ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-293/2021 от 10.02.2022 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Оляхинова Г.З. № 7-5/2022

№ 12-293/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Элиста 10 февраля 2022 г.

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиева Б.Т.,

при секретаре Пичко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Т.А. на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министра здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В.,

у с т а н о в и л:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее – УФК по РК) от 27 августа 2021 г. министр здравоохранения Республики Калмыкия Кикенов Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** руб.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 ноября 2021 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, руководитель УФК по РК Шакирова Т.А. просит отменить решение судьи. Указывает, что по итогам внеплановой выездной проверки в адрес министерства здравоохранения РК направлено представление от 2 апреля 2021 г. с требованием принять меры по устранению причин и условий способствовавших совершению выявленных нарушений. О результатах исполнения представления министерству следовало проинформировать УФК по Республике Калмыкия в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 28 мая и 30 июня 2021 г. В оспариваемом судебном акте указывается, что, Министерство в установленные сроки проинформировало УФК по РК о результатах исполнения представления путем направления 25 мая 2021 г. на электронный адрес УФК по РК – ufk05@yandex.ru письма с приложением подтверждающих документов. Между тем УФК по РК имеет другой адрес электронной почты - ufk05@roskazna.ru, что указано на официальном сайте и официальных бланках Управления, а также в направленном Министерству представлении. В этой связи письмо Министерства не было получено Управлением, что является нарушением срока представления информации об исполнении представления и свидетельствует о совершении министром здравоохранения Республики Калмыкия Кикеновым Ю.В. как должностным лицом, возглавляющим указанный государственный орган, административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

На жалобу УФК по РК поданы возражения, в которых министр здравоохранения Кикенов Ю.В. просит отказать в ее удовлетворении и решение судьи Элистинского городского суда РК от 17 ноября 2021 года оставить без изменения.

В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия по доверенности Сангаджиева О.М. доводы жалобы поддержала.

Кикенов Ю.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30. 6 Кодекса РФ об административных правонарушениях его неявка в судебное заседание признана судом не препятствующей проведению судебного разбирательства по жалобе.

Выслушав мнение представителя УФК по РК Сангаджиевой О.М., исследовав материалы дела об административном правонарушении, обозрев дело об административном правонарушении №***, прихожу к следующему.

Частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Как видно из материалов дела, УФК по РК в период с 13 января по 15 февраля 2021 г. проведена выездная плановая проверка соблюдения министерством здравоохранения Республики Калмыкия законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения нужд субъектов РФ, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета, в сфере здравоохранения, в том числе рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» (идентификатор контрольного мероприятия 2021-ПВ.***).

По результатам проверки должностные лица контролирующего органа пришли к выводу о том, что Министерством допущены следующие нарушения:

1) нарушение требований части 5 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ), а именно при обосновании НМЦК по закупке от 14.05.2019 №*** с начальной максимальной ценой контракта *** руб. ** коп. «Выполнение работ по расширению защищенной сети передачи данных в сфере здравоохранения РК» использовано коммерческое предложение организации, прекратившей деятельности на дату направления запроса;

2) нарушение пункта 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, пункта 1.5 государственного контракта от 25.09.2019 №*** (ИКЗ ****) - Министерством не применены меры ответственности в отношении поставщиков при нарушении срока монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования, инструктажа и обучения правилам эксплуатации и технического обслуживания, в виде пени в размере *** руб. ** коп.;

3) нарушение пункта 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, пункта 1.5 государственного контракта от 30.11.2020 №*** (ИКЗ *****) - Министерством не применены меры ответственности в отношении поставщика при нарушении срока доставки, разгрузки, сборки, установки, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования, инструктажа и обучения правилам эксплуатации и технического обслуживания, виде пени в размере *** руб.;

4) нарушение части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ - Министерством произведен неверный расчет пени за просрочку исполнения обязательства по государственному контракту от 03.07.2020 №***(ИКЗ ***) на сумму ** руб. ** коп.;

5) нарушение подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ - Министерством допущено изменение существенных условий государственного контракта от 14.06.2019 №** (ИКЗ ****4), не предусмотренное Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ по увеличению количества отдельной закупаемой позиции товара по контракту на 22 % больше допустимых 10 % на сумму *** руб. (в том числе за счет субсидий из федерального бюджета на сумму *** руб. ** коп.).

