ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-293/17 от 18.01.2018 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-3/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

18 января 2018 года г. Хабаровск

Судья Кировского районного суда г. Хабаровска С.Н. Опалей, рассмотрев жалобу Кобелевой Марии Ивановны на постановление первого заместителя министра финансов Хабаровского края ФИО4 от 03 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении заместителя директора МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» Кобелевой М.И.,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением и.о. прокурора г.Хабаровска ФИО9. от 08 сентября 2017 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении заместителя директора МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» Кобелевой М.И. Постановление направлено в министерство финансов Хабаровского края, для рассмотрения по существу.

Постановлением первого заместителя министра финансов Хабаровского края ФИО4 от 03 октября 2017 года -АП заместитель директора МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» Кобелева М.И. привлечена к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за нецелевое использование средств краевого бюджета в размере <данные изъяты> рублей на оплату фактически не выполненных работ по муниципальному контракту от 02.10.2015 -М на строительство объекта «Детский сад в Волочаевском городке в Центральном районе г.Хабаровска на 230 мест».

Кобелева М.И. обратилась в Кировский районный суд г. Хабаровска с жалобой, в которой просит производство по делу прекратить, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного постановления, отсутствие в ее действиях состава правонарушения, поскольку нецелевого использования бюджетных средств допущено не было. В период проведения контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой Хабаровского края Учреждением 27.03.2017г. произведено сторнирование работ на сумму <данные изъяты> руб., по результатам акта контрольного обмера от 15.03.2017г., после чего кредиторская задолженность уменьшилась до <данные изъяты> руб. Оплата по актам о приемке выполненных работ в 2017 году произведены 14.04.2017г. в размере <данные изъяты>. и 27.06.2017г. в размере <данные изъяты>. Оплата актов формы КС-2 от 10.02.2017г. , произведена 14.04.2017г. на уже уменьшенные суммы. Правовым основанием для перечисления денежных средств подрядчику ООО «Монолит» являлись акты приемки работ. Доказательств, подтверждающих наличие в действиях Кобелевой М.И. умысла на совершение противоправного деяния, ответственность за которое установлена ст. 15.14 КоАП РФ в материалы дела не представлено. Получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно. Кроме того, в ходе проведения контрольно-счетной палатой Хабаровского края контрольного мероприятия, выявленные нарушения были устранены, работники, виновные в допущенных нарушениях привлечены к дисциплинарным взысканиям. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ характеризуется только умышленной формой вины, тогда как в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении установлено, что субъективная сторона выражена в форме неосторожности должностного лица.

В судебное заседание Кобелева М.И. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием защитников Гензель Е.Ю. и Титяковой Е.В., что судья считает возможным.

В судебном заседании защитники Гензель Е.Ю. и Титякова Е.В. жалобу поддержали, приведя те же доводы, дополнительно пояснили, что работы, отраженные в актах КС-2 , , были оплачены платежными поручениями на основании заявки на кассовый расход от 13.04.2017г. В ходе проведения контрольного мероприятия КСП Учреждением 27.03.2017г. произведено сторнирование работ на сумму <данные изъяты>. Нарушения, выявленные при проверке КСП Хабаровского края были устранены, по результатам рассмотрения представления КСП Хабаровского края от 18.05.2017г. руководством Учреждения в целях недопущения выявленных в ходе проверки нарушений, усилен контроль, а также проведена дополнительная разъяснительная работа с работниками Учреждения.

