№12-293/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
22 июля 2019 года
Судья Промышленного районного суда г. Смоленска Самошенкова Е.А., при секретаре Блиновой Е.Э., рассмотрев жалобу генерального директора АО «Спецавтохозяйство» ФИО1 на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области № 104/2019 от 07.05.2019, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица Росприроднадзора по Смоленской области - государственного инспектора по Смоленской области ФИО2 № 104/2019 от 07.05.2019 генеральный директор АО «Спецавтохозяйство» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1, генеральный директор АО «Спецавтохозяйство» подал жалобу, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь то, что должностными лицами, проводившими проверку в отношении Общества не проверялось содержимое кузова ТС «Камаз» с целью определения наличия в нем отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. Акты осмотра в материалах дела отсутствуют. Кроме того, в ходе проверки не установлено, какие конкретно виды отходов с указанием наименования и кода по ФККО, содержащих в себе полезные компоненты, захоронение которых запрещается были обнаружены проверяющими. Помимо прочего при проведении проверки на полигоне никак не отражено, где именно находятся отходы, в состав которых входят утильные компоненты, захоронение которых запрещено. Отметил, что до 01.01.2019г. захоронение этих отходов не было запрещено, и они размещались на полигоне, в том числе шины пневматические автомобильные отработанные, шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом, покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные. При этом, в настоящее время указанные виды отходов накапливаются в специально отведенном месте и передаются для дальнейшей утилизации в ООО «КСТ-Экология». Действительно, проверяющими могли быть обнаружены отработанные покрышки, но это могла быть выступающая ее часть, захоронение которой имело место до 01.01.2019 г., поскольку в силу особенностей формы шин и покрышек со временем происходит их выдавливание на поверхность. Кроме того, в настоящее время АО «СпецАТХ» приобретен по договору финансовой аренды (лизинга) и введен в эксплуатацию мобильный завод сортировки ТКО, в связи с чем, производится сортировка поступающих на полигон отходов, не допускается размещение отходов в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, захоронение которых с 01.01.2019 г. запрещено. Сортировка отходов, поступающих на полигон и осуществление очистки полигона и прилегающей к нему санитарно-защитной зоны, что регулярно осуществляется предприятием.
Защитник ФИО1 – Молчанов П.Ю. просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Росприроднадзора по Смоленской области ФИО3 возражал против удовлетворения жалобы, полагал, что постановление является законным и обоснованным. Подтвердил, что на полигоне имеются отходы, запрещенные к захоронению.
Судья, заслушав участвующих в деле лиц, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из общих принципов административно-юрисдикционного процесса обязанность доказать наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении, отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу, возлагается на государственный орган с одновременным освобождением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от обязанности доказать свою невиновность. При этом все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу указанного лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Смоленского района на основании решения от 04.04.2019 № 02-08-2018 проведена проверка по вопросу исполнения АО «СпецАТХ» законодательства об отходах производства и потребления.
12.04.2019 по результатам проверки АО «Спецавтохозяйство», проведенной совместно помощником прокурора прокуратуры Смоленского района Смоленской области и сотрудниками Росприроднадзора по Смоленской области, составлена справка, из которой следует, что в ходе обследования 04.04.2019 г. территории складирования отходов полигона АО «СпецАТХ» обнаружены отходы, запрещенные к захоронению в соответствии с Перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р, а именно: полиэтиленовые мешки и пакеты, автомобильные покрышки отработанные, отходы картона обнаружены как на законсервированных, так и на действующей рабочих картах полигона.
Отходы автомобильных покрышек отработанных (4 класс опасности) отсутствуют в перечне разрешенных к размещению отходов, указанных в приложении к Лицензии на осуществление деятельности по собору отходов III-IV классов опасности, транспортировании отходов I-V классов опасности, обработки отходов III-IV классов опасности и размещению отходов III-IV классов опасности № (67)-7032-СТОР.
При осмотре полигона 04.04.2019, в мусоровозе рег. Номер №№, направлявшемуся на высыпку отходов на действующую рабочую карту после загрузки отсортированных отходов с мусоросортировочного комплекса, обнаружены такие виды отходов, как полиэтиленовые мешки и пакеты, отходы картона.
Постановлением должностного лица Росприроднадзора по Смоленской области - государственного инспектора по Смоленской области ФИО2 № 104/2019 от 07.05.2019 генеральный директор АО «Спецавтохозяйство» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в виде наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав правонарушения, предусмотренного названной статьей, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды» (далее - №7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохраняющих его здоровье.
Охрана окружающей среды является выражением публичного интереса в сохранении и восстановлении природных ресурсов и благоприятной среды обитания человека, представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, в том числе направленную на предотвращение негативного воздействия от их хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст. 1 №7-ФЗ, природоохранная деятельность).
Право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения санитарно - эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредствам государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Пунктами 1,2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов:
- юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и тербования в области охраны окружающей среды;
- юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления.
Из положений пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон №89-ФЗ), захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р, с 01.01.2019 года запрещается захоронение, в том числе: отходов бумаги и картона, шин и покрышек автомобильных отработанных, полэтиленовых мешков и пакетов.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 18.07.2017 №1037-р/адм ФИО1 избран генеральным директором АО «СпецАТХ» сроком на 1 год с 17.07.2017 по 16.07.2018 включительно.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 25.06.2018 №786-р/адм ФИО1 избран генеральным директором АО «СпецАТХ» сроком на 1 год с 17.07.2018 по 16.07.2019 включительно.
