ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-293/20 от 12.11.2020 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

дело №12-293/2020

РЕШЕНИЕ

12 ноября 2020 года г.Смоленск

Судья Ленинского районного суда г.Смоленска С.Л. Фролова (<адрес>),

рассмотрев жалобу Администрации г. Смоленска, расположенной по адресу: <адрес>, на постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области К.Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ,

установил:

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области К.Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация г. Смоленска признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

В жалобе Администрация г.Смоленска ставит вопрос об отмене указанного постановления как незаконного и необоснованного, ссылаясь на недоказанность события административного правонарушения и наличие предусмотренных частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ оснований для прекращения производства по делу.

Представитель Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом.

Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области просил рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении без участия их представителя, с доводами жалобы не согласился.

Ознакомившись с доводами жалобы, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется бездействием юридического лица, создающим препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из требований части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

С учётом этого, защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно части 1, части 2 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

По делу установлено, что вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Заднепровского районного суда г. Смоленска на Администрацию г. Смоленска возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт в доме <адрес>, включающий в себя ремонт: кровли шиферной с полной заменой кровельного покрытия; стропильной системы и обрешетки деревянной с полной заменой деревянной конструкции; утеплителя из шлака с полной заменой утеплителя; перекрытий деревянных по деревянным балкам, оштукатуренных, чердачных с полной заменой чердачного перекрытия; трубопроводов отопления, горячего холодного водоснабжения и запорной арматуры внутридомовых систем холодного, горячего водоснабжения до первого запорного устройства включительно, чугунных батарей отопления, канализационных труб с полной заменой металлических трубопроводов и запорной арматуры, батарей отопления, канализационных труб; электроснабжения дома с полной заменой системы электроснабжения дома – электропроводки, светильников, щитков, приборов и переводом существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; отмостки с полной заменой подготовки и асфальтового покрытия; фасадов с полной перекраской с полной подготовкой поверхности.

В соответствии с данным решением судом выдан исполнительный лист серии от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области возбужденно соответствующее исполнительное производство (л.д. 22-23, 24).

В связи с неисполнением Администрацией г. Смоленска требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, ДД.ММ.ГГГГ в отношении заявителя вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 25).

Во вновь установленный срок должником требования исполнительного документа исполнены не были.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Смоленска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 25).

Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ Администрации г. Смоленска назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ (данное обстоятельство представителем Администрации г. Смоленска не оспаривалось) (л.д. 21).

Поскольку постановленный судебный акт Администрацией г. Смоленска исполнен не был, ДД.ММ.ГГГГ в отношении заявителя судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, а постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области К.Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Смоленска признана виновной в совершении данного административного правонарушения и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

При таком положении, заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области К.Н.С. пришёл к правильному выводу о наличии вины Администрации г.Смоленска в совершении вмененного ей правонарушения, поскольку должником не были приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнения заявителем содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, не установлено.

Зная об установленном судебным приставом-исполнителем новом сроке исполнения требований исполнительного документа, заявитель к этому сроку обязан был принять все зависящие от него меры, направленные на исполнение этих требований в рамках правовых процедур, предусмотренных законом. При наличии объективных причин для неисполнения судебного акта Администрация г.Смоленска, как должник по исполнительному производству не была лишена права обратиться в Ленинский районный суд г.Смоленска с соответствующим ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта и использовать иные правовые способы для разрешения возникшей ситуации, однако указанные активные действия должником своевременно осуществлены не были.

Доводы Администрации г.Смоленска об отсутствии вины в совершении вмененного ей административного правонарушения со ссылкой на отсутствие необходимых для исполнения требований исполнительного документа в бюджете <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ гг. денежных средств и принятие ею исчерпывающих мер, направленных на выделение дополнительных бюджетных ресурсов для проведения капитального ремонта жилых домов, строительства дорог, ремонта дорожного полотна, признаются судом несостоятельными.

Совершённое органом местного самоуправления правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан. В соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства», в связи с чем, органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.

Таким образом, отсутствие в бюджете <адрес> необходимых для исполнения судебного решения денежных средств само по себе не свидетельствует об отсутствии вины Администрации г.Смоленска в совершении вмененного ей правонарушения и данное обстоятельство не может быть признано уважительной причиной неисполнения органом местного самоуправления в течение длительного периода вступившего в законную силу судебного акта.

Обстоятельств, указывающих на возможность применения части 4 стати 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено.

Допустимость и достоверность доказательств по делу сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Отсутствие сведений о выезде судебного пристава - исполнителя к месту совершения исполнительских действий с составлением соответствующего акта не свидетельствует о недостаточности доказательств, исследованных и получивших оценку при рассмотрении дела. Кроме того, суд отмечает, что КоАП РФ не предусматривает определенного перечня доказательств по делу, поэтому отсутствие указанных сведений нарушением не является и не свидетельствует об отсутствии в действиях Администрации г. Смоленска события административного правонарушения.

Таким образом, оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, пришло к обоснованному выводу о виновности Администрации г. Смоленска в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

При таком положении, основания для отмены оспариваемого постановления отсутствуют. Указанное постановление вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено заявителю в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, с учётом характера совершенного правонарушения и обстоятельств дела.

Руководствуясь ст.ст.24.5, 30.6, 30.7, КоАП РФ,

решил:

Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области К.Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Администрации г.Смоленска – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд путем подачи жалобы в 10-дневный срок со дня получения либо вручения копии судебного акта.

Судья С.Л. Фролова

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД: 67RS0002-01-2020-003195-49

Подлинный документ подшит в материалы дела № 12-293/2020