Должностное лицо Министерства финансов Хабаровского края ФИО4 в судебное заседание не явился, просил жалобу рассмотреть без его участия, представил письменный отзыв на жалобу, в котором указал, что 04.04.2017г. между министерством строительства края и администрацией г. Хабаровска было заключено соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета муниципальному образованию края на софинансирование расходных обязательств муниципального образования края по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства муниципальной собственности на 2017 год. В соответствии с разделом I Соглашения субсидия из краевого бюджета в размере <данные изъяты> руб. предоставляется на софинансирование расходного обязательства муниципального образования по строительству объекта капитального строительства объекта муниципальной собственности детского сада. Справкой об изменении сводной росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств от 07.04.2017г. средства субсидии доведены по до МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту». Для выполнения работ по строительству Объекта Учреждение заключило с ООО «СК «Монолит» муниципальный контракт -М от 02.10.2014г., разделом 5 которого предусмотрен порядок оплаты выполненных работ после подписания сторонами актов-приемки выполненных работ. Порядок сдачи и приемки выполненных работ предусмотрен разделом 7 Контракта. В ходе проверки КСП Хабаровского края было установлено, что часть работ, оплаченных Учреждением, фактически не выполнены, то есть цель выделения денежных средств не достигнута. Оплата по актам формы КС-2 от ДАТА куда вошли, в том числе, работы, фактически не выполненные, произведена платежными поручениями на основании заявок на кассовый расход. Денежные средства на оплату работ по актам № направлены на основании заявок на кассовый расход от 13.04.2017г. №, подписанные и.о. директора Учреждения Кобелевой М.И. Дальнейший учет суммы, оплаченной сверх объемов выполненных работ, в бухгалтерском учете с уменьшением общей суммы кредиторской задолженности по оплате контракта, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, поскольку правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ, считается оконченным в момент совершения платежно-расчетной операции. Основанием привлечения Кобелевой М.И. к ответственности, послужили ее распорядительные действия, совершенные при исполнении обязанностей директора, поскольку оплата по платежному поручению не производится без заявки на кассовый расход. В связи с этим, считает ссылку на необходимость привлечения к ответственности иных должностных лиц и сотрудников Учреждения, необоснованной. Привлечение сотрудников к дисциплинарной ответственности не исключает, а наоборот, подтверждает вину руководителя Учреждения являющегося должностным лицом в смысле ст. 2.4 КоАП РФ. Считает, что формы вины не имеет квалифицирующего значения для образования состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, поскольку в отличие, от составов правонарушений, содержащихся в статьях 5.14, 7.17, 11.30 КоАП РФ и т.д., указание именно на умышленное совершение правонарушения в ст. 15.14 КоАП РФ отсутствует. Считает вынесенное постановление законным и обоснованным, принятым в соответствии с процессуальным законодательством, которое просит оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

И.о. прокурора г. Хабаровска ФИО8., вынесший постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, извещенный о дне, времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

В судебном заседании помощник прокурора г. Хабаровска Олейникова И.М. с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что они были предметом рассмотрения должностного лица административного органа, считает, что постановление является законным и обоснованным, просила его оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, поскольку факт оплаты фактически невыполненных работ подтвержден.

Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитников ФИО2 и ФИО3, заключение помощника прокурора г. Хабаровска Олейниковой И.М., исследовав материалы дела, оснований для отмены постановления должностного лица и удовлетворения жалобы не нахожу.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Статья 6 Бюджетного кодекса РФ к получателю бюджетных средств относит, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Согласно ч. 1 ст. 746 Гражданского кодекса РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. Согласно п. 1 ст. 748 Гражданского кодекса РФ заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика.

В соответствии с Перечнями адресных инвестиционных проектов, утвержденных постановлениями администрации г. Хабаровска на 2014, 2015, 2016 годы предусмотрено строительство социальных объектов, в том числе, строительство объекта «Детский сад в Волочаевском городке в Центральном районе г. Хабаровска на 230 мест» за счет бюджетных средств городского округа «Город Хабаровск» при софинансировании за счет средств бюджета Хабаровского края.

Указанный объект включен в Перечень адресных инвестиционных проектов администрации г. Хабаровска в соответствии со ст. 79 Бюджетного кодекса РФ, Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Порядком формирования и мониторинга реализации Перечня адресных инвестиционных проектов, утвержденным распоряжением администрации г. Хабаровска от 10.07.2012 №197-р, постановлением администрации г. Хабаровска от 04.04.2014г. № 1253 «Об утверждении правил осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности города Хабаровска за счет средств бюджета городского округа «город Хабаровск».

Постановлением Правительств Хабаровского края от 05.06.2012г. № 177-пр утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 13 февраля 2017г. № 31-пр «О распределении субсидий краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов, на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов» городскому округу «Город Хабаровск» предусмотрено предоставление субсидии из краевого бюджета на строительство детского сада на 230 мест в микрорайоне «Волочаевский городок» в размере <данные изъяты> руб.

