации; в зоне изменения направления маршрута; перед каждым эвакуационным выходом; при пересечении проходов и коридоров; на лестничных маршах; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации.
13. На объекте отсутствует журнал учёта первичных средств пожаротушения (огнетушителей).
14. Отсутствует приказ о назначении ответственного лица за обеспечение пожарной безопасности.
15. Отсутствует журнал инструктажей с персоналом обслуживающей организации по пожарной безопасности.
16. Не проводится обучение пожарно-техническому минимуму руководителя организации, лиц замещающих и ответственных за обеспечение пожарной безопасности на данном объекте защиты.
17. Отсутствуют специальные программы ПТМ для каждой должностной категории обслуживающей организации, утверждённые и согласованные с органом ГПН в установленном порядке.
Постановлением главного государственного инспектора г.Инты и г.Воркуты по пожарному надзору от 13.07.2017 N 15 по делу об административном правонарушении ООО «ГУЖФ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: решением о проведении проверки, решением о расширении предмета проверки, материалом проверки, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.
Бездействие Общества правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Наказание назначено в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности.
Не оспаривая событие совершенного правонарушения, заявитель в жалобе указывает, что субъектом административного правонарушения в данном случае является Министерство обороны Российской Федерации, как собственник спорного многоквартирного дома. Однако с указанными доводами жалобы нельзя согласиться.
Как следует из материалов дела, 29.04.2015 ООО «ГУЖФ» выдана лицензия №000137 от 29.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. На основании договора №2-УЖФ-02 от 27.07.2015 ООО «ГУЖФ» осуществляет управление специализированным жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ. В перечень объектов, переданных в управление входит многоквартирный жилой дом №6 по ул.Яновского в г.Воркуте Республики Коми.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Из совокупности приведенных правовых норм следует, что бремя содержания общедомового имущества ложится на управляющую организацию, в том числе это в полной мере касается и реализации мер пожарной безопасности.
Многоквартирный дом N 6 по ул. Яновского г. Воркуты находится под управлением ООО "ГУЖФ", а потому Общество ответственно за соблюдение норм пожарной безопасности, поскольку надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение безопасности (в том числе пожарной) для жителей дома.
Доводы жалобы о том, что доказательства отсутствия у управляющей организации журналов инструктажей с персоналом обслуживающей организации, равно и как доказательств непроведения инструктажа и обучения персонала, в материалах проверки отсутствуют, соответствующие объяснения у уполномоченных сотрудников, ответственных за ведение журналов и проведение мероприятий сотрудниками прокуратуры не брались и документы не запрашивались, опровергаются имеющимися в материалах проверки доказательствами.
Так, заместителем военного прокурора Воркутинского гарнизона 25.04.2017 в адрес руководителя обособленного подразделения «Архангельский» ООО «ГУЖФ» был направлен запрос о вызове работника для получения объяснения, в котором также указывалось о непредоставлении следующих документов: журнал учета первичных средств пожаротушения (огнетушителей), приказ о назначении ответственного лица за обеспечение пожарной безопасности, журнал инструктажей с персоналом обслуживающей организации по пожарной безопасности, сведения об обучении пожарно-техническом минимуму (далее - ПТМ) руководителя организации, лиц, замещающих и ответственных за обеспечение пожарной безопасности на данном объекте защиты, а также специальные программы ПТМ для каждой должностной категории обслуживающей организации, утвержденные и согласованные с органом ГПН в установленном порядке.
Указанные документы к установленному времени возбуждения дела об административном правонарушении в военную прокуратуру Воркутинского гарнизона не представлены, как и не представлены к поданной заявителем жалобе.
Остальные доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку заявителем имеющихся в деле доказательств, не содержит правовых аргументов, влияющих на выводы должностного лица, в связи с чем, подлежат отклонению, как несостоятельные.
Несогласие представителя ООО "ГУЖФ" с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене постановления о назначении административного наказания по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ, поскольку выявленные в помещениях Общества нарушения влияют на возможность возникновения пожара, время его обнаружения и дальнейшего распространения, а также возможность проведения спасательных работ и потому создают потенциальную угрозу жизни и здоровью находящихся в нем людей.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ГУЖФ" к административной ответственности не нарушены. Оснований для прекращения производства по делу не усматривается.
Административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено ООО "ГУЖФ" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» в лице обособленного подразделения «Архангельский» на постановление главного государственного инспектора г. Инты и Воркуты по пожарному надзору по Отделению надзорной деятельности и профилактической работы г. Инты и Воркуты ГУ МЧС России № 15 от 13.07.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми.
Судья Н.И. Екимова