Согласно ст. 39 Устава АО «СпецАТХ», утвержденного распоряжением Администрации Смоленской области от 23.06.2017 №851-р/адм), руководство текущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором.
К компетенции генерального директора Общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров.
В соответствии со ст. 40 Устава, генеральный директор Общества должен действовать в интересах Общества, а также исполнять обязанности в отношении Общества добросовестно и разумно.
Приказом «Об организации системы экологического управления и системы экологического контроля» от 20.10.2018 №137/1 общее руководство за производственным экологическим контролем АО «СпецАТХ» оставлено за генеральным директором ФИО1
В ходе проведения проверки специалистами Росприроднадзора по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Кощинское с/п, северо-восточнее д. Замятлино на расстоянии 2,8 км, установлено, что генеральным директором АО «СпецАТХ» ФИО1 совершено административное правонарушение по ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В подтверждение вины ФИО1 в совершении вменяемого правонарушения в материалы дела представлена справка о результатах проверки, с приложенной фототаблицей, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.04.2019 г., фото и видео полигона.
В обоснование своей позиции, заявитель ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств вины в совершении вменяемого правонарушения, в частности отсутствуют доказательства наличия отходов потребления картона, полиэтиленовых мешков и пакетов в кузове мусоровоза (рег.нормер О821ЕМ67), а также захоронения запрещенных отходов после 01.01.2019г.
Как указывалось ранее, в справке, составленной по результатам проверки имеется указание на обнаружение при осмотре полигона 04.04.2019 г. в мусоровозе рег.знак О821ЕМ67RUS, направляющемуся на высыпку отходов на действующую рабочую карту после загрузки отсортированных отходов с мусоросортировочного комплекса, таких видов отходов, как полиэтиленовые мешки и пакеты, отходы картона.
Вместе с тем, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют объективные данные, подтверждающие данные обстоятельства.
Так, в материалах дела имеется фотография вышеназванного мусоровоза, однако, анализируя указанное доказательство, судья не может прийти к однозначному выводу, подтверждающему наличие в кузове последнего отходов запрещенных к захоронению, соответствующего акта в материалах дела не имеется.
Кроме того, отсутствуют сведения о маршруте движения указанного ТС, в связи с чем, судья не может прийти к однозначному выводу о том, что после отсортировки отходов, указанная спецтехника направлялась именно для выгрузки отходов на полигоне.
Кроме того, как следует из доводов жалобы и подтверждается материалами дела, на полигоне АО «СпецАТХ» с 01.01.2019 г. введен в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс, при этом, запрещенные к захоронению отходы отсортировываются и передаются в последующем по актам в специализированные организации для дальнейшей утилизации.
Между АО «СпецАТХ» и ООО «КСТ-Экология» заключен договор на оказание услуг по утилизации изношенных автомобильных шин от легкового и грузового транспорта № 218/18 от 04.06.2018 г.
Так, согласно акту № 274 от 09.10.2018 г. АО «СпецАТХ» оказаны услуги по утилизации шин в количестве 3,95 т., по акту № 150 от 21.06.2019 г. – в количестве 5,7 т., по акту № 212 от 28.06.2019 – в количестве 4,92 т.
Также судья соглашается с доводами жалобы в той части, что шины, покрышки, наличие которых зафиксировано проверяющими, располагаются в той части полигона, на которой производилось захоронение отходов до 01.01.2019 г., поскольку с учетом формы шин и покрышек, их специфичного веса из-за кавитации, происходит их выдавливание на поверхность.
Указанные обстоятельства также подтверждаются и приложенной к справке фототаблицей, из которой усматривается, что обнаруженные покрышки присыпаны песком, и не находятся полностью на поверхности полигона.
В материалы дела представлена должностная инструкция начальника полигона твердых коммунальных отходов и отходов производства АО «СпецАТХ», в соответствии с п. 2.1. которой, в обязанности последнего входит осуществление контроля за морфологическим составом отходов, не допущение ввоза на полигон отходов, не соответствующих по видам и классности нормативам полигона, контролировать учет поступающих отходов на полигон (по результатам весового контроля) и ведение соответствующих документов (талоны-пропуска, ведомости, журнала).
Кроме того, имеется график проведения очистки санитарно-защитной зоны и подъездной дороги к полигону ТКО (л.д. 24).
Согласно актов выполненных работ очистка проводится в соответствии с представленным графиком (л.д. 25-32).
Из показаний допрошенной в качестве свидетеля ФИО6 следует, что отходы на полигон доставляются спецтехникой, затем происходит их отсортировка. Каждый скат должен составлять 50 см., когда высота достигает 2-х метров происходит пересыпка.
При изложенных данных, с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невозможно сделать безусловный вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, а именно захоронения на полигоне ТБО, расположенном по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Кощинское с/п, северо-восточнее д. Замятлино на расстоянии 2,8 км, отходов, запрещенных к захоронению с 01.01.2019 г. после указанной даты.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
При таких обстоятельствах постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области № 104/2019 от 07.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, то есть в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
Решил:
Постановление должностного лица Росприроднадзора по Смоленской области - государственного инспектора по Смоленской области ФИО2 № 104/2019 от 07.05.2019 о привлечении генерального директора АО «Спецавтохозяйство» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора АО «Спецавтохозяйство» ФИО1 прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения
Судья Е.А.Самошенкова