Как следует из материалов дела, 04 апреля 2017 года между министерством строительства края и администрацией г. Хабаровска было заключено соглашение о предоставлении городскому округу «Город Хабаровск» субсидии из краевого бюджета в размере <данные изъяты> руб. на софинансирование расходов по строительству детского сада в Волочаевском городке. Обязательства городского округа «Город Хабаровск» по финансированию не предусмотрено.

Субсидия в размере <данные изъяты> руб. доведена до МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» 10.04.2017г.

Для выполнения работ по строительству Объекта «Детский сад в Волочаевском городке в Центральном районе г. Хабаровска на 230 мест» МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» заключило с ООО «Строительная компания «Монолит» муниципальный контракт от ДАТА., разделом 5 которого предусмотрен порядок оплаты выполненных работ после подписания сторонами актов - приемки выполненных работ. Порядок сдачи и приемки выполненных работ предусмотрен разделом 7 Контракта. В соответствии с пунктом 1.2 контракта работы по контракту осуществляются как единый, непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции.

Согласно п. 1.3, 1.4 контракта Учреждение поручает, а ООО «Строительная компания «Монолит» принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, утвержденной проектной документацией, а Учреждение обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Пунктом 4.4. Контракта предусмотрена обязанность Учреждения, как заказчика, осуществлять строительный контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством, правильностью использования применяемых подрядчиком материалов, изделий, конструкций и оборудования,
принимать у подрядчика выполненные работы или предоставить мотивированный
отказ в письменном виде, для проверки представленных подрядчиком результатов
работ провести экспертизу самостоятельно, либо привлечь экспертов или экспертные организации.

В ходе контрольного мероприятия, проведенного контрольно-счетной палатой Хабаровского края на объекте строительства установлено, что отдельные объемы выполненных работ, указанные в актах приемки (форма КС-2), не соответствуют фактически выполненным объемам работ, а именно: по монтажу в тепловом узле регулирующих каркасных стен, по монтажу отопительных приборов, по монтажу кровельного покрытия теневых навесов из профильного листа, по установке умывальников, моек, смесителей к ним, унитазов и смывных бачков к ним, душевых поддонов и смесителей к ним, душевых кабин. Стоимость оплаченных, но не выполненных работ на объекте, составляет <данные изъяты> руб.

Оплата по актам формы КС-2 от ДАТА, куда вошли, в том числе работы, фактически не выполненные, произведена платежными поручениями на основании заявок на кассовый расход.

Денежные средства на оплату работ по актам № направлены на основании заявок на кассовый расход от ДАТА, подписанные и.о. директора Учреждения Кобелевой М.И.

Согласно акту форму КС-2 от 10.02.2017г. стоимость выполненных работ составила <данные изъяты>. Стоимость не выполненных работ, включенных в акт КС-2 от 10.02.2017г. составила <данные изъяты> руб.

Согласно акту формы КС-2 от 10.02.2017г. стоимость выполненных работ составила <данные изъяты> руб., стоимость невыполненных работ <данные изъяты> руб.

Согласно акту формы КС-2 от 10.02.2017г. стоимость выполненных работ составила <данные изъяты> руб., стоимость невыполненных работ <данные изъяты>.

Согласно заявке на кассовый расход, подписанной и.о. директора Учреждения Кобелевой М.И., оплата за невыполненные работы произведена за счет средств субсидии из краевого бюджета по КБК платежными поручениями .

В соответствии с пунктом 2.1.6 Уставу Учреждение выполняет функции получателя бюджетных средств, капитальных вложений по объектам муниципального
заказа, освоение бюджетных средств, направленных на капитальные вложения и
ремонтные работы. В соответствии с подпунктом 3.1.1.6 Устава Учреждение при
финансировании строительства объекта за счет нескольких источников и (или) инвесторов обеспечивает целевое использование финансовых средств. Согласно
пункту 5.1.2 Учреждение вправе распоряжаться по целевому назначению выделенными финансовыми средствами. Пунктом 7.3 Устава предусмотрено, что Учреждение обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с Уставом Учреждения (пункт 4.5) директор Учреждения
осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения, распоряжается
имуществом и. финансовыми средствами Учреждения в пределах предоставленных ему прав, несет ответственность за результаты производственно-финансовой деятельности, соблюдение финансовой дисциплины.