В связи с выявленными нарушениями 2 апреля 2021 г. УФК по РК направило в адрес министерства представление № **** (далее – представление) с требованием принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений по пунктам 1-5 предписаний в срок до 28 мая 2021 года, по пунктам 2,4 - в срок до 30 июня 2021 года. Кроме этого, указано на необходимость информирования Управления о результатах исполнения представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов не позднее даты исполнения представления.

В связи с отсутствием ответа Министерства в установленный срок, должностное лицо административного органа составило в отношении министра здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В. протокол об административном правонарушении по части 20 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, который послужил основанием для привлечения последнего к административной ответственности в соответствии с данной нормой.

Пересматривая дело об административном правонарушении по жалобе Кикенова Ю.В. в порядке статьи 30.6 КоАП РФ, судья городского суда пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения и отменил обжалуемое постановление, прекратив производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

С такими выводами судьи следует согласиться.

Из буквального толкования диспозиции части 20 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Из пункта 7 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 г. № 1095 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» следует, что на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии), результатов повторной проверки (ревизии), о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля и (или) о наличии оснований для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки (ревизии) обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.

По смыслу приведенного правового регулирования законность представления означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению тех нарушений норм и правил, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.

Исполнимость представления является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативных правовых актов, и одним из элементов законности представления, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Из представления руководителя УФК по Республике Калмыкия от 2 апреля 2021 г. № *** следует, что оно содержит требование «по пунктам 1-5 принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений в срок до 28 мая 2021 года, по пунктам 2 и 4 – в срок до 30 июня 2021 года» без указания на какие-либо конкретные действия, которые должно совершить министерство здравоохранения Республики Калмыкия для устранения изложенных в представлении нарушений бюджетного законодательства. Кроме того указано на необходимость информирования Управления о результатах исполнения представления не позднее 2 дней с даты исполнения представления.

25 мая 2021 года Министерство здравоохранения РК направило в адрес УФК по РК ответ на представление от 2 апреля 2021 года, в котором сообщается об исполнении пунктов 1, 3-5 представления, и о невозможности устранения в установленный срок нарушения, указанного в пункте 2 представления по объективным обстоятельствам – наличие возникших не по вине поставщика, поставившего оборудование в предусмотренные контрактом сроки, препятствий для своевременного монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования, связанных с недостатками бетонного основания помещения, в котором оно должно быть установлено.

Своевременное исполнение Министерством пунктов 1, 3-5 представления и информирование УФК по РК о невозможности устранения в установленный срок нарушения, указанного в п. 2 предписания, не оспаривалось в данном судебном заседании представителем УФК по РК, который, ссылаясь на несвоевременное информирование органа об исполнении предписания, пояснял, что нарушения, указанные в четырех пунктах, представления устранены в установленный срок, а по пункту 2 между Министерством и УФК по РК имеется судебный спор, рассматриваемый Арбитражным судом РК.

Доводы УФК по РК о ненадлежащем исполнении Министерством обязанности по направлению в финансовый орган информации по представлению в установленный срок правильно признан судом необоснованным.

Из материалов дела и пояснений представителя УФК по РК в суде следует, что в связи с действующими противоэпидемическими мерами указанное сообщение могло быть направлено только в форме письма, направленного по электронной почте.

Факт своевременного направления Министерством ответа №*** от 25 мая 2021 г. в адрес УФК по РК подтверждается скрин-копией о направлении указанного письма с электронной почты minzdrav@rk08ru на электронный адрес ufk05@yandex.ru (л.д. 10-11).

Доводы представителя УФК по Республики Калмыкия о заблаговременном извещении Министерства об изменении адреса электронной почты УФК с ufk05@yandex.ru на ufk05@roskazna.ru не подтверждаются материалами дела, в котором указанное извещение отсутствует, а из представленных Министерством скрин-копий имеющихся в свободном доступе интернет-ресурсов следует, что на момент направления Министерством информации по предписанию адрес электронной почты ufk05@yandex.ru указывался, как действующий.

Таким образом, в материалах дела имеются достаточные доказательства исполнения министерством здравоохранения Республики Калмыкия представления руководителя УФК по Республике Калмыкия.

Кроме того, само по себе несоблюдение министерством срока информирования органа финансового контроля об исполнении представления не может рассматриваться как его неисполнение, в связи с чем данные действия не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

С учетом изложенных обстоятельств вывод судьи городского суда об отсутствии события административного правонарушения, вмененного в вину министру здравоохранения Республики Калмыкия Кикенову Ю.В. следует признать правильным и оснований для отмены или изменения решения судьи городского суда не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении министра здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В. оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Т.А. – без удовлетворения.

Судья Б.Т. Сангаджиева