РЕШЕНИЕ о пересмотре постановления по делу об административном правонарушении 12 сентября 2019 года г. Черкесск Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Джанибеков Р.М., с участием представителя директора ООО «Промэкология» ФИО1 ФИО2, действующего на основании доверенности, директора ООО «Промэкология» ФИО1 представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу - ФИО3, действующего на основании доверенности, Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу – ФИО4. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу директора ООО «Промэкология» ФИО1 на Постановление старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 от 04 июля 2019 № 19-Э/Ф/1-180/3 о назначении административного наказания по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Промэкология», УСТАНОВИЛ: Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу на основании жалобы проводилось административное расследование в отношении ООО «Промэкология». В рамках административного расследования старшим государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказсому Федеральному округу выявлено, что в нарушение требований ст. 21, ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ у ООО «Промэкология» отсутствует проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение. Указанные нарушения зафиксированы в Протоколе об административном правонарушении от 24.06.2019г. №№ 19-Э/Ф/1-180/1. Старший государственный инспектор Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу 04 июля 2019 годы вынес Постановление № 19-Э/Ф/1-180/3 о назначении административного наказания по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении директора ООО «Промэкология» ФИО1 Согласно Постановлению директор ООО «Промэкология» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ (неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации) в виде штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей. ФИО1 обратился в Карачаево-Черкесский городской суд с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить Постановление старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу о назначении административного наказания от 04.07.2019г. № 19-Э/Ф/1-180/3. В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО2 доводы жалобы поддержала и просила их удовлетворить. Представитель Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу – ФИО4 возражала против удовлетворении жалобы и просила отказать. Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав стороны, изучив материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности. Как следует из материалов дела старшим государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу в отношении ООО «Промэкология» было проведено административное расследование. В ходе административного расследования установлено, что ООО «Промэкология» является предприятием, которое относится к 1-й категории негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, ц целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Старший государственный инспектор в протоколе об административном правонарушении от 24.06.2019г. №19-Э/Ф/1-130/1 и в Постановлении от 04.07.2019г. № 19-Э/Ф/1-130/3 указал, что у ООО «Промэкология» на момент 01.01.2019г. отсутствовал проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, что является нарушением требований ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ. Судом установлено, что согласно Постановлению, время совершения административного правонарушения 00 час. 01 мин. 01.01.2019г. Однако ответственность за административное правонарушение, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, Часть 7 статьи 8.2 КоАП РФ введена в действие 17.06.2019г. Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 17.06.2019г. № 141-ФЗ. Соответственно на момент установления правонарушения ответственность по ч. 7 ст. 8.2 отсутствовала. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. У Общества и у директора Общества 01.01.2019г. отсутствовала возможность выполнять требования ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, ввиду того, что данная санкция не была предусмотрена законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Согласно ч.1ст. 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является наличие события административного правонарушения. Материалами дела не доказано, наличие в действиях директора ООО «Промэкология» ФИО1 события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. Кроме того, В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Комплексное экологическое разрешение (далее КЭР) разрабатывается согласно требованиям ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Постановления Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва». В соответствии с п. 6 Правил выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 (далее Правила), заявка на получение разрешения должна содержать информацию, установленную частью 3 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ч. 3 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать следующую информацию: - наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; - код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; - вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); - информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии; - сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; - информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии); - расчеты технологических нормативов; - расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ; - обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; - проект программы производственного экологического контроля; - информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе; - иная информация, которую заявитель считает необходимым представить. В соответствии с п. 4, 5 Правил разработки технологических нормативов, утвержденных Приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89 «Об утверждении Правил разработки технологических нормативов», технологические нормативы разрабатываются для объекта ОНВ, а также для его частей (далее - объекты технологического нормирования), на которых реализуются или планируется реализация технологических процессов, используется оборудование, применяются технические способы и методы при производстве продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг (далее - производство продукции), в отношении которых в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (далее - справочник НДТ) описаны идентичные технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, а также установлены технологические показатели наилучших доступных технологий, в том числе для выбросов, сбросов (далее - технологические показатели НДТ). Технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов (далее - маркерные вещества). Таким образом, разработать технологические нормативы в отношении загрязняющих веществ возможно в том случае, если на эти вещества установлены технологические показатели НДТ, которые указаны в справочниках по НДТ. В настоящее время на территории Российской Федерации отсутствуют справочники НДТ в области обращения с отходами. В отсутствие нормативной документации, в которой установлены технологические показатели НДТ невозможно разработать расчеты технологических нормативов. Расчет технологических нормативов является информацией, которая должна быть включена в заявку на получение КЭР. Таким образом, в настоящее время в соответствии с требованиями действующего законодательства получить КЭР не представляется возможным. Вместе с тем, разработка проекта нормативы образования отходов и лимиты на их размещение осуществляется на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. В соответствии с п 1.1 ст. 11 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014г. № 219-ФЗ, с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Согласно Сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 17.02.2017г., от 17.04.2018г. и от 20.06.2019г. ООО «Промэкология» является микропредприятием. Подпунктом «в» пункта 16 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 309-ФЗ) была отменена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства, и лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являлись количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Указанная норма вступила в силу с 29.06.2009 согласно части 2 статьи 49 Закона № 309-ФЗ и фактически с 29.09.2009 и по 01.01.2019 хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не могли разработать и утвердить в установленном порядке ПНООЛР. Согласно Постановлению № 1029, к I категории относятся, в том числе, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по демеркуризации ртутьсодержащих ламп, по обезвреживанию и размещению отходов I - III классов опасности, по захоронению отходов IV - V классов опасности мощностью более 20 тыс. тонн в год, и в силу положений Закона № 209-ФЗ являются субъектами малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствуют утвержденные в установленном порядке ПНООЛР. При этом положениями подпункта «б» пункта 3 статьи 2 Закона № 496-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Учитывая, что с 01.01.2019 статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также переходные положения, установленные подпунктом «б» пункта 3 статьи 2 Закона № 496-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения. Федеральной службой Росприроднадзора опубликовано официальное письмо о направлении информации от 29.12.2018г. № АА-10-02-36/29629, в котором указано, что субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения. Законодательством РФ предусмотрена обязанность разработать проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение на основании комплексного экологического разрешения. Ввиду того, что в настоящее время в законодательстве отсутствуют нормативные акты, на основании которых предприятиям, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами возможно получить комплексное экологическое заключение, такие Предприятия имеют право обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения. Таким образом, Передпиятия имеют право, но не обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Кроме того, Предприятия имеют право обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения. Таким образом, Предприятия могут осуществить право обратиться в Росприроднадзор в любое время с 01.01.2019г. до получения комплексного разрешения. Конкретная дата реализации этого права законодательством не установлена. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Согласно ч.1ст. 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является наличие события административного правонарушения. Материалами дела не доказано, наличие в действиях директора ООО «Промэкология» ФИО1 события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. Согласно п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения. На основании вышеизложенного, нахожу доводы жалобы директора ООО «Промэкология» ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 2.9, 30.6 и 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, РЕШИЛ: Признать незаконным и отменить Постановление старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу о назначении административного наказания от 04.07.2019г. № 19-Э/Ф/1-180/3 Производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Освободить директора ООО «Промэкология» ФИО1 от административной ответственности по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ. Решение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Судья Черкесского городского суда ФИО5 |