Распоряжением и.о. мэра г.Хабаровска от ДАТА-К на Кобелеву
М.И. возложено исполнение обязанностей директора Учреждения в период с
11.01.2017г.

Вместе с тем, Кобелевой М.И. не обеспечен целевой характер использования денежных средств, в результате чего часть субсидии, выделенной из краевого бюджета в общем размере <данные изъяты>., была направлена не по целевому назначению, а
именно - на оплату фактически не выполненных работ на Объекте.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Кобелевой М.И. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.

Факт нецелевого использования Кобелевой М.И. бюджетных средств подтверждается совокупностью имеющихся в деле достоверных и допустимых доказательств, в том числе: соглашением от 04.04.2017г., заявкой на предоставление субсидий; муниципальным контрактом от 02.10.2014г. (л.д.144-153); уставом Учреждения (л.д.100-104); актом контрольного мероприятия (т.2 л.д. 21-38); распоряжением от ДАТА о возложении обязанностей на Кобелеву М.И. (л.д. 63); актами о приемке выполненных работ (л.д.164-250); расчетами стоимости невыполненных работ (л.д.154-163); заявками на кассовый расход от 13.04.2017г.; платежными поручениями, актом контрольного обмера (л.д. 118-121), уведомлением по расчету между бюджетами, распоряжениями на зачисление средств, постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.09.2017г. и другими материалами дела. Все имеющиеся в материалах дела доказательства, оценены должностным лицом в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а вынесенное постановление основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

При таком положении Кобелевой М.И. допущено нарушение бюджетного законодательства РФ и она обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ. С выводами должностного лица о наличии в действиях Кобелевой М.И. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ считаю необходимым согласиться.

Таким образом, Кобелева М.И., являясь должностным лицом, обязана была соблюдать бюджетное законодательство, исходя из положений ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ у нее имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению и материалы дела не содержат этому доказательств, в связи с чем доводы жалобы в данной части являются несостоятельными.

Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих выполнению требований законодательства, материалы дела не содержат.

Доводы об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств были предметом рассмотрения должностного лица административного органа и обоснованно отклонены, поскольку опровергаются материалами дела.

Устранение выявленных нарушений в ходе проведения КСП края контрольного мероприятия не свидетельствует об отсутствии состава инкриминируемого Кобелевой М.И. правонарушения, поскольку правонарушение считается оконченным в момент подписания заявки на кассовый расход, т.е. 13.04.2017г., на основании которых подрядчику были перечислены средства краевой субсидии на оплату невыполненных работ, в связи с чем, доводы жалобы в этой части являются несостоятельными.

Приведенные в жалобе доводы о том, что работники, виновные в допущенных нарушениях привлечены к дисциплинарным взысканиям, не свидетельствуют об отсутствии вины Кобелевой М.И., как руководителя Учреждения в инкриминируемом правонарушении и не являются основанием к отмене постановления.

Утверждение заявителя жалобы о том, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно судьей отвергается, поскольку не соответствует материалам дела.

Указание прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.09.2017г. о том, что субъективная сторона выражена в форме неосторожности должностного лица, не является основанием для освобождения Кобелевой М.И. от административной ответственности, поскольку описание действий совершенных ею расписаны как умышленные, что соответствует требованиям законодательства и подтверждается материалами дела, в связи с чем, доводы жалобы в этой части являются несостоятельными.

Иные доводы жалобы являются несущественными и не могут повлечь отмену состоявшегося постановления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Факт совершения Кобелевой М.И. административного правонарушения должным образом установлен, наказание назначено с учетом требований ст.ст. 4.1 – 4.3 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ст. 15.14 КоАП РФ, в связи с чем, в удовлетворении жалобы об отмене законного и обоснованного постановления должностного лица следует отказать.

Жалоба Кобелевой М.И. не содержит доводов, опровергающих законность оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, и оснований к отмене постановления, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ, не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление первого заместителя министра финансов Хабаровского края ФИО4 от 03 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении заместителя директора МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» Кобелевой Марии Ивановны - оставить без изменения, а ее жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г. Хабаровска.

Судья С.Н. Опалей