Судья Тютюкина И.В. | Дело № 21-98/2022 (№ 12-293/2021) 64RS0043-01-2021-000558-58 |
РЕШЕНИЕ
14 марта 2022 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Закарян И.В.,
при ведении протокола помощником судьи Береговским М.С.,
с участием прокурора Эйдиной О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя директора по операционному управлению регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества «Управление отходами» ФИО1 на решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 20 октября 2021 года, постановление заместителя начальника инспекции, государственного жилищного инспектора Саратовской области ФИО2 от 30 декабря 2020 года № 138, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, в отношении операционного директора регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества «Управление отходами» ФИО1,
установил:
постановлением заместителя начальника инспекции, государственного жилищного инспектора Саратовской области ФИО2 от 30 декабря 2020 года № 138 операционный директор регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества «Управление отходами» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Волжского районного суда города Саратова от 20 октября 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 обратился с жалобой на вышеуказанные процессуальные акты, в которой просит их отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование своих доводов автор жалобы указывает, что судом первой инстанции необоснованно признан несостоятельным довод жалобы о том, что в населенных пунктах Аркадакского, Балтайского, Калининского, Красноармейского, Новобурасского, Романовского, Самойловского муниципальных районов Саратовской области отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем у регионального оператора отсутствовала обязанность по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами жителям данных муниципальных образований. Суд первой инстанции неправомерно сослался на пункт 19.4 Соглашения № 2 от 20 июня
2018 года, заключенного региональным оператором и Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области об обязанности регионального оператора обеспечить по согласованию с уполномоченным органом и органами местного самоуправления организацию мест сбора и накопления в соответствии с территориальной схемой, поскольку данный пункт утратил силу. Кроме того, полагает, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, применение судом материального права основано на их неправильном толковании.
В судебном заседании защитник ФИО1 – Коршунова А.А. поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представитель прокуратуры Саратовской области Эйдина О.Б. возражала против удовлетворения жалобы.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.
Выслушав защитника ФИО1 – Коршунову А.А., прокурора
Эйдину О.Б., изучив доводы жалобы, проверив законность вынесенного постановления должностным лицом и решения суда, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Административная ответственность по статье 7.23 КоАП РФ наступает за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 24.6 Федерального закона от
24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 3 и 4 постановления Правительства РФ от
31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Пунктом 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05 октября 2017 года № 853 (далее – Порядок), установлено, что накопление твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области осуществляется следующими способами: а) в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнерах и бункерах, расположенных на контейнерных площадках; в) в пакетах, мешках или других специально предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов емкостях в индивидуальной жилой и дачной застройке.
В соответствии с пунктами 6.1 и 6.2 Порядка накопление ТКО на территориях индивидуальной жилой застройки, садово-огороднических и дачных товариществ осуществляется в специально предназначенных для их накопления емкостях, в том числе пакетах, мешках.
Пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления ТКО емкости предоставляются Региональным оператором в соответствии с Договором на оказание услуг либо по заявкам потребителей услуги по обращению с ТКО. По согласованию с Региональным оператором могут также использоваться другие специально предназначенные емкости, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Региональный оператор определяет новые места накопления ТКО, исходя из целесообразности их размещения, с учетом санитарно-эпидемиологических требований, в соответствии с Соглашением, а также по заявкам потребителей услуги по обращению с ТКО.
Как следует из пунктов 6.4, 6.5 Порядка вывоз ТКО с мест их накопления осуществляется Региональным оператором по Договору на оказание услуг или оператором по обращению с ТКО в соответствии с договором на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Частота вывоза ТКО определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, условиями Договора на оказание услуг, договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Для коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами пунктом 17 Приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
06 мая 2011 года № 354, установлена обязанность исполнителя обеспечивать своевременный вывоз твёрдых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Пунктом 17 Приложения № 1 Правил предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). При этом, пункт 150 Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
В силу соглашения № 2 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 20 июня 2018 года между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО «Управление отходами» региональный оператор обязался обеспечить на территории Саратовской области сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (том 2 л.д. 41-52).
В соответствии с пунктом 4 указанного соглашения в зону деятельности регионального оператора входит территория Аркадакского, Базарно-Карабулакского, Балтайского, Балашовского, Воскресенского, Екатериновского, Калининского, Красноармейского, Лысогорского, Новобурасского, Петровского, Романовского, Ртищевского, Самойловского, Саратовского, Татищевского, Турковского муниципальных районов Саратовской области, закрытого административно-территориального образования «Светлый».
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой Саратовской области была проведена проверка, по итогам которой установлено, что региональным оператором Саратовской области филиала
АО «Управление отходами» с 01 января 2020 года не обеспечено предоставление коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Аркадакского, Балтайского, Калининского, Красноармейского, Новобурасского, Романовского, Самойловского муниципальных районов Саратовской области, что подтверждалось информацией в виде писем глав Администраций Аркадакского, Балтайского, Калининского, Красноармейского, Новобурасского, Романовского, Самойловского муниципальных районов Саратовской области (том 1 л.д. 85 оборот – 88 оборот).
Приказом регионального оператора Саратовской области филиалом
АО «Управление отходами» № 19 от 13 июня 2018 года ФИО1 назначен на должность операционного директора регионального оператора Саратовской области филиала АО «Управление отходами» (том 1 л.д. 89).
В соответствии с пунктом 2.1 должностной инструкции операционного директора регионального оператора Саратовской области филиала АО «Управление отходами» от 18 апреля 2018 года № 5 в обязанности операционного директора входит организация производственно – хозяйственной деятельности по организации предоставления услуги в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (том 1 л.д. 90).
По результатам проверки заместителем прокурора Саратовской области
09 апреля 2020 года было возбуждено производство по делу об административном правонарушении (том 1 л.д. 82 оборот – 84).
30 декабря 2020 года заместителем начальника инспекции, государственным жилищным инспектором Саратовской области ФИО2 в отношении операционного директора регионального оператора Саратовской области филиала
АО «Управление отходами» ФИО1 вынесено постановление № 138 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Судья районного суда, при рассмотрении жалобы ФИО1 на постановление должностного лица, согласился с выводами должностного лица о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Вместе с тем при рассмотрении жалобы прихожу к следующему.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 28.4 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.
В части 2 статьи 28.2 КоАП РФ перечислены сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения. Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Из представленных материалов следует, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 апреля 2020 года, не отражены конкретные место, время совершения, а также событие административного правонарушения.
Указано абстрактно место совершения нарушения: Аркадакский, Балтайский, Калининский, Красноармейский, Новобурасский, Романовский, Самойловский муниципальные районы Саратовской области.
Временем совершения правонарушения указана дата выявления нарушения – 07 апреля 2020 года.
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указано событие административного правонарушения, а именно в чем конкретно выразилось нарушение, вмененное ФИО1
Кроме того, приказом № 294 от 29 ноября 2019 года ФИО1 был переведен на должность заместителя директора по операционному управлению в акционерном обществе «Управление отходами» (том 2 л.д. 40).
Вопрос о должностных обязанностях заместителя директора по операционному управлению в акционерном обществе «Управление отходами» ни должностным лицом при вынесение постановления, ни судом при рассмотрении жалобы на это постановление не выяснялся.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 апреля 2020 года подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что названный выше процессуальный документ является недопустимым доказательством, выводы о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются преждевременными.
Данным обстоятельствам при рассмотрении дела судьей районного суда надлежащая оценка не дана.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу пункта 3 статьи 30.7 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 20 октября 2021 года и постановление заместителя начальника инспекции, государственного жилищного инспектора ФИО2 от 30 декабря 2020 года № 138, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Саратовском областном суде жалобы ФИО1 срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, возобновление производства и направление дела на новое рассмотрение недопустимо, в связи с чем производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 20 октября
2021 года, постановление заместителя начальника инспекции, государственного жилищного инспектора ФИО2 от 30 декабря 2020 года № 138, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, в отношении операционного директора регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества «Управление отходами» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья И.В. Закарян